День 1
Традиционно открыл «ПлаSтформу» пластический театр «ИнЖест». Правда, не премьерой, а своим давним спектаклем. Выступлением на форуме Вячеслав Иноземцев проводил постановку «ДК Данс» на заслуженный отдых: пятнадцать лет на сцене — шутка ли.
Действие начинается прямо в зале. Театр, впервые в Беларуси освоивший ходули, именно их и делает краеугольным камнем своей постановки. Всем смешно и весело, кому-то даже посчастливилось споймать конфетки. А кого-то и облили. Кто сказал, что театр должен быть комфортным и уютным для зрителей? Дискомфортный театр тем и привлекателен, что заставялет публику пережить совершенно новые ощущения и по-настоящему влиться в происходящее. Иноземцев не был бы Иноземцевым, если бы молниеносно и эффектно не разрушил веселый карнавал.
Что произойдет, если упасть с ходуль? Будешь вошкаться как жук, а ведь минуту назад еще порхал птицей. На этой основе — кстати, автобиографичной (сам Вячеслав Иноземцев когда-то на одном из шоу превратился в такого жука) — и выстраивается перформанс. Зрителям лучше сразу оттойти от идейного поля к полю телесного восприятия и потом прийти к истине — личной, социальной, философской. К тому же спектакль предоставляет для этого все возможности. Медитативное состояние сменяется напряженной музыкой строительных инструментов, за легкостью воздушных шариков следует тяжесть наваленных в кучу людей. Спектакль ощущается телом. И его радикальную кульминацию тоже чувствуешь телом. Падший Шут, он же Вячеслав Иноземцев, остается не только без многострадальных ходуль, но и без одежды. Тела некоторых зрителей от такого сожмутся в смущении и праведном негодовании, но найдутся и такие, которые почувствуют себя свободнее.
«ИнЖест» в очередной раз порадовал сплавом музыки, цирка, танца и театра. Правда, для этого традиционная сцена Дворца культуры железнодорожников казалась не очень подходящей. Актуальный театр — в тюрьме старого здания. Но, к сожалению, тут уже в силу вступают организационные вопросы фестиваля и наши белорусские реалии.
День 2
В работах второго дня просматривались темы поиска близости, любви и истоков всего сущего.
Laboratory Figures Oskar Schlemmer минчане могли знать по недавнему форуму «ТЕАРТ» и перформансу «Я не разговариваю по-шведски» в Национальном центре современных искусств. Работам могилевского коллектива, вобравшим в себя разнообразные тенденции искусства XX века, присуща авангардная эстетика, характерная для произведений Оскара Шлеммера. Перформанс I’m OK Анастасии Лаптинской построен по принципу монтажа аттракционов: перед зрителем предстают своеобразные «картинки из телевизора», объединенные темой одиночества в современном мире.
Вначале на авансцену выходит героиня и прерывисто дышит в микрофон. Ее эмоции нельзя определить точно: это то ли страх, то ли вожделение, то ли боль. Дыхание становится главным элементом в четком ритмическом рисунке перформанса. Этот рисунок дополняется игрой планов, форм, цветов и света. Смысловое наполнение эпизодов неоднозначно и опирается на зрительские ассоциации: это визуальный театр, в котором важны образы и их взаимодействие. Например, в финале вместо лица героини появляется синяя голова игрушечной птицы. Она становится полновесным цветовым акцентом — и вопроса, откуда возникла гарпия, не возникает. Здесь важна не столько идея, сколько гармония сценической композиции.
В одной из сцен перформер под «Сарабанду» Генделя сквозь зубы произносит: «Какое счастье быть подверженным этому чувству». В стиле новомодных ведущих, призывающих быть красивыми и любимыми, он с долей позерства транслирует сомнительную истину. На смену ему приходят Микки и Минни Маус, подбрасывающая в руках либо искусно сделанный муляж, либо настоящее бычье сердце. В какой-то момент Микки прокатится в инвалидной коляске, а затем, крича что-то по-немецки, будет умирать.
Не менее говорящим оказывается эпизод в духе «В мире животных»: сидя в мультяшном кресле, перформер рассуждает о самодостаточном индивиде, а его лекцию дополняет мультипликационный видеоряд, где смешная медуза, одиноко рассекая голубое пространство, иллюстрирует эту самую самодостаточную сущность.
Апогей этого всего — урок, как надо целоваться. Здесь заключена ирония и искренность: в интернете подобных инструкций предостаточно. В то время как перформер описывает алгоритм действий, видеоряд показывает исполнительницу, которая никак не может поцеловать свое отражение в зеркале. Практика ли это, либо символ высшей степени индивидуализма, перерастающего в нарциссизм, но в какой-то момент ее головы сливаются в одну, похожую на прожорливое чудовище. Вот он, образ пожирающего одиночества в XXI веке. Со всех сторон транслируется независимость и самодостаточность человека, которому никто не нужен, кроме него самого. Этот человек образован, уверен в своей привлекательности, в теории знает, как надо проявлять свои чувства, однако не может найти родственную душу. Приходится говорить «I’m OK», когда на самом деле все совсем не так. Проблема индивидуализма в эпоху глобализации — так можно сформулировать тему перформанса.
В антракте в фойе второго этажа ДКЖ показали перформанс «Близость» минской школы танца SkyLine. Темой работы стал поиск близости. Путь к ней у каждого перформера разный, такими же были и их движения, но ближе к финалу они становились более ритмичными и синхронными. Танец сопровождался видеорядом леса, который двигался в такт телам исполнителей, существовал вместе с ними.
До этого «Близость» была показана на «Теплообмене» так же, как и следующая работа. Однако перформанс «Зерно» Сергея Пояркова и Игоря Чиповского на «ПлаSтформе» был совсем не похож на представленный в конце января в Национальном центре современных искусств. Малая и большая сцена, кардинальное отличие сценографии и визуальных образов вызвали недоумение.
Изначально на стену зала транслировалось видео, снятое в вагоне метро. По нему «путешествовал» небольшой красный шарик, который после этого оказался на сцене в руках перформера. Исследуя природу возникновения этого «зерна» как некой точки опоры и первоначала, Игорь Чиповский плавно начал свой танец. К финалу движения стали более динамичными, а на сцене можно было увидеть россыпи «зерен». Возможно, это идеи, которым суждено прорасти. Они вокруг нас — это подтверждали красные шарики, рассыпанные в фойе ДКЖ.
«ПлаSтформа» второго дня закончилась перформансом Intro минского театра танца «ОтражениЯ». Заявленная тема размышления детей в утробе матери и их взаимодействия с миром просматривалась весьма слабо. Не зная концепции работы, можно было подумать, что двое влюбленных то сходятся, то ссорятся.