Меню

Новости

Белорусская «ПлаSтформа»

На прошлой неделе Дворец культуры железнодорожников стал храмом перформативного искусства

На прошлой неделе Дворец культуры железнодорожников стал храмом перформативного искусства. Вся белорусская программа IV Открытого форума экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016» прошла в его стенах. Четыре дня исполнители разговаривали со зрителями на сложные темы непривычным театральным языком. «Культпросвет» ничего не упустил!

День 1

Традиционно открыл «ПлаSтформу» пластический театр «ИнЖест». Правда, не премьерой, а своим давним спектаклем. Выступлением на форуме Вячеслав Иноземцев проводил постановку «ДК Данс» на заслуженный отдых: пятнадцать лет на сцене — шутка ли.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Действие начинается прямо в зале. Театр, впервые в Беларуси освоивший ходули, именно их и делает краеугольным камнем своей постановки. Всем смешно и весело, кому-то даже посчастливилось споймать конфетки. А кого-то и облили. Кто сказал, что театр должен быть комфортным и уютным для зрителей? Дискомфортный театр тем и привлекателен, что заставялет публику пережить совершенно новые ощущения и по-настоящему влиться в происходящее. Иноземцев не был бы Иноземцевым, если бы молниеносно и эффектно не разрушил веселый карнавал.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Что произойдет, если упасть с ходуль? Будешь вошкаться как жук, а ведь минуту назад еще порхал птицей. На этой основе — кстати, автобиографичной (сам Вячеслав   Иноземцев когда-то на одном из шоу превратился в такого жука) — и выстраивается перформанс. Зрителям лучше сразу оттойти от идейного поля к полю телесного восприятия и потом прийти к истине — личной, социальной, философской. К тому же спектакль предоставляет для этого все возможности. Медитативное состояние сменяется напряженной музыкой строительных инструментов, за легкостью воздушных шариков следует тяжесть наваленных в кучу людей. Спектакль ощущается телом. И его радикальную кульминацию тоже чувствуешь телом. Падший Шут, он же Вячеслав Иноземцев, остается не только без многострадальных ходуль, но и без одежды. Тела некоторых зрителей от такого сожмутся в смущении и праведном негодовании, но найдутся и такие, которые почувствуют себя свободнее.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

«ИнЖест» в очередной раз порадовал сплавом музыки, цирка, танца и театра. Правда, для этого традиционная сцена Дворца культуры железнодорожников казалась не очень подходящей. Актуальный театр — в тюрьме старого здания. Но, к сожалению, тут уже в силу вступают организационные вопросы фестиваля и наши белорусские реалии.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

День 2

В работах второго дня просматривались темы поиска близости, любви и истоков всего сущего.

Laboratory Figures Oskar Schlemmer минчане могли знать по недавнему форуму «ТЕАРТ» и перформансу «Я не разговариваю по-шведски» в Национальном центре современных искусств. Работам могилевского коллектива, вобравшим в себя разнообразные тенденции искусства XX века, присуща авангардная эстетика, характерная для произведений Оскара Шлеммера. Перформанс I’m OK Анастасии Лаптинской построен по принципу монтажа аттракционов: перед зрителем предстают своеобразные «картинки из телевизора», объединенные темой одиночества в современном мире.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Вначале на авансцену выходит героиня и прерывисто дышит в микрофон. Ее эмоции нельзя определить точно: это то ли страх, то ли вожделение, то ли боль. Дыхание становится главным элементом в четком ритмическом рисунке перформанса. Этот рисунок дополняется игрой планов, форм, цветов и света. Смысловое наполнение эпизодов неоднозначно и опирается на зрительские ассоциации: это визуальный театр, в котором важны образы и их взаимодействие. Например, в финале вместо лица героини появляется синяя голова игрушечной птицы. Она становится полновесным цветовым акцентом — и вопроса, откуда возникла гарпия, не возникает. Здесь важна не столько идея, сколько гармония сценической композиции.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

