За хореографическим экстазом
Уже почти три года белорусские театралы могут лицезреть на родной сцене один из признанных балетных шедевров конца ХХ века «Шесть танцев» Иржи Килиана, в котором редкое сочетание смеха и интеллекта соседствует с выразительностью хореографического языка. Все, кто хотел увидеть балет выдающегося хореографа живьем, вероятно, уже сделали это, но в марте Большой театр Беларуси дает повод вернуться к спектаклю еще раз.
В начале месяца на сцене театра состоится премьера «Маленькой смерти» — своеобразного брата-близнеца «Шести танцев». Несмотря на то что балеты были созданы в разное время (премьера «Маленькой смерти» состоялась в 1991 году), в них можно найти много общего — в том числе и тему любви. Но если в «Шести танцах» это своеобразная ирония-карикатура на Галантный век, то в «Маленькой смерти» все гораздо серьезнее. Это хореографический разговор о любви в ее телесном проявлении (само название «Маленькая смерть» является эвфемизмом оргазма), поднятый своим совершенством над обыденностью и свободный даже от минимального намека на пошлость. Удовольствие гарантировано.
Когда: 1, 2 марта (вторник, среда), 19.00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Билеты: 50 000 – 1 200 000 бел. руб.
За нескучной классикой
Поставить качественную комедию — задача не из простых, ведь гораздо проще заставить человека плакать, чем смеяться. Но в театре Горького, похоже, с этой задачей справились — и на удивление хорошо.
Пьеса Авксентия Цагарели «Ханума», написанная в 1882 году, как ни странно, заиграла в постановке Сергея Ковальчика всеми цветами радуги. Известный сюжет, многократно воплощенный в театре и кино, здесь не выглядит скучным, хотя вряд ли найдется зритель, сомневающийся в том, что в конце концов все окажутся счастливы и женаты.
«Проделки Ханумы» в театре поставлены как музыкальная комедия, помимо музыки и танцев на сцене царит атмосфера игры, озорства, юмора и грузинского колорита (иногда, возможно, даже слишком грузинского). Несмотря на некоторую «хулиганистость» постановщиков, превративших отважных джигитов в купидонов, этот спектакль можно назвать довольно основательным и почти традиционным в лучшем смысле слова, с добротными костюмами и яркими актерскими работами.
Так что если вам захотелось отдохнуть от серых будней и побаловать себя приятным вечером, наполненным шутками и смехом, – вас ждут в Авлабаре!
Когда: 13 марта (воскресенье), 19.00
Где: Национальный академический драматический театр им. М. Горького
Билеты: 80 000 – 135 000 бел. руб.
За премьерой
Белорусский театр продолжает постепенно осваивать современную драматургию и новые для себя формы вроде нетеатральных пространств.
В феврале в Молодежном театре состоялась премьера спектакля «Саша, вынеси мусор» по пьесе украинского драматурга Натальи Ворожбит, тексты которой ставятся в России, Латвии и Британии. Для постановки было выбрано специфическое пространство: де юре — театральное, ведь «Саша» идет в одном из подвальных помещений театра, де факто — ничего общего со стандартными сценами у этого места, диктующего свои правила игры, нет.
Спектакль стал режиссерским дебютом драматурга и актера Дмитрия Богославского, оказавшегося очень тактичным в обращении с чужой пьесой. В постановке история отношений внутри одной семьи становится общей моделью, бытовые жесты приобретают характер метафоры, а простые, на первый взгляд, проявления чувств наполняются антивоенным звучанием.
Когда: 10, 19 марта (четверг, суббота), 19.00
Где: Белорусский государственный молодежный театр
За новыми впечатлениями
В марте на сцену Белорусского государственного театра кукол после четырехмесячного отсутствия возвращается «Интервью с ведьмами» Евгения Корняга — один из самых успешных и скандальных спектаклей сезона.
Пока ведьмы были в «отпуске», в их составе произошли изменения (из постановки временно выбыла Анна Господарик), и теперь, судя по всему, зрителей ожидает новый спектакль, ведь немалую роль в нем играли выразительные индивидуальности актрис-ведьм — беспощадных, пугающих, беззащитных.
Но в любом случае «Интервью» останется тем же волнующим, немного смешным, немного страшным, обращенным к глубинам подсознания спектаклем, на который обязательно стоит идти, чтобы выйти из зоны психологического и физического комфорта и, возможно, лучше понять себя.
Когда: 10, 31 марта (четверг), 19.00
Где: Белорусский государственный театр кукол
Билеты: 54 000 – 64 000 бел. руб.
За смыслом
Семейные походы в театр постепенно уходят в прошлое. Но на некоторые спектакли родители и дети должны непременно идти вместе. Например, в Белорусский государственный театр кукол на постановку Алексея Лелявского «Чаму старэюць людзі?». В афише театра она определена как спектакль для ребят в возрасте от 12 лет, но мы настаиваем: «Чаму старэюць людзі?» стоит посмотреть в первую очередь взрослым.
