Меню

Новости

ЧТО. ГДЕ. ЗАЧЕМ

Май. Театр легенд и мифов

Текст:

Фото:

В конце весны, когда вечера становятся все длиннее и теплее, сложно устоять перед соблазном сбежать из города и устроить себе каникулы. Но если такой возможности у вас нет, то вы, по крайней мере, можете порадовать себя походом в театр. Тем более в мае премьеры просто расцветают на сценах не только столичных, но и областных театров, так что культпоход вполне можно совместить с небольшим путешествием по Беларуси. Выбирайте сами, что вам больше по душе: античные трагедии и мифы, историческое фэнтези или современные городские легенды.

За нескучной классикой

«Богему» Джакомо Пуччини, поставленную в Большом театре Беларуси художественным руководителем Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александром Тителем, можно назвать если не самой громкой, то уж точно самой ожидаемой премьерой года в музыкальном театре.

Титель, который в 1997 году как раз за постановку «Богемы» получил свою первую «Золотую маску», не стал переносить старый спектакль на белорусскую сцену, а придумал новую концепцию, бережную по отношению к Пуччини и интересную для современного зрителя. В этом спектакле привлекает визуальное решение, построенное на обращении к искусству модерна, фигурам знаковых для этого направления художников. В «Богеме» можно увидеть, например, артиста в образе ван Гога и парящих над городом Шагала и Беллу. В главных партиях минской «Богемы» заняты молодые артисты Оперного и приглашенные солистки, что делает оперу более свежей по эмоциям и содержанию.

Постановка уже получила лестные отзывы критиков и зрителей, но лучше составьте собственное мнение — для этого нужно всего-то купить билет и пойти в театр.

Фото: Александр Горбаш

Когда: 2 мая, 19:00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Для кого: для любителей Пуччини и искусства модерна
Билеты: 4.50 — 120 BYN

За вечными вопросами

Привычными стали разговоры о востребованности современной белорусской драматургии за рубежом, а вот посмотреть, как с текстами, например, Пряжко и Богославского работают украинские или российские режиссеры, белорусским зрителям удается нечасто. В мае у вас есть возможность увидеть спектакль «Тату, ти меня любив?» по пьесе Дмитрия Богославского «Тихий шепот уходящих шагов» киевского театра «Золоті ворота» в постановке одного из самых ярких молодых режиссеров Украины и художественного руководителя театра Стаса Жиркова.

Те, кто в этом году был на «Март-контакте», уже смогли оценить работу киевлян, которая отличалась достаточно свободным обращением с пьесой. Критики отметили практически фрейдистский уровень ставшей центральной в спектакле темы отношений родителей и детей и даже придумали название режиссерскому стилю Жиркова — «сновидческий реализм». Так что советуем не пропустить возможность познакомиться поближе с прекрасным украинским театром.

 

Фото: Настя Теликова

Когда: 14 мая, 19:00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для тех, кто хоть раз задавался вопросом, любят ли его родители
Билеты: 15 BYN

За разрушением легенд

К книгам Светланы Алексиевич белорусский театр обратился еще в 1980-е, но «театральным» автором лауреатка Нобелевской премии так и не стала, несмотря на постановки «Чернобыльская молитва» в РТБД и «Время секонд хэнд» в Могилевском драматическом театре.

Но недавно список спектаклей по книгам Алексиевич пополнился. В Минском областном драматическом театре (Молодечно) появилось свое «Время секонд хэнд» в постановке Валерия Анисенко. «Документальная драма», как определяют жанр спектакля его создатели, предлагает совершить путешествие в прошлое, достаточно далекое и недавнее, услышать голос «красного человека», чтобы понять немного больше не только о стране, которой больше нет на карте, и ее людях, но и о нас сегодняшних. Зачем? Потому что сложно двигаться в будущее без осознания и принятия прошлого, каким бы страшным оно ни было.

Когда: 30 мая, 19:00
Где: Минский областной драматический театр (Молодечно)
Для кого: для тех, кто не боится правды
Билеты: 10 BYN

За современным феноменом

Андруся Горвата можно назвать не только «феноменом», но и современной легендой, как и его «Радзіва “Прудок”». Дворник (и журналист) уезжает из столицы в полесскую деревню, восстанавливает дом деда, публикует свои наблюдения за деревенской жизнью и собой в фейсбуке, а потом превращает их в книгу, которая мгновенно становится популярной среди читателей и получает признание в среде профессионалов. Чем не история чудесного успеха? А в мае к ней прибавится еще одна глава: на Камерной сцене Купаловского состоится премьера спектакля «Радзіва “Прудок”».

В спектакле будет занято трое актеров: Михаил Зуй перевоплотится в «Андрусіка Іванавіча», а Светлана Аникей и Дмитрий Есиневич примерят на себя по несколько образов прудковцев. Постановка станет режиссерским дебютом для купаловца Романа Подоляко, но не первым его обращением к тексту «Радзіва “Прудок”». На седьмом фестивале velcom Smartfilm короткометражка «Ягор» по тексту Горвата, снятая Подоляко и Зуем, получила приз зрительских симпатий. Однако театр не кино, так что не стоит ожидать переноса «Ягора» на сцену, как и точного воспроизведения книги. Поэтому вместо того, чтобы гадать, что да как в ожидании премьеры, перечитайте еще раз «Радзіва “Прудок”» или съездите в деревню к бабушке, пусть даже и не на Полесье.

