Меню

Новости

Марина Юревич

Свободный театр – это возможность по-настоящему раскрыться

Белорусский свободный театр решил отметить свое десятилетие фестивалем Staging а Revolution. На разных площадках Лондона со 2 по 14 ноября актеры представят свои лучшие постановки. Пока труппа еще находится в Минске, мы решили воспользоваться случаем и поговорить с артисткой театра Мариной Юревич.

– Для меня Свободный театр – это возможность по-настоящему раскрыться. Почти все наши актеры в свое время «служили» в государственных театрах, поэтому нет ничего удивительного в том, что когда мы начали работать с Володей (Владимир Щербань, режиссер БСТ – «Культпросвет»), то испытали настоящий восторг. Мы общались на какие-то актуальные темы, ставили пьесы современных драматургов, причем белорусских: Павла Рассолько, Павла Пряжко, Константина Стешика. О них тогда вообще мало кто слышал, и нам было довольно приятно узнавать, что белорусская современная драматургия все-таки есть. А потом начались новые проекты, мы погрузились в документальный театр. Удивительно, но о том, что существует вербатим, нам в театральных вузах не говорили. Оказывается, в документальном театре можно быть соавтором спектакля – это так увлекательно и интересно! Для меня стало настоящим открытием то, что актер может быть не просто исполнителем, но еще и автором, который находит тему, волнующую его самого, своих персонажей, и создает собственную драматургию. Ощущение соавторства безумно приятное и очень греет душу.

Что движет вами?

– В нашем репертуаре был спектакль «Цветок для Пины Бауш», полностью основанный на личных историях актеров. Наверное, поэтому и восстановить его крайне затруднительно: многие артисты уже не работают в Свободном театре, а заменить их невозможно. «Мне не важно, как вы двигаетесь, мне важно, что вами движет», – этот принцип работы Бауш вдохновил нашего режиссера Володю Щербаня, и однажды он сказал: «Давайте-ка посмотрим, что движет вами». Мы долго копались в себе, искали какие-то неразрешимые проблемы – это был довольно сложный процесс. Но за неделю до сдачи спектакля Володя заявил, мол, вы все говорите не о том, что вас в действительности волнует и задевает. Стало так обидно! Да, конечно, сложно сразу же поведать о самом сокровенном, но мы говорили о реальных проблемах. Наверное, слова режиссера нас так подстегнули, что мы за неделю вывернули себя наизнанку, и в итоге получился очень теплый личный спектакль, который полюбили и зрители, и сами актеры. Сейчас в нашем театре можно увидеть трилогию «Зона молчания». Первая ее часть – «Легенды детства» – это как раз личные истории-травмы самих артистов. Вторая же – монологи городских сумасшедших. Мы сами искали своих героев, находили, общались с ними. Безусловно, порой было довольно страшно, но в целом – очень весело.

Белорусский свободный театр решил отметить свое десятилетие фестивалем Staging а Revolution. На разных площадках Лондона со 2 по 14 ноября актеры представят на суд зрителей свои лучшие постановки. Пока труппа еще находится в Минске, мы решили воспользоваться случаем и поговорить с артисткой театра Мариной Юревич.

«Легенды детства»

Тяжело в учении…

– В театральной лаборатории Fortinbras я преподаю уже три года. Когда я училась в Университете культуры, у меня был отдельный предмет «Педагогика», там я занималась с ребятами, которые хотели поступить на театральный факультет. Как же мне нравилась эта, скажем прямо, нудная работа! Поэтому когда при Свободном театре появилась студия и мне предложили попробовать там свои силы, я, пусть и со страхом, но согласилась. Вообще, мне никогда не нравилась практика, которая по сей день существует в наших театрах. То, чему тебя обучают в университете, и то, с чем ты сталкиваешься в реальности, – это две совершенно разные вещи. В вузе нам говорили: придете вы в театр, вам дадут роль, вы начнете над ней работать – сначала самостоятельно, потом вместе с режиссером – и постепенно найдете какое-то решение образа. Когда же я пришла в Театр Белорусской армии и мне дали роль бойца Батян в спектакле «Не покидай меня…», со мной почему-то никто не работал. Да, старшие актеры как-то пытались помочь, что-то подсказывали, но роль Зины Батян – очень яркая, над ней работать и работать, а меня ввели буквально за две недели. Поэтому свой дебют вряд ли когда-либо забуду. Помню, в день премьеры я была в таком страшном зажиме, оттого что забыла на сцене реквизит, а потом в темноте не могла его найти. Но как-то в итоге умудрилась уволочь его во время другой сцены. Ужас! Меня бросили с головой в этот омут, а выкарабкиваться из него нужно было уже собственными силами. Поэтому сейчас мне кажется, что учиться надо во время работы. Студенты нашей студии занимаются актерскими тренингами и потихоньку погружаются в документальный театр, сами выбирают и обсуждают темы, которые их волнуют.

