Меню

Новости

Пение сердца

23 января в концертном зале «Минск» выступил хор Сретенского монастыря

23 января в концертном зале «Минск» выступил хор Сретенского монастыря. Перед концертом нам удалось задать несколько вопросов его художественному руководителю Никону Степановичу Жиле. Хотя, только посетив выступление, понимаешь, как заставить практически весь зал подпевать и плакать. Знакомые с детства песни заиграли новыми красками – намного более яркими, чем изображения церквей, лошадей и пшеничных полей, сопровождавшие концерт.

Какую роль хоровое пение играет в общем ансамбле православного богослужения?

Церковное пение служит единению всех молящихся в храме в слове, обращенном к Богу. Когда первые христиане собирались на службу, они пели гимны и молитвы вместе. Впоследствии произошло разделение на хор и прихожан. Но хор все равно озвучивает слова молитвы, общие для всех. Важно, чтобы в современном мире люди, приходящие в храм, могли понять звучащие там богослужебные тексты. Конечно, поначалу непросто влиться в стихию церковно-славянского языка. Но со временем, если продолжать посещать богослужения, это становится возможным. Главная задача хора – донести до прихожан смысл молитвы.

Почему в православной церкви звучит только голос человека?

Если мы сравним православную и католическую иконографии, сразу же увидим разницу между этими двумя ветвями христианства. То же самое и в церковной музыке. Дело в том, что западная церковь пошла по пути создания внешних эффектов. Орган придает богослужениям скорее чувственную красоту. Западная традиция направляет усилия в большей мере на то, чтобы захватить человека сильными эмоциями – пафосными переживаниями горя, скорби, трагизма человеческого существования. В православной традиции все направлено на покаяние, исходящее из глубины души. То, что исходит из глубины души, выражается в естественном исполнении при помощи голоса. Православная музыка не пытается развлекать – она стремится собирать чувства и направлять их в нужное русло, а именно в строгую молитву, которая делает человека смиренным. Человек начинает осознавать свое греховное состояние и соответственно этому состоянию  молиться. Это выражается в русской церковной музыке таких замечательных композиторов, как Чесноков, Кастальский и Рахманинов, хотя его музыка и достаточно редко звучит в храмах.

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

На какие эталоны исполнения духовной музыки вы ориентируетесь?

Я провел детство в Троице-Сергиевой лавре и, конечно, с ранних лет слушал именно хор Троице-Сергиевой лавры – и смешанный, и мужской. Этот опыт остался со мной на всю жизнь. Для меня это эталон.

Можно ли почувствовать разницу, когда одно и то же произведение исполняет хор духовный и хор светский? Отражается ли это на эстетике звука и характере исполнения?

Думаю, многое зависит от вкуса дирижера или регента. Действительно, светская и церковная – это две разные манеры исполнения. Светские коллективы, исполняющие духовную музыку в своих концертных программах, в большинстве своем хорошо доносят только красивую внешнюю музыкальную сторону. А коллективы, которые поют в храмах, все же, на мой взгляд, во многом глубже понимают смысл и дух, который есть в каждом церковном песнопении. Это очень важно. Музыка – пение сердца, а человеческий голос – живой инструмент, отвечающий на малейшее движение души. То есть если внутри – в своем сердце, в своей душе – вкладывать определенный смысл в те слова, которые поешь, то звук, голос, интонация меняются. Светские хоры исполняют прекрасную музыку, звучат хорошие слова, но церковные хоры сообщают песнопениям дополнительный посыл.

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

Русский философ Алексей Федорович Лосев писал в одном из сочинений, что ставит хоры мужских монастырей выше женских хоров. Что вы думаете по этому поводу?

Женские голоса ввели в практику церковного пения уже в XIX веке. Сейчас женские и смешанные хоры стали вполне традиционным явлением. Конкретные обстоятельства и условия диктуют, какой именно хор поет в том или ином приходе. Действительно, мужской хор звучит строже. Все-таки смешанный хор ближе к западной традиции, что неплохо само по себе, но это совершенно другое чувство, иная музыкальная составляющая богослужения.

Трудно ли сочетать работу в храме и участие в светских мероприятиях?

