Меню

Новости

География театра: Могилев

«Культпросвет» узнал о жизни Могилевского областного театра кукол

Как работают в театре, который раньше был тюрьмой, почему театр кукол – это нонконформистское явление и каких работников отчаянно не хватает в отрасли, «Культпросвет» узнал в Могилевском областном театре кукол. О его жизни нам рассказали замдиректора Татьяна Автушенко, главный режиссер Игорь Казаков и завпост Татьяна Густынова. 

На втором этаже старого здания перед нами открывается дверь одного из кабинетов. Навстречу выходит Татьяна Автушенко, один из самых опытных сотрудников и заместитель директора по организации зрителя. Сам директор постоянно в разъездах, он решает главный вопрос: на какие средства будет жить театр?

– Настоящая голова, – отпускает комплимент в его адрес Татьяна Ивановна.

Но если директор – голова, то замдиректора по зрителю в могилевском кукольном – это душа, которая пропускает мельчайшие проблемы театра через себя.

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков, замдиректора по зрителю Татьяна Автушенко

Татьяна Автушенко

– Работаю я тут… сколько уже? Ровно 17 лет, получается.

Мы сидим в кабинете, наполовину занятом куклами.

– Это те, которых зрители уже не увидят. Можно сказать, они тут на пенсии, – смеется Татьяна Ивановна.

– Почему так долго работаете?

– Ответ простой: я очень люблю этот театр. В нашем вузе на факультете общественных профессий набирал к себе на курс студентов главный режиссер кукольного Олег Жюгжда. Я оказалась в числе шести счастливиц, которые стали у него заниматься. Мы были допущены не только в цеха, кабинет главрежа, но и на различные театральные праздники, капустники, бенефисы артистов. Два года продолжались интересные занятия: мы сами делали кукол, репетировали и в конце выпустили серию маленьких «спектакликов», получили дипломы «руководителей самодеятельного театра кукол». И, казалось, мои пути с театром разошлись. Однако через полгода Олег Олегович позвонил одной из нас и предложил работу педагога-организатора в театре. К тому времени мои сокурсницы были хорошо устроены, вот место и стало моим. В театр влюбилась еще больше – и с тех пор не отпускает.

А само здание, где мы работаем, и великое, и страшное одновременно. История его просто заставляет трепетать. Строилось оно как жандармские казармы, почти до середины XX века было тюрьмой, позднее Домом учителя, Домом пионеров. Театру кукол оно досталось в 1979 году.

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков

– Какой период можно считать золотым временем для театра?

– Это определяет личность главного режиссера. Очень яркий и плодотворный период связан с Алексеем Лелявским (ныне главный режиссер Белорусского государственного театра кукол), это 1980-е. Много интересных, значительных спектаклей создано в то время, театр подолгу гастролировал по республикам бывшего Союза.

С 1988 года главным режиссером стал Олег Жюгжда. В театре началась совершенно новая жизнь: постановки спектаклей, отличающихся смысловой наполненностью и глубиной, необыкновенной эстетикой; участие в фестивалях. По различным причинам Олег Жюгжда ушел, и в начале 2000-х мы работали без главного режиссера.

Затем появился Вячеслав Корнев, который сохранял и развивал традиции. Однако на долю Вячеслава Семеновича пришлось тяжелое время, когда зрительный зал был признан аварийным и нам запретили работать на нашей сцене, а затем и вовсе выселили из театра. Ему и директору пришлось сохранять коллектив, который «квартировал» в разных частях города, временами в непригодных для работы театральных цехов условиях. В самых различных местах мы арендовали сцену, чтобы хоть как-то выживать и работать не только на выездах.

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков

В столь тяжелый период жизни театра в коллектив пришел режиссером-постановщиком Игорь Казаков, в 2009-м он стал главным. Вместе мы пережили непростое время и вернулись в наш родной дом на Первомайской. Казаков – уникальный талантливый режиссер-новатор. Всегда с большим нетерпением ждем его новых спектаклей. Его постановки отличаются глубиной, искренностью, неповторимой формой, яркими актерскими образами, особой режиссерской интерпретацией. Игорь Александрович умеет собрать отличную команду профессионалов. У него в труппе лучшие артисты, он приглашает замечательных художников, композиторов.

Вдруг в дверях кабинета появляется человек с густой бородой и расплывается в хулиганской улыбке. Окинув нас оценивающим взглядом, он не без иронии спрашивает, он ли следующим идет на конвейер вопросов. Это Игорь Казаков – главный режиссер, сердце театра, толкающее его вперед несмотря на мейнстрим и финансовые сложности. С ним мы разговариваем в коридоре, завешанном дипломами с разных фестивалей.

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков

Игорь Казаков

– Как удается поддерживать в себе творческий запал?

– Перед выходом каждого спектакля появляется большой соблазн уйти из профессии. Потому что думаешь: «Ну, все. Не спрятаться ли под стол, как Мастроянни?» Думаешь, что месяц не подойдешь к рабочему месту. Но проходит несколько суток – и начинается творческий зуд: опять хочется работать.

