Меню

Новости

Бэби-театр

Об учебе и будущих спектаклях

Еще летом организаторы проекта «Бусы» поразили нас рассказом о бэби-театре, жанром для самых маленьких зрителей – от шести месяцев до трех лет. Тогда желание поставить подобный спектакль звучало как мечты. Сейчас же Аня Шапошникова и Злата Глотова участвуют в «БЭБИ-ЛАБ» – лаборатории при Центре им. Вс. Мейерхольда в Москве, где постигают с коллегами и зарубежными педагогами основы так мало понятного взрослым театра для малышей. Сразу после одного из новогодних представлений проекта «Бусы» девушки, не снимая белые волшебные костюмы, рассказали «Культпросвету» об учебе и будущих спектаклях.

В прошлый раз мы встречались с «Бусами» летом, вы много рассказывали о планах. Чем сейчас занимаетесь? Какие новые спектакли появились в рамках проекта?

Злата: Прямо сейчас мы занимаемся зимними праздниками. Это интерактивные театрально-игровые программы, в которых задействованы актеры, музыканты и сами дети. Их две, и сделаны они специально для ребят разных возрастов. «Маленький Дед Мороз» (от 1 до 4 лет) – музыкальная сказка, кукольный спектакль и живой оркестр. Всю музыку написали Саша Граховская из dream-band «Агатка» и Леня Павленок из «Нагуаль». Вместе с Володей Глотовым эти прекрасные люди играют на инструментах, параллельно идет действие. Еще мы сделали из этой постановки аудиосказку. Второй спектакль – для детей постарше (от 4 до 8 лет), называется он «Тайна белого города». В каждом из представлений у нас есть часть с мастер-классом, где детки что-то сами создают. Мы считаем, что это очень-очень важно, когда ребенок видит, что из обычных вещей можно сделать что-то интересное.

Еще у нас появилась «Осенняя сказка» для малышей, которую сделали Аня Шапошникова и Вероника Фомина. Она полностью войлочная, по мотивам сказок Сергея Козлова. Она тоже заканчивается мастер-классом, доступным даже для самых маленьких: детки приклеивают разноцветную шерсть на шаблон-открытку.

Коллектив спектакля «Маленький Дед Мороз»

А для зрителей от нуля до трех лет что-то уже появилось? 

Злата: Да, мы активно развиваем направление бэби-театра, с которым стартовали в Москве. В рамках лаборатории сделали спектакль «Птица-Поезд-Патефон». Скоро покажем его в Минске.

Весной в рамках бэби-театра поставим «Пятнышки и звуки». Наша цель – создать спектакль без сюжета, где в качестве действующих лиц –световые элементы. Ассоциативно дети будут узнавать образы, появится взаимодействие, а где-то и конфликт музыки и света. Взрослому человеку, не погруженному в принципы бэби-театра, очень сложно понять, как это заработает. Мы не читаем лекции, не пытаемся донести великие истины… Малышу все интересно, он может долго смотреть на мигающие новогодние гирлянды, но мы направляем его интерес на гармонию. В следующий раз, когда он услышит такую музыку, он узнает ее. И так появится тяга к прекрасному с самого маленького возраста.

В процессе работы над спектаклем «Маленький Дед Мороз»

Моя цель в театре – отойти от развлечения детей. У них есть телефоны, техника… Ящики игрушек стоят у каждого дома. И ключевое слово здесь – «стоят». Многие дети не умеют играть с ними… Мне бы очень хотелось сделать спектакль для малышей возраста от 2 до 5 лет на тему «Учусь играть». Привести их в обыкновенную детскую комнату и рассказать, как можно играть с игрушками. Ребенку надо хотя бы показать, как можно выстраивать историю. Это очень важно. Малыш, может, и умеет придумывать, но не использует этого навыка. Он получает все готовое, говорящее, яркое. И никого не надо ни раскрашивать, ни озвучивать, ни двигать, ничего не надо делать – только смотреть. Поэтому важно показать ему игровую часть мира. Палочки, песок и другие материалы, которые можно одушевить с помощью фантазии.

Расскажите о лаборатории.

Аня: В сентябре 2014 года начались мои занятия в  лаборатории по бэби-театру при Центре им. Вс. Мейерхольда. Из Беларуси в лабораторию поступили я и режиссер театра кукол Александр Янушкевич. Александр не смог принять участие в лаборатории из-за напряженной театральной работы в Минке. И теперь родители вместе с маленькими детками могут увидеть его спектакль «Волк и семеро козлят».

Интенсивно учиться очень интересно. В одном месте много ясных голов, которые хотят создавать спектакли. Очень интересно видеть работы других учеников и педагогов, участвовать в дискуссиях, на которых получается выявить ключики к сердцу маленького зрителя – моменты, о которых задумывался, но не осознавал, насколько они важны. Вернувшись в Минск с готовой идеей, утвержденной на лаборатории, мы вместе со Златой начали работать. В итоге получился спектакль «Птица-Поезд-Патефон» с музыкой Леонида Павленка. Мы отвезли спектакль в Москву. Рады, что у нас получилось показать там не фрагмент, а целостную работу и услышать отзывы. Сейчас мы учимся в лаборатории вместе со Златой, и скоро покажем наши новые постановки.

