Меню

Новости

География театра: Гродно

Гродненский областной театр кукол доказывает скептикам, что театральная жизнь за пределами столицы есть

Гродненский областной театр кукол уже не первый сезон доказывает скептикам: театральная жизнь за пределами столицы есть! Сегодня он, как и имя его главного режиссёра Олега Жюгжды, – бренд, сомневаться в качестве которого – моветон. Уровню постановок, достижениям и востребованности коллектива – активного участника международных фестивалей – может позавидовать любая труппа.

О том, как и чем живет театр, «Культпросвету» рассказала его директор Мария Шабашова, а актриса Александра Литвиненок во время экскурсии поделилась местными легендами.

Гродненский областной театр кукол располагается в старейшем из сохранившихся в Беларуси театральных зданий, построенном в конце XVIII века по приказу Антония Тизенгауза. Условно коллектив можно назвать и одним из первых профессиональных кукольных в Беларуси: при поддержке Сергея Образцова он начал работу в 1940 году. Такая богатая история налагает на современников особую ответственность. Но успех театра зависит не только от этого: его домашняя и творческая атмосфера ощущается, как только переступаешь порог.

Об ответственности и вопросах насущных

М.Ш.: Ответственность должна быть всегда независимо от того, сколько лет театру. У нас достаточно высоко поднята планка: нас любят зрители, о спектаклях много пишут, они пользуются популярностью, часто побеждают на фестивалях.

Гродненский областной театр кукол. Театральная жизнь региональных городов

В 2012 году прошел ремонт. К счастью, он продлился недолго, всего девять месяцев. Ремонт театра как ремонт дома: никто никогда не бывает всем доволен. Есть какие-то недоработки, но мы их потихоньку устраняем. В целом результат радует. Условия улучшились: появились хорошие швейные мастерские, цеха, которым может позавидовать и драматический театр, неплохие гримерки. С нуля возведен административный корпус.

К сожалению, не удалось сохранить оркестровую яму, которая была раньше. Уменьшилось и количество посадочных мест на основной сцене. Раньше их было 337 (при этом заполняемость зала составляла 98%), а теперь мы работаем в зале на 242 взрослых и 211 детей. По выходным специально ставим два спектакля: на один все желающие не попадут – билеты у нас выкупаются за месяц до показа, на многие постановки попасть с первого раза просто невозможно.

Сейчас своими силами организовали камерную сцену, но уже объявили тендер о проектировании. Хотелось бы, чтобы получился зал амфитеатром на 70 мест. Для камерной сцены у нас есть и спектакли: «Трагедия о Макбете», «Пиковая дама», «Фауст. Сны». Премьера «Демона», запланированная на 11 декабря, тоже рассчитывается на камерный формат. Такая сцена для нас – необходимость. Режиссеру Олегу Жюгжде нужно, чтобы зрительское восприятие стало другим, обстановка была камерной, текст шел ближе к публике. Конечно, играть мы можем в любых условиях, но для нас важно, чтобы было удобно зрителю.

О воспитании зрителя и финансах

Многие театры беспокоят финансовые вопросы, особенно областные. Чтобы решить вопрос, делают легковесные постановки, преимущественно комедии, на которые идет зритель. В вашем репертуаре много фестивальных спектаклей, при этом заполняемость зала высока. Как воспитываете своего зрителя?

М.Ш.: Я работаю в театре 34-й сезон и могу сказать, что все возникло не сразу и не так просто. Воспитать зрителя, научить его приходить на спектакли для взрослых было сложно. Следовало завоевать его внимание и любовь. Теперь зрители приходят к нам, интересуются, что еще посмотреть. Именно по просьбам публики в нынешнем году восстановили «Тутэйшых» – спектакль, которому уже 24 года.

Сегодня в репертуаре 12 постановок для взрослых. И это как раз те спектакли, которые не приносят плановых показателей: многие из них идут на камерной сцене на 70 посадочных мест, а расчеты в плановых документах ориентированы на 211 (основная сцена). Можно сказать, что здесь мы работаем для воспитания зрителя, чтобы не потерять его любовь. Еще это важно для творческого роста актеров, которые хотят играть в подобных спектаклях, и, что греха таить, для фестивалей.

Гродненский областной театр кукол. Театральная жизнь региональных городов

Куклы со спектакля «Фауст. Сны»

Форумы, на которых мы показывали «Трагедию о Макбете» и «Пиковую даму», просят привезти еще что-нибудь в подобной стилистике. Хотя я считаю, что, например, «Фауст. Сны» может смотреть абсолютно любой зритель.
Последние пять лет с плановыми показателями у нас проблем не было просто потому, что мы много работаем – показываем 40-60 спектаклей в месяц. У нас довольно большая труппа (21 актер), которая делится на две части: одна выезжает на районы, а вторая остается на стационаре.