Когда: 16, 17 и 25 мая, 19:00
Где: Национальный академический театр имени Я. Купалы
Для кого: для тех, кто не стесняется своих корней
Билеты: уже нет, но всегда можно поспрашивать «лишний билетик» — вдруг повезет. Кстати, 3 мая стартует продажа билетов на июньские показы «Радзіва»

За настоящим экспериментом

Гомельский городской молодежный театр молодежный не только по названию, но и по содержанию. Лучшее подтверждение этому — последние премьеры театра, например, «Метод» Гальсерана в постановке Виталия Кравченко или «Летели качели» Константина Стешика в режиссуре Дениса Паршина. И театр не собирается останавливаться на достигнутом.

В мае на сцене Гомельского молодежного состоится премьера спектакля OEDIPUS (Эдип) по трагедии Софокла. Ставит пьесу одного из величайших античных драматургов один из интереснейших белорусских режиссеров нового поколения Юра Диваков. Вместе с ним над постановкой работают Таня Дивакова, Эрик Орлов-Шимкус и Дина Данилович.

В работах Юры Дивакова акцент всегда сделан на визуальной составляющей, текст становится объектом игры, а смыслы возникают из формы. В своем новом спектакле режиссер обещает сохранить практически весь текст Софокла, только вместо хора будут звучать песни на стихи Дмитрия Ермоловича-Дащинского. Но работа с текстом, по словам Юры Дивакова, будет экспериментом, как и сама постановка. Да, вы не ослышались: хоть за режиссером уже закрепили звание экспериментатора, экспериментом из всех своих спектаклей он сам считает только OEDIPUS.

Что же касается темы, то ее постановщики обозначили как тему знания и незнания, но, судя по всему, спектакль будет наполнен и экзистенциальной проблематикой, ведь «Эдип — человек страдания и боли… Эдип — это одиночество новой формации».

Когда: 18, 19, 20 и 22 мая, 19:00
Где: Гомельский городской молодежный театр
Для кого: для ценителей экспериментов
Билеты: 9 BYN

За вечными сюжетами

Минский областной театр кукол «Батлейка» в основном ведет довольно тихую и незаметную жизнь, хотя в 1990-е годы этот кукольный театр был одним из самых самобытных в Беларуси. Теперь у «Батлейки» есть все шансы обратить на себя внимание даже взыскательных критиков и зрителей: в мае в Молодечно состоится премьера новой работы Евгения Корняга — постановки «Сестры Грайи».

Жанр спектакля определен как «мифы Древней Греции», поэтому ждать линейной истории, как, например, в «Бетоне» вряд ли стоит. В «Сестрах Грайях» будут затронуты сюжеты, связанные с Мойрами, Персеем и Медузой Горгоной, Данаей и Зевсом, Геей, Ураном и Кроносом. Пытаться предугадать, каким образом Евгений Корняг интерпретирует тот или иной миф, что он увидит за архетипическими сюжетами, — дело неблагодарное. Но упомянутые персонажи и аннотация к спектаклю почему-то заставляют думать, что в молодеченской постановке будут затронуты вопросы, связанные с подсознанием, инстинктами и областями иррационального.

Фото: instagram.com/korniag.e

Когда: 13 мая, 18:00
Где: Минский областной театр кукол «Батлейка»
Для кого: для поклонников Корняга и древнегреческой мифологии
Билеты: 10 BYN

За белорусским фэнтези

В мае исполняется 130 лет Могилевскому драматическому театру. Эту значительную дату коллектив отпразднует премьерой спектакля «Таямніца старой ратушы» в постановке Владимира Петровича. Если у вас вдруг мелькнула крамольная мысль о «датском» спектакле, можете смело гнать ее от себя. Драматургия Сергея Ковалева, а именно он является автором пьесы, — это всегда качественный текст, в котором исторические реалии и известные сюжеты, сохраняя свой колорит, приобретают современное звучание.

«Таямніца старой ратушы» обещает представить зрителям белорусский вариант фэнтези, действующими лицами которого станут типичные для средневекового города персонажи: войт, златошвейка, корчмарка, палач… Не обойдется в спектакле и без мистики-магии — какое же фэнтези без них! За визуальное решение «Таямніцы старой ратушы» отвечают художники Андрей Меренков и Татьяна Лисовенко, создавшие яркий образ средневековья в мюзикле «Софья Гольшанская». Одним словом, над постановкой работает команда профессионалов, так что советуем отправиться в Могилев на премьеру, тем более билеты стоят дешевле некуда.

Когда: 15, 16, 17, 22 и 30 мая, 17:30, 18:00 и 18:30
Где: Могилевский областной драматический театр
Для кого: для поклонников Толкина, Мартина и любителей истории
Билеты: 2 — 7 BYN

За событием

Редакция «Культпросвета» нежно любит театр кукол (уверены, что мы не одиноки в этом), потому считает, что главным событием мая для всех театралов станет Х Международный фестиваль театров кукол в Минске. На фестивале свои лучшие работы традиционно представят коллективы из Беларуси, а также мастера кукольного дела из Франции, Испании, Болгарии, Ирана, Израиля и России.

Из белорусской программы советуем обратить особое внимание на «Новую землю» в постановке Александра Янушкевича (Брест) и спектакль «Плих и Плюх» Юры Дивакова (Гомель), а из международной — на постановки Алексея Лелявского в театре Karlsson-Haus (Россия) «Биография» и Wanted Hamlet и спектакль «Убю» компании Pupella-Nogues (Франция), который был создан специально для крупнейшего фестиваля кукольного искусства в Шарлевиль-Мезьере.

Спектакль «Плих и Плюх», реж. Юра Диваков. Фото: puppet.gorodgomel.by

Когда: 18 — 21 мая
Где: Белорусский государственный театр кукол, РТБД, Молодежный театр, НДТ, Купаловский театр
Для кого: для всех, кто готов открывать новое в театре и себе
Билеты: 7 — 15 BYN

telegram-4

Top