Рождение спектакля – долгий и сложный процесс, в который вовлечено большое количество людей: драматург, режиссер, сценограф, композитор, актеры и другие – невидимые для зрителя – служители театра.
Когда открывается темная дверь с табличкой «Главный художник» и ты переступаешь порог, невольно начинаешь волноваться. Во-первых, попасть в мастерскую сценографа – это словно проникнуть в его мир, где рождаются самые невероятные образы. Во-вторых, попасть в мастерскую, где работает мастер, чье имя уже давно является синонимом белорусской сценографии, – это все равно что прикоснуться к целой эпохе в истории театра.
Здесь нет ни беспокойной воды, ни взлетающих к потолку стен храмов, ни космических пространств: все это на сцене. А в мастерской уютно, много света. И чувствуется искренняя любовь к театру и своему делу, живой интерес художника и экспериментатора.
Драматург-режиссер-сценограф: рождение образа
Создание сценографии – процесс довольно длительный, и начинается он со знакомства с драматургическим материалом. Например, в «Тате» для Бориса Герлована было важно не просто следовать за текстом пьесы, а отыскать в ней значительную тему, выйти на уровень обобщения, который позволит зрителю увидеть в постановке нечто большее, чем размышления героя об отношениях с отцом или историю о том, как сестры продают родительский дом, фактически выселяя брата на улицу. Художник задается вопросами совершенно нетривиальными: кем была мать героя, которая в пьесе вообще не упоминается, его дед? где находится дом? Ответы, подсказанные воображением и опытом, помогают в создании образа.
В интерпретации Бориса Герлована герои будущего спектакля – интеллигентная семья. Правда, судьбы всех ее членов сложились неудачно. Значит, отпечаток интеллигентности должен быть заметен и в обстановке дома, скорее пригородного, чем деревенского. Каждый предмет может что-то раскрыть в характере живущих в нем людей.
Для Бориса Герлована важна и внешняя выразительность образа, и его эмоциональность, ощущения, которые он вызовет, комфортность сценографии для работы актеров, ее взаимодействие с режиссурой. Обязательно нужно учитывать и восприятие зрителя.
БГ: Иногда зритель чувствует даже сильнее, чем художник. А иногда бывает обидно, когда даешь ассоциацию, а ее не видят, пропускают.
Предлагаемые сценографом образы бывают порой неожиданными даже для авторов пьесы.
БГ: Когда Дмитрий Богославский увидел макет, то немного удивился: он не думал, что в подобном ключе можно решить тему и мир его пьесы.
Но кроме автора есть еще одна куда более значительная фигура – режиссер. Авторитетнейший мастер Борис Герлован очень скромно говорит о своем ощущении материала, подчеркивая роль постановщика: «Это мои мысли, идеи, а работа с режиссером – совсем другое дело. Ведь все вместе будет собирать именно она».
Молодой и интересный постановщик «Таты» Екатерина Аверкова уже приняла макет. Но окончательный результат работы, по словам Бориса Герлована, можно оценить лишь после выпуска спектакля.
У макета: сценография в миниатюре
Сценография – искусство визуальное, поэтому после основательной беседы о пьесе, ее видении и работе с режиссером художник демонстрирует макет декораций. Его трехмерность позволяет увидеть пространственное решение спектакля и даже представить некоторые мизансцены будущей постановки. Несмотря на то что в Купаловском над этим работает отдельный специалист, Борис Герлован делает макет сам, чтобы вносить в процессе необходимые изменения, без которых, как правило, не обходится. В результате образы и мысли, рожденные в процессе работы над пьесой, получают наглядное воплощение.
В сценографии «Таты» не будет центральной фигуры – ее место займет неопределенное пространство, которое отразит состояние героя на грани сна и реальности. Пустота, ночь, космос – тянущееся беспокойное пространство-состояние будет создаваться при помощи трех проекционных экранов. Дополнят все огромные свечи, в производстве которых планируется использовать светодиоды, что позволит имитировать даже фактуру оплавляющегося воска.
Большое количество картин и мест действия пьесы продиктовало и особенности технологического решения сценографии. В «Тате» впервые используют фуры на дистанционном управлении. Благодаря данному приему получится не только быстро менять декорации, но и добиваться определенного художественного эффекта.
БГ: Движение фур, дым, пульсирующая проекция создадут ощущение тяжелого сна героя.
В сценографии также появятся образы колодца, внезапный рост которого символизирует метания героя, и лестницы как метафоры стремления к чему-то неопределенному.