Именно пение в храмах помогает нам в концертной деятельности. Духовные песнопения мы не так часто исполняем на сцене: они лучше всего звучат в храме, где церковная музыка и живет своей подлинной жизнью. Конечно, нас просят, чтобы мы пели ее на концертах, но это немножко не то. Хотя внешне, наверное, ничего не меняется. Практика церковного пения помогает нам наполнять смыслом композиции из светского репертуара. Песня – это душа народа. В песнях воплощаются радостные и трагические переживания, связанные с конкретными историческими событиями. Люди пели всегда: вначале в храме, потом выходили в поле, молились и заводили песни, которые помогали в работе. Русская песня – это органическое продолжение церковного пения. И мы стараемся, чтобы песни в нашем исполнении несли заряд положительной духовной энергии, которая передавалась бы нашим слушателям.

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

Сейчас появляются новые церковные хоры высокого уровня. Чувствуете ли конкуренцию?

Нет. Лично я с удовольствием слушаю другие коллективы. Вопросы, связанные с конкуренцией, нас не тревожат. У нас есть своя работа, свое творчество, которым мы с удовольствием занимаемся. Мы желаем всем церковным хорам всего наилучшего.

Какими критериями вы руководствуетесь при отборе произведений в свою программу?

Мы все-таки монастырский хор, и стараемся исполнять песни с хорошим, необходимым нашему обществу патриотическим смыслом и духом. Популярная эстрада направлена на развлечение, это музыка, не заставляющая ум трудиться и ведущая к деградации. Мы хотим, чтобы наши слушатели вместе с нами вспоминали важные страницы истории, то значимое, что мы обязаны помнить и передать нашим потомкам.

Как вы сочетаете духовные и светские произведения друг с другом?

Если духовные песнопения есть в программе, мы вначале исполняем их. Потом уже звучат народные песни. Некоторая драматургия, движение концерта всегда присутствует. У нас есть программы исключительно церковно-патриотические, в которых мы поем церковные песнопения и серьезные глубокие русские песни, связанные с определенными моментами истории России, ее героическим трагическим прошлым. Первая и Вторая мировые войны наложили существенный отпечаток на музыкальное творчество. Но трагизм, который слышен в песнях времен Первой мировой, видоизменяется в песнях Второй мировой войны. В них больше подвига, героизма, здорового патриотизма. Тогда люди понимали, за что сражаются, и готовы были отдать жизнь за свою страну, свои семьи, за близких людей.

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

Репетиция перед концертом


Различаются ли программы, с которыми вы выступаете в России и на Западе?

Наши песни – шедевры русской хоровой музыки. Это песни, которые знают и в России, и за рубежом: «Ах ты, степь широкая», «Вниз по матушке, по Волге», «Любо братцы, любо», «Не для меня придет весна». За границей на концерты приходят, в основном, соотечественники, которые волею судеб оказались в других странах. Они, конечно, с удовольствием слушают родную музыку. Иностранцы тоже знакомятся с нашей традицией, нашей культурой посредством этих песен. Они ярко показывают характер русского народа.

Может быть, какое-то произведение занимает особое место в вашем репертуаре?

Часто нас просят спеть что-то конкретное. Есть произведения, которые неизменно пользуются популярностью. В частности, так сложилось, что песня «Конь» звучит практически на каждом концерте. Сперва мы ее очень любили, потом испытывали иные – несколько противоположные – чувства, затем снова полюбили. Песня стала, можно сказать, народной, несмотря на то что является авторской: музыку написал Игорь Матвиенко, слова – Александр Шаганов. Когда у Игоря Матвиенко был юбилей, нас пригласили на телевидение, и мы участвовали с «Конем» в юбилейном концерте. Эту песню от нас ждут всегда, и мы стараемся ее исполнять, чтобы порадовать слушателей.

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

Никон Жила дирижирует залом

Хор Сретенского монастыря. Регент Никон Жила

Какова концепция сегодняшнего вечера?

Будем исполнять наш традиционный концертный репертуар, который предлагаем слушателям в России и за рубежом. Первоначально мы хотели сделать две программы – духовную и светскую, но в итоге совместили их в одном концерте. Вначале споем несколько духовных песнопений, затем прозвучат русские и украинские песни, а также композиции советских композиторов, которые, уверен, все очень любят. Мы впервые в Минске. Будем надеяться, что у нас еще будет возможность приехать в этот замечательный город.

Top