Проект «Большая опера» приковал к экранам телевизоров как любителей, так и профессионалов оперного искусства. В жюри – знаменитый музыкальный менеджер Иоан Холендер, народный артист России Дмитрий Бертман, народная артистка РСФСР Галина Калинина и народная артистка СССР Елена Образцова. Именно она не раз отмечала особый талант Ильи. Но последнее слово, как всегда, остается за телезрителями. Финал конкурса состоится уже 29 ноября.
Илья с радостью согласился рассказать о своем пути в «Большой опере».
– Почему решили принять участие в проекте?
– Мне посчастливилось быть знакомым с Вероникой Джиоевой. Она стала победительницей первого сезона «Большой оперы». Вероника давно говорила мне, чтобы я попробовал свои силы в шоу. Подавал заявку на участие в первом сезоне, но опоздал. Сначала сильно расстроился, а потом понял: всему свое время.
Это первый телевизионный проект, в котором я принимаю участие. Его зрительская аудитория огромна! «Большая опера» дает уникальную возможность заявить о себе. Очень хочется, чтобы проект стал для меня новой отправной точкой в развитии карьеры.
– Как адаптировались к телеформату?
– Сложно было привыкнуть к работе на камеру, ловить щелчки и понимать, какая из них в данный момент тебя ведет, не опускать глаза в пол, когда отвечаешь на вопросы. Да и волнение присутствовало. Если зритель за время эфиров не заметил, что у меня возникали сложности, значит, все прошло успешно.
– Насколько утомителен съемочный процесс?
– Это очень тяжело как физически, так и психологически. С десяти утра на «Мосфильме» начинается репетиция. С двенадцати – прогон в костюмах с оркестром. Длится до трех часов. После этого небольшой перерыв. А затем или дополнительные примерки костюмов, или грим. С шести вечера начинается запись ведущих и гостей. А в семь – наши выступления. Все заканчивается около десяти вечера. Каждый этап записывают три дня.
– Что оказалось для вас самым сложным?
– Первый этап. В какой-то момент я подумал, что не пройду дальше. И третий был трудным – слишком волнительным. Да и приходилось исполнять по две контрастные композиции. Хотелось не прогадать с выбранной программой, ведь важно не только хорошо спеть – произведение должно сработать на тебя. Зато второй этап прошел незаметно. (Улыбается.)
– По какому принципу выбирали композиции для исполнения?
– Каждый выпуск проекта посвящен определенной теме. Я пытался выбрать такие произведения, которые наиболее удачно раскрыли бы и мои вокальные данные, и артистизм. С другой стороны, мне хотелось выглядеть разножанровым исполнителем.
– Какое из своих выступлений в рамках «Большой оперы» вам кажется наиболее удачным?
– Одним из цельных и драматически сделанных произведений стала ария Ирода, которую я исполнял в первом туре. Да и Фигаро мне понравился. Немного «убежал» вокал, но в целом сценически выглядело неплохо.
– Записи каждого из эфиров пересматриваете? Делаете работу над ошибками?
– Иногда смотрю записи. Понимаю, что нужно делать работу над ошибками, но боюсь: я не нравлюсь себе на экране телевизора. Да и голос кажется ужасным. У меня никогда в жизни не было ситуаций, чтобы я собой любовался. Все время кажется, что что-то не так.
– Ожидали ли вы, что окажетесь в тройке лучших?
– Мне этого очень хотелось! И я уже научился не доверять своим первичным впечатлениям. Иногда приезжаешь на конкурс и думаешь: тут все исполнители среднего уровня, я точно выиграю. Но вылетаешь после первого тура. Соревнование – это тысячи объективных и субъективных факторов. На этот проект я приехал с минимальными прогнозами. Был готов к тому, что даже не попаду в число участников. Прекрасно понимал, что заявок огромное количество, да и хватает в России хороших исполнителей. Все вышло иначе: оказался в десятке. Но я всегда знал, что после любого тура могу уйти.
– Как складываются отношения с другими участниками проекта?
– Хорошо. С Салтанат Ахметовой, Региной Рустамовой, Алексеем Саяпиным и Женисбеком Пиязовым мы всегда были вместе. Сейчас нас осталось трое.
– Ближе к финалу ощущается конкуренция?
– Она всегда чувствуется. Мы не настолько избалованы вниманием, конкурс длится долго, однако я не успел почувствовать открытой недоброжелательности.
– Проект скоро завершится. Будет его не хватать?
– Безусловно. Это как в детстве: провел три недели в пионерском лагере, завтра последний костер – и уже начинаешь скучать. Но вместе с тем задумываешься: что же будет дальше? Приятные мгновения навсегда остаются в памяти.
– Как оцениваете свои шансы на победу?
– Выиграть, безусловно, хочется. Но нас осталось трое, все решат телезрители. Свои шансы оцениваю на 30%.
– Не думаете попробовать силы еще в каком-либо проекте или конкурсе?
– Я даже успел подать на него заявку! (Улыбается.) В рамках Минского международного Рождественского оперного форума в нынешнем году пройдет конкурс молодых вокалистов. Это дополнительная возможность принять участие в прослушивании для четырнадцати директоров разных театров мира.
– Ведь вы уже принимали участие в подобном конкурсе, который проходил в 2012 году…
– Но я же тогда не выиграл. (Улыбается.) Буду стараться достойно спеть, показать себя. Ведь можно вылететь в первом туре. Согласитесь, конкуренция огромная. Конкурсов с таким количеством участников в моей жизни еще не было. Именно поэтому в первом туре мы поем только одну арию. Права на ошибку нет. Это станет серьезной проверкой на прочность.
– На одном из эфиров Иоан Холендер (музыкальный менеджер, возглавлявший на протяжении двадцати лет Венскую оперу. – прим. «Культпросвет») отметил, что Минску повезло с таким солистом, как вы. Однако вас редко можно увидеть на сцене театра…
– Сейчас разучиваю партию Сильвио в опере Леонкавалло «Паяцы», премьера состоится уже в декабре в рамках международного Рождественского оперного форума. Она лирическая и очень мне нравится. Пока прошло несколько репетиций с дирижером Виктором Плоскиной. Были совместные спевки с Ниной Шарубиной и Анастасией Москвиной. Работа только началась.
– Не устали от пристального внимания прессы?
– От него невозможно устать! СМИ мной заинтересовались второй раз. Первый был в 2010 году, когда я выиграл первую премию на конкурсе Муслима Магомаева в Москве.