В юном месяце апреле предлагаем вам окунуться в молодой, бурлящий жизнью и энергией, шокирующий и провоцирующий театр, который не боится быть непонятным и иногда даже отталкивающим. В нашей афише мы подобрали для вас постановки по современной драматургии, работы молодых, ярких режиссеров, спектакли с актуальной тематикой, которые явно противопоказаны любителям просто «развлечься» и махровым консерваторам. Хотя почему бы и нет?
Устройте театральный трип, посмотрите эти спектакли — и вы будете в курсе того, что представляет собой современный по духу и форме белорусский театр, и убедитесь, что больной все же скорее жив, чем мертв.
За «культурным шоком»
Если вы смотрели work-in-progress? Юры Дивакова «Крестовый поход детей» на сцене ЦБД или в Оk16 и не собираетесь идти на спектакль «Крестовыйпоходдетей» в уверенности, что ничего нового и лучшего придумать просто невозможно, советуем поторопиться с покупкой билетов — спектакль с предыдущими работами режиссера над этим текстом имеет не слишком много общего. Просто вспомните свои чувства после просмотра «Войцека». Понравилось? Тогда смело бегите в Оk16!
Спектакль Юры Дивакова — это особый мир, существующий по своим законам, где текст скорее повод, а не смысловой центр. В нем пухнущие от голода дети «пухнут» в прямом смысле — уродливыми телами костюмов, рассыпаются золотые блестки, звучит музыка, и вообще складывается ощущение, что вы попали в счастливый сон дадаиста или сюрреалиста. Или на детский утренник, как режиссер сам характеризует свою постановку.
В «Крестовомпоходедетей» определенно есть своя эстетика и красота, и даже если вы привыкли к выстроенным историям и гармоничным образам, понять ее или хотя бы получить от происходящего удовольствие вы точно сможете, если разрешите себе жить по законам удивительного мира Юры Дивакова.
Когда: 9 и 10 апреля, 19:30
Где: Оk16
Для кого: для поклонников совриска
Билеты: 20 BYN
За нескучной классикой
Давно не новость, что классика может быть актуальной и шокирующей. Такой она, например, предстает в спектакле Игоря Казакова «На дне» по пьесе Максима Горького. Вместе с художницей Татьяной Нерсисян и композитором Александром Литвиновским режиссер создает мир, населенный людьми-червями, «человеками». Пугающие куклы, «приросшие» к актерам-аниматорам, которые время от времени делают попытки сбросить свои оболочки, воплощают все уродство социального дна, находящегося совсем рядом с нами. Все происходящее на сцене напоминает danse macabre, собственно, макабрическим танцем с огромным трупом-скелетом умершей Анны и заканчивается первое действие. «Мертвецы не слышат, мертвецы не чувствуют», — вопят и пляшут герои, которые и сами почти мертвы. И только вопрос времени, когда придут санитары, чтобы смыть людей-червей, не способных не только на то, чтобы изменить свою жизнь, но даже поверить в возможность этого.
Когда: 18 и 19 апреля, 18:30
Где: Могилевский областной театр кукол
Для кого: для любителей «экзистенциальных драм»
Билеты: 6 BYN
За новым опытом
Тем, кто считает себя обладателем крепкой психики, стоит отправиться в Могилев на спектакль «Июль» по тексту Ивана Вырыпаева.
Предупреждаем сразу: главный герой «Июля» — шестидесятилетний маньяк-каннибал, сожравший собаку (исключительно из-за внезапно проснувшегося желания жить во что бы то ни стало), убивший приютившего его священника (исключительно из милосердия, стремясь таким образом обеспечить ему место в раю) и завладевший (в прямом смысле) рукой и сердцем санитарки, так похожей на его школьную любовь.