Еще мы зарабатываем на таких мероприятиях, как Хэллоуин. Это довольно приличный доход: билет стоит 130 тысяч рублей. Подобные мероприятия направлены на привлечение новых зрителей, в основном молодежи. Она не всегда просто приходит на спектакль, а на Хэллоуин мы за неделю продаем весь зал. В ходе развлекательной программы показываем спектакль («Вий. Страшная месть»), знакомим зрителей с куклами и декорациями, рассказываемо театре, стараемся заинтересовать.
Подобные мероприятия проводить, конечно, сложно. На них до двух ночи работает вся труппа и обслуга. Но мы стараемся привлечь зрителей, удивить их. Возможно, тогда на спектакль придет тот, кто вообще не был в нашем театре.

Гродненский областной театр кукол. Театральная жизнь региональных городов

Гродненский областной театр кукол. Театральная жизнь региональных городов

«Хеллоуин»

О репертуаре и фестивалях

У театра обширный репертуар. По какому принципу его формируете?

М.Ш.: Сегодня у нас 42 работающих спектакля, которые мы можем восстановить в течение трех репетиционных дней. Это очень много, есть некоторые трудности с хранением материальной части, но зритель любит старые постановки и приходит на них. Делать более трех спектаклей в год финансово очень сложно, а при постоянном возобновлении куклы и декорации могут жить около 25 лет.
То, что мы сохранили старые постановки («Золушка», «Василиса Прекрасная», «Синдбад-мореход»), – один из плюсов репертуара. Им более 20 лет, но мы их не списываем: это классические ширмовые спектакли с хорошим названием. На них всегда много зрителей, их отлично принимают, кроме того, они хорошо смотрятся в репертуаре.

Гродненский областной театр кукол. Театральная жизнь региональных городов

Фото спектакля «Вий. Страшная месть»

Большинство спектаклей для детей от 6 лет и взрослых сделано Олегом Олеговичем Жюгждой. Получается, почти авторский театр…

М. Ш.: Олег Олегович – главный режиссер. Хорошо, что он много ставит, что о нем пишут и говорят. Главный режиссер должен делать две постановки в год даже по плану. Но ни о каком авторском театре речь не идет, например два спектакля («Вверх тормашками», «Белоснежка и гномы») у нас недавно поставил Игорь Казаков.

Когда начинали с ним работать, не было опасения, что «Белоснежка» будет такой же авангардной, как «Гамлет»?

М.Ш.: В каждом спектакле можно найти что-то спорное. На премьере «Пиковой дамы» зрители тоже не все восприняли. Если со спектакля выходят и ничего о нем вообще не говорят, значит, он провальный, а если спорят, следовательно, есть, что обсудить.

Казаков – очень талантливый режиссер. И я думаю, что мы еще будем сотрудничать с ним. Во-первых, с ним понравилось работать нашей молодежи, во-вторых, зрители оба спектакля приняли на ура.

Гродненский областной театр кукол. Театральная жизнь региональных городов

Фото спектакля «Фауст. Сны»

Вы много ездите по фестивалям, набираете популярность. Зовут ли театр на гастроли?

М.Ш.: Да, поступает много приглашений, ведь у нас хорошие и детские, и взрослые спектакли. Но обменные гастроли с другой страной устроить довольно сложно. Во-первых, нужно надолго уезжать и оставлять театр, во-вторых, переезды связаны с большими затратами. Пока нас активно приглашают Рязань и Калининград, но это еще в планах.

Станут ли ваши «Лялькі над Нёманам» в ближайшее время официальным фестивалем? В нынешнем году своей программой они не уступали Международному фестивалю театров кукол в Минске…

М. Ш.: Мы уже подготовили документы и надеемся, что в следующем году все сложится. Что касается программы, то нас и наш город любят, сюда хотят приезжать. Лучшее подтверждение тому – факт, что наше «свята-фэст» не платит гонораров. Коллективы приезжают за свой счет, и никто из приглашенных не отказался.

О планах и мечтах

М.Ш.: Дай Бог удержать театр на уровне, который есть. У нас очень хороший коллектив, которому мог бы позавидовать любой руководитель. Хочется, чтобы появилась возможность финансово благодарить работников за то, что они делают: это большой и сложный труд, только профессионалы оценят, сколько усилий нужно, чтобы сыграть даже один спектакль. Главная надежда – на то, что сохраним творческий состав, хочется, чтобы молодые развивались и росли, больше ездили по фестивалям, смотрели и учились.

Мечтаю, чтобы в театре царила семейная, дружеская атмосфера, чтобы всегда были достаток, любовь, чтобы люди хотели приходить сюда, работать и творчески расти.

Легенда Гродненского областного театра кукол от Александры Литвиненок
Когда-то в Гродно приезжала варшавская труппа. В одну из ее артисток влюбился местный актер, но, когда гастроли закончились, красавица уехала. Сердце несчастного артиста было разбито, и он повесился в гримерной. Но дух его до сих пор живет в театре.

P.S. 24 ноября в рамках ІІІ Национальной театральной премии на сцене Республиканского театра белорусской драматургии состоится показ спектакля Гродненского областного театра кукол «Фауст. Сны».

Top