В одной из сцен перформер под «Сарабанду» Генделя сквозь зубы произносит: «Какое счастье быть подверженным этому чувству». В стиле новомодных ведущих, призывающих быть красивыми и любимыми, он с долей позерства транслирует сомнительную истину. На смену ему приходят Микки и Минни Маус, подбрасывающая в руках либо искусно сделанный муляж, либо настоящее бычье сердце. В какой-то момент Микки прокатится в инвалидной коляске, а затем, крича что-то по-немецки, будет умирать.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Не менее говорящим оказывается эпизод в духе «В мире животных»: сидя в мультяшном кресле, перформер рассуждает о самодостаточном индивиде, а его лекцию дополняет мультипликационный видеоряд, где смешная медуза, одиноко рассекая голубое пространство, иллюстрирует эту самую самодостаточную сущность.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Апогей этого всего — урок, как надо целоваться. Здесь заключена ирония и искренность: в интернете подобных инструкций предостаточно. В то время как перформер описывает алгоритм действий, видеоряд показывает исполнительницу, которая никак не может поцеловать свое отражение в зеркале. Практика ли это, либо символ высшей степени индивидуализма, перерастающего в нарциссизм, но в какой-то момент ее головы сливаются в одну, похожую на прожорливое чудовище. Вот он, образ пожирающего одиночества в XXI веке. Со всех сторон транслируется независимость и самодостаточность человека, которому никто не нужен, кроме него самого. Этот человек образован, уверен в своей привлекательности, в теории знает, как надо проявлять свои чувства, однако не может найти родственную душу. Приходится говорить «I’m OK», когда на самом деле все совсем не так. Проблема индивидуализма в эпоху глобализации — так можно сформулировать тему перформанса.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

В антракте в фойе второго этажа ДКЖ показали перформанс «Близость» минской школы танца SkyLine. Темой работы стал поиск близости. Путь к ней у каждого перформера разный, такими же были и их движения, но ближе к финалу они становились более ритмичными и синхронными. Танец сопровождался видеорядом леса, который двигался в такт телам исполнителей, существовал вместе с ними.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

До этого «Близость» была показана на «Теплообмене» так же, как и следующая работа. Однако перформанс «Зерно» Сергея Пояркова и Игоря Чиповского на «ПлаSтформе» был совсем не похож на представленный в конце января в Национальном центре современных искусств. Малая и большая сцена, кардинальное отличие сценографии и визуальных образов вызвали недоумение.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

Изначально на стену зала транслировалось видео, снятое в вагоне метро. По нему «путешествовал» небольшой красный шарик, который после этого оказался на сцене в руках перформера. Исследуя природу возникновения этого «зерна» как некой точки опоры и первоначала, Игорь Чиповский плавно начал свой танец. К финалу движения стали более динамичными, а на сцене можно было увидеть россыпи «зерен». Возможно, это идеи, которым суждено прорасти. Они вокруг нас — это подтверждали красные шарики, рассыпанные в фойе ДКЖ.

Белорусская «ПлаSтформа», «Лабораторная работа №19.9», Мацей Кузьмински, After Before, «После До», Даниил Белкин, Инна Асламова, «Провинция», театр танца «Галерея», «Времена года», «Было – не было», Театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко, театр танца «ОтражениЯ», «Зерно», Intro , школа танца SkyLine, Laboratory Figures Oskar Schlemmer, «Близость», Вячеслав Иноземцев, I’m OK, «ДК Данс», IV Открытый форум экспериментальных пластических театров «ПлаSтформа-2016», «ИнЖест», Дворец культуры железнодорожников,

«ПлаSтформа» второго дня закончилась перформансом Intro минского театра танца «ОтражениЯ». Заявленная тема размышления детей в утробе матери и их взаимодействия с миром просматривалась весьма слабо. Не зная концепции работы, можно было подумать, что двое влюбленных то сходятся, то ссорятся.

Top