Меню

Новости

Новый цирк

В октябре Владимир Галак, арт-директор Минского форума уличных театров, посетил FOCUS Cirque во Франции. Там автор «Культпросвета» посмотрел более 20 спектаклей в жанре нового цирка и за бокалом гасконского поговорил с духовной бабушкой белорусского интерактивного театра Натальей Султановой. Она основала ZavodBufeto – независимую организацию, занимающуюся созданием и продвижением спектаклей в жанре «нового цирка» в Словении.
Пять лет назад в Беларуси приземлились розовые инопланетяне из KUD Ljud (Любляна), положившие начало дружбе и творческому обмену. За это время они провели не один мастер-класс и стали идейными вдохновителями Минского форума уличных театров. А в октябре нынешнего года в рамках IV Международного фестиваля «ТЕАРТ» в Минск приезжал полюбившийся многим Национальный словенский театр.

FOCUS Cirque – программа для обмена опытом между организациями в области цирковых и уличных искусств и профессионалов со всех континентов, организованная в Тулузе и Оше Французским институтом.

– Наталья, как возникла идея такой организации?

– Создание ее – логическое продолжение пути, который начался 20 лет назад в Московском цирковом училище. ZavodBufeto мы создали вместе с мужем Равилем. Мы не только супруги, но и партнеры – работаем вместе, выступаем на сцене. В цирковом училище мы были студентами Владислава Дмитриевича Шпака по классу музыкальной клоунады. Равиль выпустился в 1989-м, я – на год позже. Так сложилось, что пришлось уехать из России из-за невостребованности наших знаний и способностей тогда. Решили попутешествовать: в то время как раз упал железный занавес. Однажды оказались в Словении – и вот уже более 20 лет здесь живем и работаем.

Нам фактически пришлось с нуля создавать новую традицию. Если хотим быть с людьми, с нашими зрителями, которые потом придут в зал, необходимо сперва самим к ним выйти и установить контакт»

– Какие проекты уже успели осуществить за этот период?

– Сперва работали в театрах, но всегда старались делать нечто особенное. Совмещали свой цирковой опыт и знания, полученные в училище, с театром. Первой работой подобного рода стала постановка «Школа клоунов». Нас пригласили в театр – учить актеров клоунаде. Честно скажу, мы тогда не имели четкого представления, как это сделать. В результате получилась успешная постановка, которую играли много раз. Так все и завертелось. Нас стали приглашать для работы над другими спектаклями. И через 15 лет мы решили: пора открывать собственную компанию, чтобы делать постановки, фестивали. Хотелось рассказать нашему региону о «новом цирке» и показать, что в этом жанре можно делать много интересных вещей.

А еще мы работаем над фестивалем клоунады и «нового цирка» Klovnbuf. Проводится он, как правило, в июне. В нынешнем году он состоялся уже в седьмой раз, чем мы очень гордимся.

– Кто поддерживает ZavodBufeto?

– В Словении существует система так называемых рассписов (razpis). Независимые компании в сфере культуры, имеют право подавать свои проекты в организации официальные: городской отдел культуры, Министерство культуры. И комиссии из госучреждений принимают решение об их поддержке. Так мы получаем помощь со стороны государства, хоть и небольшую.

– Как реагируют зрители на ваши постановки?

– Словения – нецирковая страна. Нам фактически пришлось с нуля создавать новую традицию. Но теперь к нам ходит постоянная публика, билеты на спектакли продаются. Много людей смотрят на нас на улице – мы ведь не имеем права закрываться в рамках здания. Если хотим быть с людьми, с нашими зрителями, которые потом придут в зал, необходимо сперва самим к ним выйти и установить контакт.

Очень хотим, чтобы цирк как искусство не умер окончательно, чтобы у него наступила вторая жизнь. Не важно, где она будет происходить – в театре, на манеже или на улице»

– С какими уличными театрами сотрудничаете?

– Мы давно дружим и работаем с KUD Ljud. Более того, они наши ученики. Познакомились с ними случайно. Однажды с Равилем задумали спектакль на двоих. Но, так как мы уже долгое время вместе, было тяжело работать на сцене. И мы решили найти того, кто выступил бы в роли третейского судьи. Вот и пригласили Виду Церквеник Брен, основательницу KUD Ljud, в качестве режиссера. Она показалась нам интересно мыслящей девушкой.

Вида отнеслась к нам с большим уважением, боялась сказать лишнее слово. Наши знания и навыки были для нее абсолютно в новинку: она – выпускница театральной школы. Как человек думающий и умный Вида поняла, что их можно применять в различных ситуациях, необязательно в цирке. Этим можно обогатить практически любой жанр, особенно уличный. Мы научили KUD Ljud интерактиву, системе коммуникации со зрителем, построению образа, характера. Их компания с большим энтузиазмом освоила знания – и теперь владеет ими даже лучше, чем мы с Равилем. Сейчас мы вновь собираемся делать совместный проект с KUD Ljud.

– Мы много раз упоминали понятие «новый цирк». Что это такое, на ваш взгляд?

– Это жанр, совмещающий цирк, театр, клоунаду и танец. Для меня он уже старый: я в нем работаю более 20 лет. То, что мы делали в цирковом училище с нашим профессором, актуализировалось и приобрело статус «нового цирка».

– У вас много единомышленников?

– С каждым днем все больше! У нас есть помимо KUD Ljud еще генерация учеников. И если KUD Ljud – интеллектуалы-актеры, то наши новые воспитанники – интеллектуалы-трюкачи. Им ближе жонглирование, акробатика и тому подобное. Мы даже не учим их, а скорее передаем свои знания, ведь у нас очень богатый опыт работы на различных площадках, участия в воркшопах, знакомства с различными актерскими школами.

– Какие у вас планы на будущее?

– Грандиозные! Главной задачей сейчас видится популяризация жанра в регионе, чтобы люди ходили на спектакли, а потом участвовали в создании постановок и как творцы. А еще хочется расширить – или даже сломать – рамки театрального искусства, вдохнуть в него что-то новое. В принципе, мы этим и занимаемся. Когда делаем постановки, пытаемся их оживить, прийти к тому, чтобы спектакль дышал. И очень хотим, чтобы цирк как искусство не умер окончательно, чтобы у него наступила вторая жизнь. Не важно, где она будет происходить – в театре, на манеже или на улице.

7_circus_880_580

– Готовы ли вы работать с Беларусью?

– В этом году Равиль хотел поехать в Минск на Второй форум уличных театров с мастер-классом. Сперва он сомневался, ведь Беларусь – страна с большой театральной традицией, учить там практически нечему. У вас много прекрасных, интеллектуальных, широко мыслящих молодых людей, которые и без нас все знают. Но желание взяло над Равилем верх. Однако по стечению обстоятельств поездка не состоялась.

– Оправдались ли ожидания от FOCUS Cirque?

– Как таковых ожиданий у меня не было. Многие спектакли понравились, и я поняла, что тогда, 25 лет назад, мы выбрали правильный путь. И сегодня с него не нужно сходить. Кроме того, у меня появились новые контакты, в том числе и с Беларусью, чему я очень рада.
8_circus_880_580

Автор выражает благодарность посольству Франции в Минске за помощь в организации поездки.</em></p>

Top