Меню

Новости

Свободный художник Алексей Порай-Кошиц

Алексей Порай-Кошиц о сценографии и Купаловском театре

Алексей Евгеньевич Порай-Кошиц – российский театральный художник, оформивший спектакль «Дон Жуан» на сцене Купаловского театра в Минске. Автор легендарных театральных проектов, которые он воплощал как сценограф вместе с культовыми режиссерами и актерами.

– Вы закончили художественно-постановочный факультет Ленинградского театрального института. В каком театре начинали?

– Я начинал в 1963 году у Зиновия Яковлевича Корогодского в Ленинградском ТЮЗе (Театр юного зрителя в Ленинграде 1960-70-х годов был местом паломничества не только детей и молодежи, но и всей городской интеллигенции – прим. Культпросвет) и тринадцать лет там проработал. Правда, на два года уходил главным художником в Театр «На Литейном», но потом вернулся обратно в ТЮЗ. В 1976 году перешел в Театр на Таганке, куда меня позвал Давид Боровский.

«Клаустрофобия». Сцена из спектакля. Малый драматический театр. Фото В. Васильева

«Клаустрофобия». Сцена из спектакля. Малый драматический театр. Фото В. Васильева

– В Театр на Таганке вы пришли в самый пик его популярности.

– Я бы сказал – в предпик – тогда, когда там было еще очень интересно. Первый спектакль, который я готовил как заведующий постановочной частью (или, как сейчас говорят – технический директор) был «Мастер и Маргарита». Это была «бомба».

– С чего начиналась популярность Театра на Таганке? Как сложилась такая великолепная творческая плеяда?

– В театре Вахтангова работал замечательный артист Юрий Любимов. Одновременно он преподавал в Щукинском училище и со своими студентами выпустил дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана». В это же время в московском областном театре возле Таганского метро, который тихо угасал и его нужно было как-то спасать, появился новый директор Николай Лукьянович Дупак.

Увидев «Доброго человека…» Николай Лукьянович предложил в Комитете культуры взять в областной театр весь любимовский курс и Юрия Петровича в качестве главного режиссера (ну, или худрука – точно не помню название должности, хотя эти формальности не имеют значения). Юрий Любимов сказал, что он согласен, но при одном условии – его труппа будет играть «Доброго человека…», и от всего прошлого репертуара они откажутся. На этом и договорились. На «Доброго человека…» аншлаг был всегда – там играли Коля Губенко, Алла Демидова и другие будущие звезды. А через полгода появился еще один спектакль, затем еще, и о театре вдруг заговорили.

«Пьеса без названия». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

  «Пьеса без названия». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

– В 1970-х Театр на Таганке был в Минске, помните ли вы ваши впечатления от этих гастролей?

– Мы тогда привозили несколько спектаклей, в том числе «Гамлета». Минская публика встретила прекрасно, сам был свидетелем, как некоторые зрители, которым не удалось добыть билет, по пожарной лестнице забирались в театр через гримерки.

– Вы долгое время работали в знаменитом Санкт-Петербургском Малом драматическом театре с известнейшим режиссером-новатором Львом Додиным, в чем секрет популярности этого театра, какие постановки с Львом Додиным сделали вы, как художник-сценограф?

– Малый драматический был театром областного подчинения, не слишком популярным у публики. В 1973 году главным режиссером МДТ стал Ефим Падве, который начал поднимать Малый драматический – зрители заинтересовались и пошли.

В 1975 году в МДТ пришел Лев Додин, как приглашенный режиссер. Он поставил в этом театре «Разбойник» по пьесе Чапека, «Татуированную розу» Теннесси Уильямса, затем «Живи и помни» по роману Валентина Распутина, конечно же, «Дом» по роману Федора Абрамова с замечательными художниками Мартом Китаевым и Эдуардом Кочергиным.

С 1983 года Лев Додин стал художественным руководителем театра и создал величайшие спектакли, такие как, например, «Братья и сестры» по трилогии Ф. Абрамова, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга в замечательном оформлении Д. Боровского «Звезды на утреннем небе» по пьесе Александра Галина. Со временем театр стал очень популярен.

У Додина свой подход к артистам, своя метода и умение с ними работать. Мы сделали с ним «Звезды на утреннем небе» по произведению Александра Галина, Gaudeamus по повести Сергея Каледина «Стройбат», «Пьесу без названия» и «Чайку» по Антону Павловичу Чехову, «Чевенгур» по роману Андрея Платонова, возобновили «Повелитель мух» по Уильяму Голдингу.