В процессе работы над спектаклем «Маленький Дед Мороз»

Как работает лаборатория? Она долгосрочная?

Аня: В сентябре началась первая часть лаборатории, итогом которой стали фрагменты или законченные постановки учеников. Для москвичей и тех, кто живет недалеко, лаборатория организует прокат постановки на 15 площадках. К сожалению, мы не смогли принять участие в этих показах. Но идея замечательная, лаборатория действительно взращивает и артистов, и публику. Я заметила, что многие участники подготовили новогодние проекты. Это очень ценно для самых маленьких детей, ведь им не всегда бывает просто и радостно находиться на праздничной елке, полной громкой музыки, шума, активных игр и веселой суеты. Благодаря уютному спектаклю, ребенок может прочувствовать волшебство зимнего праздника в комфортной и даже, можно сказать, безопасной для него обстановке.

Весной нас ожидает вторая часть занятий и вторая постановка. Студенты, у которых получится цельная, отвечающая формату беби-театра работа, смогут поехать на итальянский фестиваль в Болонью, где находится театр Роберто Фрабетти, педагога нашей лаборатории, который имеет многолетний опыт работы с детьми.

Чему вы научились в «БЭБИ-ЛАБ»? 

Аня: Мы обращались к педагогам: «Посоветуйте, что стоит делать, а чего лучше избегать». А они отвечали, что не могут подсказать, ведь делать разрешается все. Главное – как. И тут уже начинается…

Для меня было открытием, что в спектаклях для маленьких детей не стоит сильно затемнять зал.  Они не готовы к такой смене обстановки, многие малыши пугаются и плачут. Конечно, не все так реагируют, но, если мы работаем не со своими родственниками и не знаем особенностей зрителей, мы должны понимать, что такой человечек может быть в зале, и он имеет право на свою реакцию. Раньше я над этим не задумывалась, и я вижу, что не только я, но и многие театралы: «Так, здесь мы затемняем, тра-та-та, громкий звук!» – и все…

Громкие звуки. Имеем ли мы на них право? Имеем. Но мы должны подготовить ребенка к тому, что скоро будет громко. Я говорю о бэби-театре – аудитории, которой год, два, три, ведь в следующем возрасте уже другие особенности. Интересный момент нам рассказал итальянский педагог. В начале спектакля он садится на колени перед аудиторией и говорит: «Меня зовут так-то, я приехал оттуда-то», медленно повышая голос и прощупывая реакцию аудитории. Если увидел, что кто-то нахмурился, он понижает голос, если увидел, что малыши улыбаются, может заговорить быстрее или медленнее. Так он находит нужный тон и даже темпо-ритм, в котором может начать свою историю.

Интерактивные части в наших спектаклях и программах тоже стали более деликатными. После поездки на лабораторию стало очевидно, что малышей после их активного включения в игру вернуть на место практически невозможно. Даже если ты их технически усадил, психологически они еще некоторое время находятся в игре, поэтому часть действия ускользает от внимания.

Мы стараемся учитывать все полученные знания, самостоятельно наблюдаем за поведением и реакциями малышей, изменяем наши постановки, меняем местами части программ, убираем лишние, утомляющие детали. Мы растем вместе с нашими зрителями.

Злата, а у тебя какие открытия?

Когда мне Аня рассказывала о своем обучении, я никак не могла понять, как спектакль может быть бессюжетным. Мне казалось, что хоть какая-то драматическая наполняемость должна быть. Не «Чайка», конечно, но что-то примитивное: полз жучок и упал, ему помогли другие жучки. Мне хотелось привязать смысл к каждому действию. Потом я съездила сама на занятия и поняла, что это необязательно.

Дети могут на спектакле просто изучать бумагу и все, что можно сделать из нее, а ты как актер через этот материал показываешь целый мир: ты сделал гору, дерево, зайца, потом разорвал бумагу – посыпался снег. Все эти свойства, превращения материала и есть театр. И то, что малыши сами могут взять бумажку, помять ее, пожевать, изучить ее свойства, тоже театр. Когда звучит живая музыка на сцене – это целое отдельное действие для них. Они видят инструмент, который говорит, грустит и веселится. И этот резонанс от звука у них внутри заставляет их переживать.

Что самое главное в бэби-театре?

Абсолютная прозрачность и чистота происходящего. Действие – своя степень абсолюта для меня. Если идет работа через материал, то это очень глубокое погружение, которое умеют совершать только дети. Мы должны оказаться в спектакле на прекрасном уровне фантазии ребенка – это главное! – и стать на одну ступеньку с малышом, обнулить свои знания, ожидания. Бэби-театр для меня – переживание всего заново и получение удовольствия от этого. Покатилось что-то…Ты дальше играешь, а ребенок ведь еще смотрит на «убегающий» предмет. Потому что он только что жил. Для меня важны эти гармония и чистота.

Можете дать какой-то совет родителям, основываясь на опыте бэби-театра?

Злата: Побольше играть, играть со всем. Не гнаться за игрушками из телевизора, а брать обыкновенные ложки, тарелки, устраивать концерты, стучать, звенеть, лить воду – что угодно. Главное, чтобы ребенок при этом чувствовал себя хорошо, чтобы он, брал в руки предмет – и понимал, что вокруг одна жизнь. И тогда ему будет интересно.

Top