К новогодним праздникам в Белорусском государственном театре кукол подготовили премьеру: свою интерпретацию сказки братьев Гримм «Белоснежка» уже 23 декабря зрителям предложат режиссер Игорь Казаков, художница Татьяна Нерсисян и композитор Александр Литвиновский. Как водится, постановка обещает разбить традиционные представления о сказочных кукольных спектаклях для детей, хотя чудеса, куклы, музыка и танцы в ней обязательно будут.
Накануне премьеры мы встретились с Игорем Казаковым и узнали, что привлекло его в старинном сюжете «Белоснежки» и чему спектакль может научить маленьких зрителей.
«Белоснежка» как архетипический сюжет
Мне кажется, сказки братьев Гримм до сих пор интересны и актуальны, потому что в них, как в любой серьезной литературе, есть бессмертные коды и архетипические образы, идущие через столетия. Есть сказочки плоские на уровне сюжета, а есть «многослойные пироги» с огромным культурным фундаментом, которые еще постигать и постигать. «Белоснежка» — такой материал. В ней много очень красивых метафор и интересный образный язык. Мой любимый жанр — трагикомедия, потому что он лучше всего отражает абсурдность нашей жизни, а в «Белоснежке» присутствуют амбивалентные вещи, оксюмороны, например, «ужасно красивая». В этой истории есть полярные величины: при наличии красивости самой сказки есть другая сторона — страшная, с приличной жестью.
Добро пожаловать в средневековый театр
У братьев Гримм, как и у Андерсена, за сказочностью прячется очень глубокая проблематика, их сказки совершенно недетские, хоть и написаны простым языком. Так и в «Белоснежке». Поэтому возникло желание раскрыть этот дуализм языком барочного или средневекового театра, который позволяет жестокие сцены сказки сделать по принципу театра в театре и, таким образом, смягчить их. Ведь если «Белоснежку» играть как спектакль даже просто реалистический, то в нем будет много жестокости. Средневековый театр позволяет показать миф и тут же его развенчать, показать его вариативно. Потому мы и остановились на таком приеме: мы сделали театр в театре, где сами гномы рассказывают и показывают историю о Белоснежке безыскусно, устраивая фарш из разных гэгов. Это позволяет какие-то вещи делать задорно и по-хулигански, то, что я тоже люблю.
Язык театра в театре очень игровой, он дает свободу и вариативность. Здесь возникает особая культура предмета, внимание к кукле. И большее значение здесь имеют какие-то рукотворные вещи, а не популярные сегодня проекции. В стиле средневекового театра есть особый наив и примитивизм, и мне не хотелось прибегать к системам хай-тек, волочь в постановку все современные возможности сцены и технологии, хотелось наоборот уйти от этого, окунуться в искусство примитивного театра и попробовать его средствами сделать зрелищный спектакль.
В традиции средневекового театра мы специально решили и сцену — соорудили помост. И в этом решении сошлось все. У нас был вопрос, как обозначить среду существования гномов, а благодаря помосту возник образ подземелья. Гномы работают и на сцене-помосте, и под сценой. Спектакль получается многослойным и многоуровневым и по смыслу, и сценически.
Что касается стилистики, несмотря на то, что история «средневековая», вся готика и демонизация идет по линии Мачехи, зла, а гномы — это скорее парафраз на детство, они непосредственные и яркие. Это готика, соперничающая с детским садом.
Не расскажешь — надо петь
В «Белоснежке» я использую музыку, песни (авторы песен Григорий Гольдман и Александра Даньшова — прим. «Культпросвет»), танцы и делаю это с удовольствием. Вопрос ведь не в том, хорошо это или плохо, когда в спектакле звучат песенки, вопрос в том, зачем мы прибегаем к этому средству. И если песенка помогает раскрыть художественные смыслы, если она необходима по сюжету, то, конечно, почему бы ее не использовать. Если Принц плачет и пробует разжалобить сердца гномов, то почему в состоянии пафоса он не может выйти на вокал? Или как могут гномы не запеть на свадьбе Белоснежки? Мне кажется, все это в природе и самой истории и площадного средневекового театра.
История о Красоте…
Мне кажется, о чем «Белоснежка» — понятно. Есть один основной элемент — красота, которая и изучается. В нашем спектакле мы пытаемся ответить на вопрос «Что есть красивое? Что это такое?». Мы обращаемся к тому, что это не лоск, не звездная пыльца, а другие вещи, что стремление только к внешней красоте, которая становится главной ценностью, способно разрушить человека, что и происходит с Мачехой. Стремясь к красоте, она сначала разрушается как личность и в конце концов самоуничтожается физически.
…и Зависти
Братья Гримм в своих сказках прикасаются к такой важной теме, как изучение природы зла. Они роют в области тьмы человеческой души. «Белоснежка» — это история про зависть, поэтому мне очень важно показать, что Мачеха — нормальный человек, она не ведьма, не демон априори, а обычная женщина, которую чувство зависти извращает. Это куда важнее, чем просто использовать клишированный образ матери-ведьмы. Мачеха, став на путь зависти и ненависти, открывает в себе неожиданные области зла, и мне важно показать процесс ее превращения в чудовище. Когда она развязывает войну против Белоснежки, то становится рабом чувств, пожирающих в ней все человеческое, потому ее образ и обрастает инфернальностью. Человеческие страсти тут укрупняются до галактического уровня.
Мне кажется, что в истории о Белоснежке, как и в жизни, работают какие-то кармические вещи: каждый получает по заслугам, и это очевидно. Очевидно и то, на кого захотят быть похожими дети в конце спектакля. Уверен, что это будет не Мачеха.
Свежий взгляд vs родительские ожидания
Когда родители идут с детьми на такую известную историю, как «Белоснежка», они идут на какие-то штампы, существующие в их представлении. И здесь театр всегда в состоянии эксперимента, каждый новый спектакль — это борьба со старыми штампами, от которых хочется уйти. Театр и родители, которые ведут детей, например, на «Буратино», обречены на конфронтацию. Потому что эти взрослые в детстве видели советский фильм «Буратино», он сидит у них глубоко в крови, и другого Буратино, кроме как мальчика с кудряшками, или Карабаса-Этуша никто не знает и не представляет. Люди подсознательно реагируют на штампы. То же самое и в «Белоснежке». Подсознательно возникает образ из анимации: ушастые гномы в колпачках и диснеевская Белоснежка с олененком и ласточками. И с этим надо бороться. Мне кажется, задача театра и режиссера в первую очередь заключается в том, чтобы заставить зрителя по-новому посмотреть на привычные вещи. Каждый спектакль — это открытие, которое мы делаем, и какими-то средствами мы пытаемся помочь зрителю тоже иначе взглянуть на материал, убедить, что сегодня он может иметь такой вид. Я думаю, должно быть так. Что касается «Белоснежки», вероятно, встреча со спектаклем будет непривычная, но после него гномы станут «своими».
В спектакле заняты: Любовь Галушко, Дмитрий Чуйков, Светлана Тимохина, заслуженный артист РБ Александр Васько, Инна Гончар, Диана Иванова, заслуженный артист РБ Александр Казаков, Тимур Муратов.
Премьерные показы: 23, 24, 28 и 29 декабря в 11:00 и 14:00.