После того как замысел и макет приняты режиссером, главным вопросом становится точность исполнения и функционирования техники. Работать можно и по старинке, но к новым для театра приемам сценограф обращается с определенной целью.
БГ: Это делается, чтобы цеха умели работать. Втягиваешь их, чтобы и им понравилось, чтобы они росли, воспитывались, могли решать любые задачи.
Воплощение идеи: художественный цех
Вниз по лестнице и коридорам двигаемся в художественный цех, где по эскизам и чертежам создаются декорации. Оказывается, самые нереальные миры и пространства творят обычные человеческие руки.
Борис Герлован рассказывает, что в молодости все декорации ему приходилось делать самому – от мебели до бутафории. Сегодня в художественном цехе проходят практику его студенты – будущие сценографы.
БГ: Художник должен знать, как все создается, и уметь это делать, иначе ему, молодому и неопытному, станут все подряд давать советы, начнут гонять его из слесарного цеха в столярный и т.д. Если не чувствуешь, что тебе нужно, чего ты хочешь, то работать будет сложно.
В художественном цехе уже стоит часть декораций к «Тате». Шкафы, кровати и стулья, добротные, сделанные из сосны, терпеливо ждут, когда их окрасят в необходимый по макету цвет, распишут или состарят. Недалеко от мебели лежит бутафорская земля – пенопласт на фанере с наклеенными на него настоящей землей и камнями. Груда белых длинных трубок, привезенных из Германии, скоро превратится в свечи, а из колючих веток на полу «вырастет» куст роз.
Пока сценография к «Тате» только в процессе создания, однако после премьеры работа цеха не остановится: необходимо следить за сохранностью декораций и обновлять их. За этим мы и застали одну из практиканток театра Катю. Девушка обновляет статуи для спектакля «Черная панна Несвижа», которые более чем за десять лет, что идет постановка, изрядно износились.
БГ: Сначала создаются эскизы, следом – объемная модель, с нее копируют в масштабе, режут пенопласт. Материал хоть и легкий, но работать с ним непросто. Затем фигура оклеивается бумагой, грунтуется и расписывается в цвете.
Но не все декорации выполняются вручную. В цехе стоит станок, на котором шьются крупные элементы, недавно появился и еще один – для печати на бумаге и ткани, способный передавать фактуру практически любого материала.
Рождение персонажа: костюм
Если в художественном цехе одевают сцену, то в пошивочном – людей. Именно здесь по эскизам художника создается театральный костюм, который станет неотъемлемой частью персонажа.
Работники цеха и Борис Герлован показывают эскизы одеяний к спектаклю «Тата». Их созданием занималась ученица Бориса Федосеевича Ольга Щербинская – талантливая художница, работающая в Гродно. Костюмы в спектакле будут иметь бытовой характер, основная цветовая гамма серая.
Над клеткой, свитерами и юбками к будущей постановке колдует целая команда: начальник цеха, художник-технолог, закройщики по мужской и женской одежде… Раньше в театре работал даже сапожник, но теперь выгоднее покупать или изготавливать обувь по спецзаказу.
От обычного ателье пошивочный цех отличается не только заказчиками, но и спецификой работы: необходимо понимать и чувствовать характер, технологию изготовления костюма и шекспировских времен, и современности. Кроме того, театр остается удивительно честным по отношению к зрителю: тканые изделия, вышивку, вязание заказывают специализированным предприятиям, где они производятся с соблюдением традиционных технологий. Так, например, свитер для главного героя «Таты» свяжут по заказу вне стен театра. Для спектакля придется искать и старую телогрейку: искусственное старение будет заметным.
БГ: Над костюмом долго думаешь. Если знаешь, кто будет играть, обязательно учитываешь фактуру актера. Размышляешь над ролью, персонажем, представляешь, как он должен стоять, двигаться. Бывает, костюм уже готов, а артистка говорит: «Я его не надену – мне цвет не идет». В таком случае важно убедить актера.
Эпилог
Когда сказано и показано, казалось бы, все, Борис Герлован открывает свой главный секрет, озвучивает творческое кредо, определяющее все его работы – от «Рядовых» А. Дударева, поставленных еще в 1984 году, до «Таты»:
«Спектакль нужно готовить на умного зрителя, который умеет мыслить. Если ты знаешь, что хочешь сказать, если твой замысел работает, а материал трогает, постановка дойдет до любого. Ведь зрителя не интересуют тонкости работы, главное – хороший спектакль».