Белорусский свободный театр решил отметить свое десятилетие фестивалем Staging а Revolution. На разных площадках Лондона со 2 по 14 ноября актеры представят на суд зрителей свои лучшие постановки. Пока труппа еще находится в Минске, мы решили воспользоваться случаем и поговорить с артисткой театра Мариной Юревич.

«Мабыць?»

Идти и смотреть!

– Если есть возможность, конечно, хожу в наши театры. Белорусский театр существует, а вот современный, скорее всего, нет. Мне очень импонирует то, как работает Александр Марченко (руководитель Центра белорусской драматургии – «Культпросвет»): он все время что-то ищет, пробует что-то новое. Посмотрите его спектакль «Мабыць?» – это же документальный театр на большой сцене! Интересная постановка, которая нравится самим актерам. Честно признаюсь, спектакли, которые предлагают зрителям репертуарные театры, не вызывают у меня большого восторга, но важно, что есть люди, которые хотят и пытаются что-то делать. Это и Александр Марченко, и Евгений Корняг, и Анатолий Лелявский.

На свои спектакли мы приглашаем всех, в том числе и коллег. Радостно, когда к нам приходят актеры, но, к сожалению, это случается редко. В большинстве своем это артисты Республиканского театра белорусской драматургии, они как-то следят за тем, что происходит в театральном мире, и это очень приятно. Конечно, мы тоже нечасто заглядываем в другие театры из-за репетиций, занятий, спектаклей. Но артисту очень важно ходить «в гости».

Белорусский свободный театр решил отметить свое десятилетие фестивалем Staging а Revolution. На разных площадках Лондона со 2 по 14 ноября актеры представят на суд зрителей свои лучшие постановки. Пока труппа еще находится в Минске, мы решили воспользоваться случаем и поговорить с артисткой театра Мариной Юревич.

«Быть Гарольдом Пинтером»

Сейчас в Минске проходит международный форум «ТЕАРТ», приезжал Алвис Херманис – это ведь настоящее событие! Пожалуй, в каждой стране есть такой театр, куда стоит непременно попасть. Например, мне безумно нравятся поляки. Когда я увидела одну из постановок Кшиштофа Варликовского по Саре Кейн, меня всю просто колотило, я не могла вымолвить ни слова. Так что если появляется возможность увидеть что-то новое, то надо идти и смотреть!

Настоящий театр 

– Еще студенткой я увидела «Психоз 4:48» – первый спектакль Белорусского свободного театра. Именно тогда и поняла: вот тот театр, которым хочу заниматься. Понятно, что во время учебы мы пересмотрели все постановки, которые в то время шли в Минске. Но только после этого спектакля я осознала, что такое настоящий театр, даже несмотря на то, что со сцены звучали матные слова. Я ведь до Свободного театра думала: «Мат на сцене?! Никогда! Что за пошлость?!» (Улыбается.) Но оказывается, что он может быть абсолютно оправдан, более того – никаких других слов иной раз нельзя и представить. Потом произошел еще один взрыв в голове – после спектакля «Мы. Самоидентификация» по пьесам молодых белорусских драматургов. А когда смотрела «Белливуд», в голове крутился единственный вопрос: как такое можно было придумать? Именно этот спектакль должен был участвовать в международном фестивале, но заболела актриса, и никто не знал, поправится она или нет. Тогда Володя Щербань предложил  попробовать мне. Я вызубрила текст и пришла на первую репетицию. Наверное, не совсем понимала, что делаю, но выполняла все, что требовал режиссер. И хотя в итоге в спектакле сыграла все-таки не я, а выздоровевшая артистка, перед Володей я промелькнула. Потом были постановки «Трусы» и «Быть Гарольдом Пинтером», я участвовала в них, будучи студенткой. А после по распределению попала в Театр Белорусской армии. Но мы, актеры, собирались на проектах Свободного театра, ездили на самые разные фестивали, про нас стали говорить – и тогда начались вопросы на работе. Уходила я из театра с боем, меня увольняли по статье. До сих пор помню, как мама кричала мне: «Что ты делаешь? Подумай о будущем!» Но во мне уже поселилась эта безумная идея настоящего театра, где ты говоришь о том, о чем хочешь, и так, как хочешь. Было очень трудно. Однако все, что ни делается, – к лучшему. Сложно сделать выбор, но дальше уже легче. Я свой выбор сделала. Со спектаклями Свободного театра мы объездили, наверное, полмира, и никогда у меня не возникало чувства сожаления, оттого что я приняла участие в той или иной постановке.

Top