В спектакле, несмотря на его сказочную основу, речь идет об актуальных в современном мире вещах — доброте и бескорыстности. О том, что причина зла и несчастий — внутри нас, в человеческом равнодушии и злобе, которые страшнее любого сказочного Цмока.
Актуальность содержания постановки поддержана изобретательностью ее формы (художник — Татьяна Нерсисян), использованием мультимедиа и отсылками к современным реалиям.
«Чаму старэюць людзі?» — спектакль, который обязательно стоит смотреть, чтобы напомнить себе о настоящих ценностях.
Когда: 16 марта (среда), 14.00
Где: Белорусский государственный театр кукол
Билеты: 44 000 бел. руб.
За красотой
Подлинная красота, а не сверкающая искусственной позолотой красивость в театре настоящая редкость. Именно поэтому советуем вам не лениться, а найти возможность и отправиться в Гродненский областной театр кукол на лермонтовского «Демона» в постановке Олега Жюгжды.
В этом спектакле, лишенном даже тени стремления удивить публику, вы найдете гармонию классического текста и романсов из оперы «Демон» Антона Рубинштейна. Изысканных кукол, чьи лица напоминают персонажей Михаила Врубеля, и живой игры актеров. Режиссуры, вплетающей в ткань восточной повести свои смысловые пласты, и эффектного в своей простоте художественного решения.
«Демон» — спектакль, возвращающий веру в красоту, которая может спасти мир.
Когда: 1, 2 марта (вторник, среда), 19.00
Где: Гродненский областной театр кукол
Билеты: 100 000 бел. руб.
За именем
Балеты Бориса Эйфмана — всегда событие. Театралы Минска наверняка помнят его «Анну Каренину», «Чайку», «Братьев Карамазовых» и «Родена» — спектакли, после которых оставалось только восхищаться творческой фантазией хореографа и тем, как безупречны во владении своими телами танцовщики.
Балеты Эйфмана называют психологическими, иногда — драматическими. А еще к ним можно смело применить эпитет «интеллектуальные». Ведь балетмейстер, обращаясь к классической литературе или судьбам великих творцов, переосмысливает их, раскрывая новые смыслы и давая зрителям пищу для размышлений.
Спектакль «Красная Жизель» — одна из таких постановок. Отправной точкой для ее создания стала жизнь Ольги Спесивцевой — русской балерины огромного таланта и трагической судьбы, непревзойденной Жизели, мистическим образом повторившей путь своей героини. В постановке переплелись исторические события, личная драма и фантазия балетмейстера, превратившая «Красную Жизель» из хореографического пересказа биографии известной балерины в спектакль-посвящение великому таланту.
Когда: 25 марта (пятница), 19.00
Где: Дворец Республики
Билеты: 365 000 – 2 415 000 бел. руб.
За вопросами
Глухая ирландская провинция мало отличается от отечественной. Вот, пожалуй, один из выводов, который напрашивается сам собой после просмотра спектакля «Каралева прыгажосці» в Новом театре. В основе постановки – пьеса известного драматурга Мартина Макдонаха, которая является частью трилогии, раскрывающей весь ужас существования и моральной деградации жителей маленького ирландского городка Линейн.
Если вы смотрели «Самотны Захад» Макдонаха в Купаловском театре и вас не смутила история двух братьев, готовых убить друг друга, и священника, совершающего суицид, то в «Каралеве прыгажосці» вас также ничто не должно шокировать. Это история о взаимной ненависти дочери и матери, методично изводящих друг друга, о беспросветности существования в «самом прекрасном месте на земле», о стремлении вырваться из адского круга рутины в лучшую жизнь и невозможности побега, потому что ад – внутри тебя.
Режиссер Денис Нупрейчик очень бережно отнесся к аудитории: в спектакле опущены самые жесткие моменты пьесы, о многом зритель может только догадываться (если, конечно, захочет). Но за достаточно наивным воплощением пьесы все равно проступает ее неприглядная суть.
Когда: 31 марта (четверг), 19.00
Где: Новый драматический театр
Билеты: 70 000 бел. руб.
За событием
Конец марта — время миграции театральной общественности в Могилев, ведь каждый год в первый месяц весны там проходит Международный молодежный форум «М@rt. Контакт», который по праву можно считать одним из самых ярких событий театральной жизни Беларуси.
Сориентироваться в насыщенной программе форума, как всегда, непросто, но мы постарались выбрать события must see. Это премьера спектакля Могилевского областного театра кукол «На дне» в постановке Игоря Казакова, «Шинель» болгарского театра «Кредо», получившая признание на Эдинбургском фестивале, «Васса» Ведогонь-театра (Москва) и, конечно, «Жизнь за царя» Tiatro di Capua (Санкт-Петербург) — обладатель премий «Золотая маска», «Золотой софит» и «Прорыв».
Когда: 21 – 27 марта (понедельник-воскресенье)
Где: Могилевский драматический театр, Могилевский областной театр кукол, КЗ «Могилев»
Билеты: 35 000 – 300 000 бел. руб.