Перед тем как отправиться в отпуск, успейте вскочить в последний вагон и оценить самые свежие премьеры, которыми театры уже традиционно завершают сезон, чтобы при встрече с менее проворными знакомыми недоуменно поднимать бровь («Как, вы еще не видели?»), прослыть самым утонченным ценителем прекрасного на всем курорте или за бокалом вина поддержать разговор о современном искусстве. А если серьезно, то просто сходите в театр, и хоть лето – далеко не самый горячий сезон культурной жизни Беларуси, в июле столичные и областные коллективы предлагают немало интересных и разнообразных событий. Где стряхнуть с себя усталость городских будней, заняться интеллектуальной эквилибристикой и получить эстетическое удовольствие, читайте в нашей афише.
За смыслом
Вечер танцевальных перформансов на сцене Республиканского театра белорусской драматургии – своего рода интеллектуальная эквилибристика, облеченная в форму современного танца, игра, основное правило которой для зрителя – оставить шаблонные представления о танце и театре за пределами зала.
В своих работах «Погранзона» и «Уроки дикции» Анна Озерская и Ольга Лабовкина исследуют пограничное состояние перехода, выбора, предшествующие ему и последующие фазы, ставят вопросы, погружающие в глубины подсознания, и, в лучших традициях современного искусства, оставляют зрителю пространство для вольной интерпретации увиденного. Интересно, что на показе Анна и Ольга предстанут сразу в двух ролях: как постановщицы и исполнительницы работ друг друга. Если вы цените красоту и оригинальность формы, а после похода в театр обожаете предаваться рефлексии, смело покупайте билет.
Когда: 8 июля, 19.00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для исследователей экзистенциальных глубин
Билеты: 10 – 18 бел. руб.
За премьерой
Конкурс драматургии «Франциск Скорина и современность», итоги которого подвели еще осенью, продолжает откликаться в театральной жизни. Пару месяцев назад все горячо обсуждали «Карьеру доктора Рауса» по пьесе Виктора Мартиновича, а в июле придет время для премьеры спектакля «Камедыя Юдзіф» по пьесе Сергея Ковалева, отмеченной на конкурсе дипломом в номинации «сценическая идея», в Гродненском областном театре кукол.
Хоть Скорина в пьесе Ковалева и упоминается (наравне с Вивальди, Кранахом, Рубенсом и прочими художниками, в творчестве которых находил отражение образ Юдифи), как и фрагменты его предисловия к «Книге Иудифи», главными героями в ней все же являются Юдифь и Олоферн, женщина и мужчина, любовь к человеку и любовь к своей земле. Библейская история становится своего рода поводом для исследования их взаимоотношений, затрагивая близкие и понятные современному человеку темы.
Ставит пьесу Олег Жюгжда, и по тому успешному результату, который уже дало сотрудничество режиссера и драматурга (спектакль «Магічнае люстра пана Твардоўскага»), от премьеры стоит ожидать как минимум качественного, умного и эмоционально тонкого театра.
Когда: 22 июля, 19.00
Где: Гродненский областной театр кукол
Для кого: для тех, кто верит в любовь
Билеты: 8-10 бел. руб.
За нескучной классикой
«Макбет» Джузеппе Верди – редкий случай счастливого союза в равной степени гениальных драматургии и музыки, что, возможно, и обеспечило этому произведению долгую жизнь, огромную популярность, но также стало и основной сложностью при постановке этой оперы, требующей от артистов высокого класса как вокального, так и актерского мастерства.
Все это обещает постановка Метрополитен-опера, которую можно увидеть в Минске благодаря проекту TheatreHD. В главных партиях в этом «Макбете» заняты сербский баритон Желько Лучич и Анна Нетребко, чье исполнении роли амбициозной Леди Макбет критики назвали сенсацией. «Макбет» – опера, насыщенная страстями и глубоким драматизмом, поэтому от украшательств вроде роскошных костюмов (за исключением кроваво-красного наряда Леди Макбет) и дорогих интерьеров создатели отказались. Строгие и мрачные декорации точно передают атмосферу действия, перенесенного в первую половину ХХ века, а дозированное использование медиатехнологий помогает в воплощении мистической линии произведения, не отвлекая при этом внимания от самого главного – музыки и исполнителей.
