Как получилось, что студентка показала спектакль на большой сцене?
Наверное, у постановки была такая судьба – получиться. Но изначально на это даже не было намека. Академия до сих пор на ремонте, никто ничего не гарантирует и никак не помогает, площадок для показов нет. Мне очень понравился материал, и я горела желанием его сделать, актеры поддерживали. Татьяна Троянович, руководитель Центра экспериментальной режиссуры Академии искусств, тоже страдающего из-за отсутствия помещения для постановок, предложила подготовить эскиз к спектаклю. Потом работа пошла дальше. Центр белорусской драматургии дал нам помещение для репетиций, к команде присоединился художник, с которым мы вместе работали волонтерами на фестивале «ТЕАРТ», затем хореограф.
Я сначала и не надеялась, что спектакль выйдет на большую сцену. Мы его показали на II Лаборатории режиссерских проектов ЦЭР, потом нас пригласили на «ТЕАРТ» в белорусский блок. Тогда на малую сцену РТБД пришло столько зрителей! И администрация театра предложила играть его на большой сцене как дополнительное мероприятие.
Скептиков было много?
Их, как и в любом деле, хватало. Понятно, что никто ничем не мог помочь. Декорации хоть и минималистичные, но тоже стоили денег. Костюмы – из чьего-то гардероба. Даже свитер, в котором я сегодня, из спектакля. (Смеется.) Но меня, как и любого режиссера, радовало, что на репетициях не было скучно. Я знаю, как это ужасно, когда хочется, чтобы все быстрей закончилось. Все работали активно, и меня это вдохновляло.
С какими трудностями пришлось столкнуться?
Спектаклю, существующему вне театра, сложновато куда-то плыть. Хорошо, что у меня открыто ИП по организации театральной деятельности, поэтому я могу работать через него.
Неясно было, как строить работу с авторскими правами на пьесу. Я сразу как честный студент связалась с немецким издательством и сообщила, что буду ее ставить, но никаких денег за это не получу. Я ведь думала, что это просто студенческая работа. Потом мне позвонили из Института имени Гете и сказали, что в немецком издательстве совсем ничего не поняли. Для них нетипично делать работу и не продавать ее. У них студенты ставят спектакли на базе театров, соответственно, получают деньги. Так что мы долго объясняли, как мы спектакль играем. Они спрашивали постоянно, какие залы, сколько мест. В итоге Институт имени Гете взял на себя решение вопросов с правами – и я выдохнула.
В ближайших планах – показ спектакля 2 марта в РТБД, потом везем его на фестиваль «M.@rt.контакт» в Могилев.
Какова твоя режиссерская позиция в постановке «По имени Господин»?
В персонаже – мое отражение метаний, смешное, противоречивое, но очень жизненное. У нашего поколения формируются новые ценности. Не как у наших родителей, которые считают, что нужна «нормальная работа», чтобы по восемь часов на ней сидеть. Мы ищем что-то другое и не хотим мириться со стереотипами. И моя идея здесь в следующем: важно понять себя, чего ты хочешь в жизни, что у тебя получается. Когда подумаешь о себе, о мире, о желаниях, совсем по-другому относишься к работе, которую выбираешь. И даже если пойдешь в официанты, будешь к этому осознанно относиться, а не думать, что «жизнь заставила». Вот для меня спектакль об этом.
Делишь ли ты режиссуру на мужскую и женскую?
Смотря что под этим понимать. Есть ли различия между мужчиной и женщиной? Конечно! И между их восприятием мира тоже. И между мышлением. У кого-то лучше работает одно полушарие, у кого-то – другое. Мне кажется, есть какие-то вещи общие, которые можно проецировать и на режиссуру. Мужчина творит широкими мазками, а женщина видит в полутонах и подробностях. Но и там, и там интересно! Кто-то о женской режиссуре говорит, что там, мол, одни «бантики и цветочки», но это зря.
В чем видишь будущее театра?
Сейчас чувствуется, что подтягивается молодежь, но она интересуется театром, который ей ближе. Не тем, который выпускает на сцену «небожителей», где куча запретов и законов. А другим – уличным например, где зрители себя свободно чувствуют. Где могут и участниками побыть. Поэтому для меня будущее театра – в диалоге с публикой. И в каких-то отдельных проектах, не привязанных к конкретному театру.
Готовишь сейчас еще какой-то проект?
Мы собираемся сделать фестиваль сказок для детей. Пока идет подготовительный период, но общая концепция уже ясна: это будут и спектакли, и чтения. Мы написали заявку на грант и ждем результата.
Чем тебя привлекают сказки?
Меня вдохновил немецкий фестиваль Murchentage, который проходит уже, наверное, лет 20. Там много площадок, он длится 15 дней. Приглашаются медийные персоны, известные актеры. Они читают детям сказки, играют в спектаклях. Это ведь такая давняя традиция – читать. Формат, где слушатели смогут что-то спросить, а актер – сымпровизировать, замечательный. Я уже пробовала сама детям читать. И увидела, что даже самые простые сказки вроде «Колобка» они с удовольствием слушают. Когда задаешь им вопрос, даже самый простой («Вот колобок от бабушки ушел, а вы от мамы убегаете?»), сразу лес рук! И дети тоже себя чувствуют участниками. Мне интересен формат диалога.
Не тяжело держать в голове столько планов и так много работать?
У меня дома висит портрет Адабашьяна с надписью: «Чтобы сделать, нужно делать». Это такой личный сильный мотиватор. (Смеется.) Конечно, бывает тяжело. В спектакле даже помощник режиссера не сразу появился. Но всегда есть инициативные люди, готовые помочь. И я очень этому рада.