Дина Годер называла «Июль» одним из самых сильных текстов Ивана Вырыпаева, Марина Давыдова отмечала его «дистиллированный пафос», и все сходились на том, что за ужасной историей психа прячется настоящая метафизика. Именно она, наверное, и привлекла к этому тексту внимание режиссера Саулюса Варнаса. И ради этого сочетания режиссуры Варнаса, всегда наполненной метафорами и радующей изысканным визуальным рядом, и текста Вырыпаева, создающего свою реальность, можно прокатиться в Могилев. Как минимум новый опыт вам будет гарантирован.
Когда: 19 апреля, 18:00
Где: Могилевский драматический театр (Малая сцена)
Для кого: для самых смелых любителей искусства
Билеты: 6 — 7 BYN
За эстетическим экстазом
Режиссер Евгений Корняг определил жанр своего спектакля «Бетон» как «визуальная поэзия». И это не просто метафора, а очень точное раскрытие самой сути происходящего на сцене.
Бетонный блок, выстроенный Татьяной Нерсисян, со множеством окон и дверей, за которыми (не) любят, мучаются от одиночества, ищут и (не) находят любовь и тепло, — во многом воплощение отношений в современном обществе, над которыми, отталкиваясь от мифа об Орфее и Эвридике, рефлексирует режиссер.
«Визуальная поэзия», написанная теплыми живыми телами актеров по холоду мертвого бетона, жестока, чувственна и прекрасна. Безликие, сплетенные в единую массу тела, соблазняющие прелестями секса и обустроенного быта женщины, любовная лихорадка-карусель, в которой стремительно меняются партнеры, — красноречивые образы, соседствующие и контрастирующие со сдержанным трагизмом потери настоящей любви и себя, обретенного в ней, ощущением тотального одиночества и боли, которую не утолит даже смерть. Спектакль Корняга можно смотреть, прослеживая сюжет мифа, разгадывая смыслы созданных на сцене образов или просто погружаясь в созерцание, наслаждаясь ритмом и формой. В любом случае он не оставит вас равнодушным.
Когда: 3, 15, 29 апреля, 19:00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для тех, кто (не) верит в любовь
Билеты: 7 — 15 BYN
За современным взглядом на театр для детей
Режиссер Александр Янушкевич — повод гордиться белорусским театром, а его спектакль «Мой папа — птиц» — повод съездить в Брестский театр кукол. Вместе с художницей Татьяной Нерсисян и композитором Александром Литвиновским режиссер создал спектакль, который хоть и в меньшей степени, чем книга Дэвида Алмонда, но все же полон магического реализма.
Папа девочки Лиззи возомнил себя «человекоптицем» и готовится принять участие во Всемирном конкурсе летунов. Постепенно он вовлекает в свою затею не только Лиззи, но и директора школы, который, в общем-то, должен был как-то приструнить папу Кар-Кара…
Для детей этот спектакль в первую очередь станет историей о том, как важно мечтать и верить в свои мечты, поддерживать близких и уважать идеи и увлечения других (пусть и не всегда близкие им самим), а взрослым спектакль позволит хотя бы на время выйти за рамки вечного рационализма, сбросить с себя груз нормативных моделей родительства и еще раз убедиться в том, что навязывать своим и особенно не своим (привет тетушке Дорин) детям чуждые им поведенческие роли не стоит.
А еще вы увидите, какие смелые сейчас дети — если бы конкурс летунов проводился на самом деле, в очередь точно выстроились бы все юные зрители. Поэтому после спектакля не лишним будет напомнить им, что не обязательно летать в буквальном смысле — в полет можно отправить свою фантазию и мечты.