Когда: 12 июля, 19.00
Где: кинотеатр «Центральный»
Для кого: для тех, кому Нью-Йорк только снится
Билеты: 19 бел. руб.
За современностью
В белорусский театр, кажется, начинает возвращаться любовь к своему, к современному. Постановки по произведениям отечественных драматургов и писателей постепенно превращаются из единичных случаев, смелых экспериментов отдельных театров, в значимую и значительную часть репертуара.
Так, на Камерной сцене Купаловского театра уже несколько лет идет спектакль «Шабаны» по одноименному роману Альгерда Бахаревича. Тому, кто роман прочел, постановка Елены Ганум может показаться упрощенной: в ней отсутствует многомерность текста Бахаревича, где сочетается бытовая история, рассуждения о природе «шабанов», некоего загадочного, почти мистического места на границе реальности и небытия, «шабанов» внутренних и внешних, тема эмиграции и такое живое ощущение города, его принадлежности тебе, а тебя – ему.
В купаловских «Шабанах» основной становится бытовая история, раскрашенная в оттенки гротеска и абсурда, вызывающая смех, отливающая иногда ностальгией и приобретающая романтический характер. Если вы читали роман, вам наверняка будет интересно посмотреть, как этот текст воплотили на сцене, если нет, возможно, просмотр подвигнет вас на знакомство с современной белорусской литературой.
Когда: 17 июля, 19.00
Где: Национальный академический театр имени Янки Купалы
Для кого: для тех, кто знает… сал, бэн, рош
Билеты: 10 бел. руб.
За эстетическим удовольствием
Такие спектакли Саулюса Варнаса, как «Крейцерова соната» и «Смех в темноте», можно назвать своего рода ребусами из прекрасных визуальных образов, вовлекающих зрителей в путешествие к глубинам человеческого подсознания и бушующим в нем страстям. Очередная премьера режиссера в Могилевском драматическом театре, «Женщина моря» по пьесе Генрика Ибсена, скорее всего, исключением не станет. Только если в предыдущих спектаклях мрачные страсти обуревали мужчин, в этот раз разобраться предстоит в женской психологии и желаниях.
«Женщина моря», Эллида, главная героиня пьесы, вопреки кажущемуся погружению на дно своих неосознанных влечений, все же переживает эмоциональный шторм и находит душевный покой и свое место на суше. Но будет ли оптимистичным финал в спектакле Саулюса Варнаса, который никогда не предлагает однозначных трактовок и прямых решений, сказать трудно. А вот за утонченность визуального решения, внимание к форме, поэтичность и многозначность образов спектакля, поручиться наверняка можно.
Когда: 27 и 28 июля, 18.30
Где: Могилевский драматический театр
Для кого: для свободных духом
Билеты: 4-7 руб.
За новыми впечатлениями
Проект Brest Stories Guide театра «Крылы Халопа» так и хочется назвать нашим ответом группе Rimini Protocoll. Хочется, но не будем. Просто скажем, что «Крылы халопа» сделали современный и нужный проект, посвященный теме Холокоста, антисемитизма и «проблеме исключения одних людей другими в современном мире».
Технически Brest Stories Guide – это приложение с картой, на которой обозначены объекты и пять маршрутов, сопровождаемых звуковыми историями-описаниями, а на деле – своего рода документальный аудиоспектакль, главными действующими лицами которого является история и город, экскурсия по «несуществующему» Бресту, которую проводят жертвы, палачи и свидетели событий 30-40-х годов ХХ века.
Вне зависимости от определения этот проект поднимает важные темы, сохраняет память и обращается к каждому лично.
Когда: когда вам захочется
Где: Брест
Для кого: для всех небезразличных
Скачать приложение можно тут.