И сегодня Лев Додин делает потрясающие проекты. В прошлом году на Камерной сцене Театра Европы (Малого драматического) стартовал проект – фестиваль: «Мы и они равняется МЫ» – цикл пьес современной драматургии разных стран под общим названием. Это такой маленький фестиваль – восемь названий, какие-то из них пошли на основную сцену. Из недавних спектаклей мне понравился «Враг народа», очень успешный спектакль «Коварство и любовь». Собираюсь сходить на новый «Вишневый сад».

«Звезды на утреннем небе». Сцена из спектакля. Режиссер Лев Додин. Фото В. Васильева

«Звезды на утреннем небе». Сцена из спектакля. Режиссер Лев Додин. Фото В. Васильева

– Зритель современный и зритель тех лет – разный?

– Нет. Но сейчас разным становится театр. И не всегда это на пользу – появляется много поверхностных вещей. Дело в том, что театр – это не место, где можно просто так отдыхать, кайфовать. Когда Олег Николаевич Ефремов начал реконструкцию МХАТа, первое, что он сказал: «Ребята, сделайте кресла жесткими, чтобы люди не засыпали». А сейчас, к сожалению, многие театры только тем и занимаются, что дают такую возможность якобы отдохнуть.

– Минский «Дон Жуан» – это не первая ваша работа с режиссером Анатолием Праудиным?

– Мы делали с ним спектакли в Самаре, Омске, в Балтийском Доме. Сотрудничество началось с простого – я был завкафедрой на художественно-постановочном факультете в нашей Санкт-Петербургской театральной Академии. И я должен был отрабатывать определенное количество учебных часов для студентов. Мне предложили преподавать на курсе Праудина. Хорошие ребята, кстати, сейчас они организовали свой театр.

Однажды ко мне подошел Анатолий Аркадьевич и предложил поработать с ним в Самаре над «Фальшивым купоном» по рассказу Льва Толстого. Получился очень хороший спектакль, он выдвигался на «Золотую Маску». Потом было еще несколько совместных работ. В сентябре прошлого года мы сделали «Гамлета» в Самаре. В декабре, перед приездом сюда – «Осенний марафон» по пьесе Володина в Балтийском доме.

«Фальшивый купон». Отрывок спектакля. Режиссер Анатолий Праудин. Фото experimentalstage.ru

«Фальшивый купон». Отрывок спектакля. Режиссер Анатолий Праудин. Фото experimentalstage.ru

– Художник и режиссер видят одинаково материал, образы героев? Или бывают разночтения?

– Это зависит от взаимопонимания и способа работы. Когда есть взаимопонимание, тогда проблем не возникает. У меня было несколько случаев с другими режиссерами, когда мы начинали что-то делать, и я чувствовал, что мы не понимаем друг друга совершенно, тогда я советовал кого-то другого из художников.

– Основные характеристики вашего творческого метода – стремление к минимализму, некой натуральности в сценографии?

– Это не совсем точно. Бывает по-разному. Минимализм в спектакле «Чевенгур» такой тяжелый и трудный. Или спектакль «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской – такой технически простой, но там столько всего наворочено. У меня нет определения того, что такое современная сценография, но я больше всего боюсь и не хочу повторять из постановки в постановку какие-то свои удачные концептуальные находки.

«Чевенгур». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

«Чевенгур». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

Есть художники, которые разрабатывают определенные темы, скажем, деревья, пейзаж на сцене, в пяти спектаклях. Потом находят другую тему – холст, материю. Я специально этого не делаю. Я «танцую» конкретно от спектакля, сценического пространства. Вообще, я не теоретик. Вот о технических находках могу рассказывать очень долго.

– Как вы используете возможности сцены? Вы сторонник последних находок в сценографии?

– Это не совсем верный подход, для меня, во всяком случае – можно и компьютерные проекции делать, и живописные декорации, главное, чтобы это совпадало с видением режиссера и было удобно актерам. В нынешнем спектакле режиссер предложил воплотить в сценографии идею неба, с которого Господь Бог смотрит на Дон Жуана. Поэтому практически во всех картинах в спектакле присутствует небо.

– Как вам работается с артистами Купаловского театра?

– Хорошо. Учитывая мой опыт работы в театре (а я начинал подмалевщиком) я легко нахожу язык с артистами, потому что во время репетиций я находился на сцене рядом с ними и видел их иногда в труднейших ситуациях – что-то сложно, что-то не получается. Я всегда готов помочь, подсказать и режиссеру, и артисту: проще вот так повернуться или пойти сюда, потому что режиссеру бывает иногда не до каких-то мелочей.

– Сегодня вы свободный художник?

– Я свободный художник, но есть разные формы сотрудничества с театрами. Я работаю с Самарским театром, с МДТ, преподаю в Санкт-Петербургской театральной Академии, сотрудничаю с АБДТ им. Г. А. Товстоногова.

Top