Когда: 22 апреля, 12:00
Где: Брестский театр кукол
Для кого: для всех, кто не боится летать, от 6 лет до бесконечности
Билеты: 5 BYN
За непростыми вопросами
Бродвейский рок-мюзикл Тома Китта-Брайана Йорки «Недалеко от нормы», поставленный по лицензии театром «Территория мюзикла», — редкий, если не исключительный, для белорусской музыкальной сцены пример неразвлекательного спектакля. Сложности и серьезности тем, затронутых в нем, могут позавидовать многие драматические коллективы. Это постановка не просто о жизни женщины, страдающей от биполярного расстройства, и влиянии ее болезни на близких, но также о трагических последствиях нежелания принимать реальность с ее проблемами, пагубности стремления убедить всех (и в первую очередь себя), что все в норме. «Недалеко от нормы» — дитя американской культуры, но любому белорусскому зрителю будут понятны проблемы и эмоции членов семьи Гудменов: подростка Натали, которая чувствует себя ненужной и живет в тени брата, или мужа Дэна, всеми силами пытающегося выполнять роль идеального супруга и воскресить ушедшее счастье.
Постановка, осуществленная Анастасией Гриненко, несмотря на всю специфику материала, остается все же на территории белорусского театра, и ее вполне можно назвать традиционной по форме. Спектаклю не занимать динамики, а действие стремительно развивается главным образом в музыкальных номерах, как и положено настоящему мюзиклу. Высокий уровень драматургического и музыкального материала, звучащего в живом исполнении рок-группы, обычный разговорный язык, а не рафинированная речь героев, запал, с которым играют в спектакле актеры, — все это делает постановку своеобразным must see для всех неравнодушных к музыкальному театру. Лицензия предоставлена «Территории мюзикла» на год, так что торопитесь за билетами.
Когда: 18 апреля, 20:00; 19 апреля, 19:00
Где: Дворец культуры профсоюзов
Для кого: для тех, кто старается спрятать проблемы за улыбкой
Билеты: 7 — 26 BYN
За памятью
Уверены, что вы уже заказали себе пятитомник «Галасы Утопіі» (ну или хотя бы одну из книг Светланы Алексиевич, переведенных на белорусский язык), а пока над вашими экземплярами трудятся в издательстве, предлагаем сходить на спектакль «Чарнобыльская малітва» в РТБД.
Эту постановку, которая в репертуаре театра значится более пятнадцати лет, показывают раз в год, в день трагедии, последствия которой мы еще долго будем ощущать. Это спектакль-реквием и спектакль-напоминание. В первую очередь о том, что жертвами Чернобыля стали реальные живые люди, а не безликие человекоединицы, и у каждого из них была своя боль и своя история.
Когда: 26 и 27 апреля, 19:00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для тех, кто помнит
Билеты: говорят, аншлаг, но вы все равно попробуйте
За вечными ценностями
«Земля Эльзы» на Камерной сцене Купаловского театра — это своеобразный лайт-вариант для тех, кто решил познакомиться с новой драмой. Автор пьесы Ярослава Пулинович — одна из самых успешных молодых российских драматургов, но в белорусском театре ее тексты почти не ставят. Исключение составляют только спектакли «Поют ли эльфы?» в Гомельской драме и «Как я стал…» в Новом драматическом театре.
«Землю Эльзы» в Купаловском театре поставила Елена Ганум — в результате получился удобоваримый для зрителя любого уровня подготовки, очень душевный и трогательный спектакль, на который смело можно вести и маму, и бабушку, не опасаясь, что из-за обилия ненормативной лексики или «чернухи» их хватит удар. В постановке затрагиваются вопросы взаимоотношений между родителями и детьми-эгоистами, которые отказывают родным в праве на счастье, постоянного ожидания этого счастья, его откладывания «на потом», «инаковости» и нетерпимости людей к «другим», причем не важно, идет ли речь о национальности или взглядах на жизнь. Но самое прекрасное в «Земле Эльзы» — это возможность видеть на сцене (да еще в главных ролях) представителей старшего поколения купаловцев: Зинаиду Зубкову, Наталью Кочеткову, Николая Кириченко, Владимира Роговцова, что бывает не так часто.
Когда: 13, 19, 28 апреля, 19:00
Где: Национальный академический театр имени Я. Купалы
Для кого: для тех, кто не боится быть счастливым
Билеты: 10 BYN