Про что еще говорить? Очень важным для меня было обучение в Академии искусств. Мы много ставили спектаклей, за нами присматривал настоящий мастер Лелявский, в год выезжали на пять-шесть фестивалей. Поиск и бесконечная практика – вот что было важным для меня.

– Почему вы пришли именно в театр кукол?

– Художник Саша Вахрамеев однажды процитировал одну европейскую кукольницу, которая с иронией и любовью сказала, что театр кукол – это little bit shit. Это нонконформистское искусство, если угодно. И я тоже определенный нонконформист.

Искусство – противоречивая вещь. Тренды, технологии всегда обгоняют нас. Если сидишь на трендах, ты обречен на вечную роль догоняющего. И в искусстве это тоже есть. Ставишь планку, берешь самое противоречивое, самое острое произведение мировой литературы. Делаешь все, все получается. А потом что? Поставил – и что дальше?

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков

– Вас называют одним из главных наследников белорусского театра кукол, а вы работаете в областном центре…

– Какая разница, в каком ты городе, если с одной такой штукой (потрясает айфоном) можешь общаться с кем захочешь и узнать что пожелаешь? Не имеет значения, провинция это или нет, потому что каждый театр – свой микрокосм. Даже больше скажу: в провинции ты не размениваешься по мелочам, можно сосредоточиться.

Другой момент – какой зритель приходит. Но нам грех жаловаться. Мы проверяли его провокациями, новыми идеями – зритель идет. В конце концов, неужели наша публика хуже, глупее, чем та, что была в XVI веке, часами смотревшая представление Шекспира на площади?

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков, спектакль «Снежный цветок» по сказкам С. Козлова

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков, спектакль «Снежный цветок» по сказкам С. Козлова

«Снежный цветок», реж. И. Казаков

***
Под театром практически всегда очень душно, шумно и весело. Мастера и конструкторы ремонтируют, варят, красят, гладят, лепят и разговаривают. Между ними, как торнадо, проносится миниатюрная девушка, громовым голосом раздающая указания и посылающая проклятия всем, кто делает что-то не так. Это она не со зла – скорее для мотивации. Татяна Густынова – заведующая постановочной частью, руки театра и человек, который испытывает к режиссеру искренние любовь и ненависть.

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков, завпост Татяна Густынова

Татьяна Густынова

– За что ж вы его так?

– Потому что по срокам всегда какая-то беда. Но вообще, конечно, Игорь Александрович – классный режиссер и человек. Он всегда очень необычный. Ставит технически сложные задачи, у него все характеризуется эстетическим и функциональным наполнением. Особенно несладко приходится мастерам в цехах. Долго приходится объяснять, из какого материала нужно выполнять объект, что должен актер делать с этим предметом.

– Какой спектакль оказался самым тяжелым?

– «Буратино» (новогодняя премьера 2014/2015. – Прим. «Культпросвет»). Вначале художник-постановщик хотел сделать все по одной технологии, но реализовать задумку не получилось. Были нюансы по свету, приходилось подбирать цвета по лекалам. В итоге соединили грандиозный замысел художника-постановщика и реализацию проекта в цехах в условиях отсутствия некоторых материалов, экстренно докупали недостающее. Некоторые декорации пришлось заказывать на минском силикатном производстве. Но спектакль состоялся, я этому рада.

Сложно делать постановки для малой сцены: ограниченное пространство заставляет создавать многофункциональные, но компактные декорации и кукол.

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков, спектакль «Приключения Буратино»

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков, спектакль «Приключения Буратино»

«Приключения Буратино», реж. И. Казаков

– Какая мечта есть у завпоста Могилевского областного театра кукол?

– Хочу, чтобы вузы готовили нормальных художников-конструкторов. Такое заведение есть только в Санкт-Петербурге. У нас ни одного нет университета, который бы целенаправленно готовил специалистов в данной области. Иначе говоря, сейчас мы лишены ремесленных рук со знанием театральной специфики. Вряд ли люди задумываются над тем, как двигаются глаза и рот у кукол. А ведь знать механику процесса и видеть визуальные возможности его воплощения очень важно.

культпросвет, Могилев, География театра, Могилевский областной театр кукол, главный режиссер Игорь Казаков

***
Покидая здание Могилевского областного театра кукол, думаем о вдохновляющих словах Игоря Казакова. Знали ли вы, что создание спектакля – магический процесс? «Ты погружаешься в театр, забывая о происходящем за его стенами, и живешь в отдельном мире. Нет большой разницы, где ты находишься. Ты поглощаешь информацию, как черная дыра, затягивающая все сущее. Образуется маленькая сверхмассивная планетка, а потом взрыв – и все накопленное разлетается и несется, будоража космос. Вот какие процессы происходят в театре».

Top