Меню

Новости

Баллада о Белой Руси

17–18 февраля в Белорусском государственном театре кукол прошли показы восстановленного спектакля «Балада пра белую вішню»

17–18 февраля в Белорусском государственном театре кукол прошли показы восстановленного спектакля «Балада пра белую вішню».

Впервые пьеса Светланы Климкович была поставлена именно в этом театре Анатолием Лелявским в 1984 году, а в 2008 свой вариант «Балады» представил его сын, главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский.

Что же заставило театр восстановить эту постановку? Причин, на наш взгляд, несколько.

«Балада пра белую вішню» в поэтической форме, приближающей спектакль к народным сказаниям и легендам, рассказывает об одном из самых трагичных периодов в белорусской истории — XIV веке, когда приходилось обороняться от татар и немецких рыцарей. Пламя войн, небо, затянутое дымом пожарищ, окрашенные кровью реки, скорбный плач матерей и жен… Но это время, несмотря на весь драматизм событий, всегда было окружено романтическим ореолом, сквозь который проступали силуэты совершенных героев и подлецов.

Баллада о белой вишне в театре кукол

Белыя гусі, белыя гусі,
Не адлятайце з Белае Русі,
Шчодрыя пушчы вас гадавалі,
Хвалі азёраў вас калыхалі.
Не пакідайце край свой чароўны —
Дзе ж ёсць на свеце край, яму роўны?
Верце, што неба зноў засінее,
Чорныя хмары вецер развее…

(«Балада пра белую вішню», С.Климкович)

Персонажи «Балады» словно позаимствованы из древних преданий и песен: справедливый и отважный князь Юрий и его брат Василька, самоотверженная Алеся, предатель Всеволод и коварная княгиня Агата. Эти герои скорее именно типажи, идеальное воплощение определенных черт, а не живые люди. Наверное, именно по этой причине куклы-персонажи отличаются статуарностью. Они — словно памятники героям прошлого.

Историческая канва в «Баладе» становится благодатной почвой для рассуждений о беззаветной любви к своей стране, жертвенности и благородстве. Простая девушка Алеся жертвует собой, чтобы защитить свою землю, почти на верную гибель отправляются князья Юрий и Василька.

Мораль спектакля проста и доступна, но понять его юные зрители смогут только в случае, если уже имеют представление о том, что такое ВКЛ и кто такие крестоносцы.

Баллада о белой вишне в театре кукол

Кроме исторического пласта, сложности совсем маленьким театралам может добавить и доминирование в постановке визуальной стороны над текстовой. Текст в спектакле, конечно, звучит, но это не простая для восприятия проза — как по форме, так и по содержанию. Кроме того, значительная часть действия разворачивается безо всяких комментариев: идет битва с вражескими войсками, в белую вишню превращает Ведьмак Алесю, тянутся вереницы скорбящих женщин…

Визуальные метафоры постановки нельзя назвать сложными. Очевидно, что черные птицы, появляющиеся на проекционном заднике, — это полчища врагов, белая вишня — символ чистой души Алеси, а сама она воплощает Белую Русь. Но и они требуют сосредоточения, погружения в неторопливое течение спектакля, который можно назвать почти медитативным. Поэтому прежде чем вести на спектакль детей, родителям или учителям стоит организовать для них хотя бы небольшой исторический ликбез и настроить на встречу с прекрасным.

Баллада о белой вишне в театре кукол

Прекрасное — в данном случае не просто расхожий эпитет. Дело в том, что кроме историко-патриотического компонента, очень важным в «Баладе» является ее художественное решение. Это удивительно красивый спектакль. Удовольствие от его просмотра получат и дети, и взрослые, которые обязательно оценят работу художника Татьяны Нерсисян.

Изящный светящийся белый город на сцене напоминает своими формами Мирский замок и создает образ чистой и светлой земли, ради которой и жертвует собой Алеся.

Баллада о белой вишне в театре кукол

Навек бывайце, навек бывайце,
Мяне слязьмі не палівайце –
Роднае неба мяне напоіць,
Родна зямліца мяне накорміць.
Мне ж толькі трэба, каб тую зямліцу
Не патапталі коні чужынцаў
І каб ляцелі белыя гусі
Над Белаю Руссю, вольнаю Руссю.

(«Балада пра белую вішню», С.Климкович)

Планшетные куклы довольно больших размеров и немного вытянутых пропорций, словно у готических скульптур, хочется изучать, вглядываясь в грустные глаза и рассматривая детали костюмов. А на проекционном заднике возникают метафорические образы битв, колдовского леса и души Белой Руси. Стоит подчеркнуть, что «Балада» — один из тех спектаклей, где персонажами являются именно куклы. Только Ведьмак играется «живым» планом, что объясняется очень просто: он воплощает мистические силы.

Баллада о белой вишне в театре кукол

«Балада пра белую вішню» — спектакль, не предназначенный для рационального осмысления. Это метафорическая сказка-быль, которая требует особенного восприятия, настройки, чтобы оценить ее прелесть и красоту. Спектакль в эстетизированной поэтической форме ведет разговор о душевной чистоте, самоотверженности и патриотизме. Разговор на прекрасном искреннем языке настоящего искусства.

Top