Смотришь на здание молодеченского театра со стороны городского стадиона и думаешь, что стоит он здесь с незапамятных времен. Но, как оказалось, местному театру нет еще и тридцати. Официальное открытие датировано 1991-ым годом, а в 93-ем Николай Мацкевич, режиссер, основатель областного театра, поставил на компактной сцене премьерный спектакль «Земля».
– Но визитной карточкой нашего театра является спектакль «Комедия» Владимира Рудова, – указывает нам на афишу Александр Пытько (руководитель литературной частью – прим. Культпросвет). – Он никогда не выходит из нашего репертуара. Прошло более 300 показов «Комедии», и в зале всегда собирается аншлаг. В прошлом году мы «свозили» его на международный фестиваль в Украину, где этот спектакль стал лауреатом, а три наших актера были отмечены наградами. Всего в нашем репертуаре 38 спектаклей.
Стараемся отдавать предпочтение белорусской драматургии, но, к сожалению, с ней у нас есть определенные трудности. Нам, конечно, присылают много пьес, но среди этого материала очень много графомании. Профессиональный драматург – товар штучный, а нам приходят тексты от людей, которые научились писать диалог и уже считают, что это пьеса. Несмотря на это мы стараемся ставить отечественных драматургов: Кондрата Крапиву, Анатолия Делендика, Алексея Дударева.
В день нашего приезда гримерки, украшенные дипломами, сувенирами, большими фотографиями, в театре пустуют. И этому есть объяснение: во второй половине дня у актеров намечен выезд со спектаклем в один из летних лагерей.
– У нас есть определенный план по показу спектаклей. Из 230 выступлений в год половину составляют наши выезды, – признается Юрий Кривенький, директор театра. – Во время каникул организованы ежедневные гастроли. Чаще всего выступаем в ближайших крупных населенных пунктах. Все-таки это выгодно в первую очередь экономически.
– На более дальние поездки учреждения образования не готовы выделять нам ту сумму, которую мы запрашиваем. С подобных спектаклей актеры много не имеют. Радиус наших летних поездок – 60 километров, а в течение сезона стараемся ездить по всем областям. Ради таких гастролей из Молодечно приходится выезжать в 5 утра и показывать по 3 спектакля в день: два детских и один вечерний. Да, условия, как видите, бывают не совсем хорошие. Но что поделать. Работать все равно нужно. Слава Богу, актеры у нас – люди закаленные.
– Где чаще всего вы выступаете летом?
– В санаториях. Там чаще всего приходится выступать в кинозалах. Берем с собой выездной комплект оборудования, минимальный набор декораций, который дает зрителю определенное представление о сюжете. Среди отдыхающих очень много граждан России, и, к сожалению, многие из них не хотят смотреть спектакль на белорусском и просят привозить исключительно русскоязычные постановки. Но недавно мы пошли на афёру и решили в одном из санаториев показать спектакль «Незванный гость» на белорусском языке. С первых минут люди начали втягиваться в действо, задавать вопросы вроде: «А что такое кашуля?». Буквально через несколько минут они уже «попали» в сюжет и после завершения признались, что зрелище им очень понравилось.
– Везете что-то легкое для восприятия?
– Не всегда. Но начинаем, конечно, с чего-то расслабляющего, чтобы человек отдохнул, а уже потом начинаем психологически воздействовать на зрителя. Нам всегда хочется найти золотую середину. И если раньше хотели ставить что-то для профессионального роста актеров, то теперь в первую очередь думаем о том, чтобы постановка окупилась.
– Но в нашем репертуаре есть и очень глубокие психологические вещи, ?– добавляет Александр Пытько. – Например, «Забава» Славомира Мрожека, которую мы ставили совместно с Институтом польским. Да, это фестивальная постановка, массово зритель на нее не пойдет, но актеры сами просят, чтобы мы такой спектакль включили в репертуар. Им важно его помнить, не забывать текст. Ведь достаточно трех месяцев, и ты его уже забудешь.
– Для реализации проектов мы составляем маленький бизнес-план. Просчетов быть не должно. Спектакль – это очень дорогостоящее детище, которое обходится нам в среднем в 90 миллионов белорусских рублей. Цена билетов колеблется от 20-40 тысяч рублей. Вот и представьте, сколько нужно работать, чтобы отбить эти деньги. Но мы все равно отдаем себе отчет в том, что мы живем и не в столице, и не в областном центре. Два года назад мы могли неделю закрыть премьерами, а сейчас они могут идти максимум три дня.
Что касается режиссеров, то нам приходится многим отказывать. Мы просто не готовы удовлетворить их запросы.
«В театре работают преимущественно молодеченцы»
Основу труппы областного театра составляют местные самородки. Столицу в театре представляют всего лишь три человека. Многие из актеров свой творческий путь начинали еще в местном народном театре, но время заставило переквалифицироваться и получить соответствующее профессиональное образование. Самому старшему мастеру сцены – 72 года, младшему – чуть больше 20.
– Я сам занимаюсь подбором кадров для нашего театра, – говорит Юрий Кривенький. – Мы ездим на экзамены, просматриваем потенциальных актеров, начиная со второго курса. И последние четыре года вопрос подпитки театра молодыми сотрудниками перед нами не стоит. Да, многие выпускники столичных вузов, отработав свои два года, от нас уходят. Как правило, в другую профессию.
Правда, со временем я стал применять другую тактику. Зачем брать выпускников Академии искусств, многие из которых себя уже считают звездами и состоявшимися актерами? Мы решили сотрудничать со студентами минского колледжа искусств. Мы договариваемся с ребятами, что я их беру на работу в театр, а они переводятся на заочную форму обучения. В Молодечно ребята получают жилье и сразу окунаются в театральную жизнь, разучивают роли.
У нас есть и преемственность поколений, и семейственность. И это, согласитесь, дорогого стоит.
– Актеры на стороне подрабатывают?
– Да. Многие работают педагогами в учреждениях образования, ведут факультативы, актерское мастерство. И делают это профессионально! Многие их подопечные поступают в театральное и решают свою жизнь связать с Мельпоменой. Практически все снимаются в рекламе, в кино. И не просто в массовке, а получают хорошие, содержательные роли. К сожалению, уходят от нас и хорошие мастера, но радует и то, что многие остаются. У нас действительно сложился хороший актерский ансамбль.
– В Молодечно часто со спектаклями приезжают российские актеры?
– Да, антреприза портит нам жизнь. Мы должны подстраиваться под нее. У нас хорошие отношения с руководством дворца культуры, и оно заранее нас предупреждает, когда кто-то собирается приехать в наш город. В таком случае мы на несколько дней уезжаем на гастроли. На время антрепризы у жителей города денег на наш театр не остается. Многие говорят: «У вас билет на спектакль стоит 40 тысяч! Это же так дорого!» Приезжает антреприза – 150-200 тысяч! И самое интересное, что люди идут и смотрят. Зал, а это 800 человек, заполнен полностью. У нас просто не остается вариантов. Мне кажется, антреприза должна уважать интересы местного театра и в своей билетной политике сотрудничать именно с ним. Думаю, так будет проще для всех.