– Когда вы мне сказали, что есть рубрика «Театр женщин», я подумала: да, интересно. В шекспировском, японском, китайском театрах играли одни мужчины. Позже женщина на подмостках появилась, но лишь в качестве актрисы. Постановщиком она стала только в XX веке (и это была редкость!). А вот сейчас на режиссерском отделении может быть один-два мальчика, а остальные – девушки. Скоро вы будете брать интервью на тему «Мужчина в театре».
– Почему вы поступали на режиссуру? Женщина-актриса – это ведь так романтично, красиво…
– Я сначала и хотела стать актрисой. Но, к счастью, у меня оказалось достаточно ума, чтобы понять: я не подхожу для этой профессии. У меня не очень сильный голос и невысокий рост. Конечно, в школе играла в разных спектаклях, но уже тогда с большим удовольствием помогала учительнице ставить пьесы, выступала организатором. Кстати, декорации делал мой брат. Мне нравилось заниматься театром. Я попробовала пойти в режиссуру – и все получилось.
– Какой вы были в детстве?
– Девочкой очень застенчивой. Как и всю жизнь, в принципе. Зато я много читала. А лет в 13 учитель физкультуры отвел меня в секцию баскетбола. Видимо, хотел, чтобы я немножко подросла. Странно, наверное, но я успешно занималась, в игре был какой-то актерский момент. Требовалось мысленно договариваться с партнерами, чтобы никто этого не замечал. Баскетбол не прибавил мне двадцати сантиметров, но развил реактивность, эмоциональность, целеустремленность, раскрепостил. Так что, если хотите заниматься творчеством, рекомендую игровые виды спорта.
– Вы были режиссером областного театра в Гомеле. Какой получили опыт от этой работы?
– Была возможность ставить диплом в Минске, в ТЮЗе, но я тогда не стремилась остаться в столице. Я не минчанка, приехала из украинского Харькова. Сама позвонила в Гомель, и народный артист Беларуси Иосиф Степанович Попов меня взял. Мне, молоденькой девчонке, доверили сложную пьесу, в которой было 24 персонажа! Справляться с такой группой актеров невероятно трудно, особенно если это твоя первая постановка. Но… всегда хорошо, когда в тебя верят. Спектакль получился.
После этого мне предложили остаться в Гомеле. Это было очень удобно: у меня родился сын, а профессия отнимала много времени, так что иногда родители помогали, я отвозила ребенка к ним. Мама с папой жили в Харькове, а из Гомеля это 12 часов пути. Ночь в поезде – и ты у родителей, еще одна – опять на репетиции.
Я пять лет отдала Гомельскому театру, он стал мне родным. Поставила здесь 13 спектаклей. Через 15 лет меня пригласили вернуться главным режиссером, и я согласилась. До сих пор, работая в Академии искусств, сотрудничаю с этим театром, ставлю спектакли.
– Как вам удавалось совмещать материнство с работой?
– Честно признаюсь: мне кажется, своему сыну я многого не дала как мать. Я бы хотела уделять ему гораздо больше внимания. Но в тот период началась самая интенсивная работа. Сначала я становилась режиссером, потом педагогом. Поэтому непроизвольно забирала какое-то время у семьи. Надеюсь, сын это понимал. Сейчас уж точно понимает. Век такой, что женщины много работают. По-другому просто невозможно… Но всегда нужно находить время для детей, как бы ты ни была занята. Есть невосполнимые вещи.
– Кем работает ваш сын? Он связан с театром?
– Нет, слава богу.
– Почему «слава богу»?
– Было бы неинтересно, если бы все были в театре. Он художник-оформитель. И вроде все равно получилось близко к театру.
– Как начался ваш путь в преподавании?
– С момента, когда меня потянуло заниматься искусством. Я всегда думала об актерском мастерстве, о том, как создается роль, характер. Еще в школе изучала Станиславского, читала о Мейерхольде. Даже вела дневники. Но не мечтала, что смогу преподавать в институте. Я считала, что не каждый имеет право прийти к студентам. Мне дал его выдающийся педагог и тогдашний завкафедрой Владимир Маланкин, пригласивший преподавать мастерство актера. Помог и пятилетний опыт работы в театре.
– Многие преподаватели критикуют учащихся, говорят: «Сейчас не те студенты пошли, они ничем не интересуются». А как вы их охарактеризуете?
– Не могу сказать, что раньше были хорошие студенты, а сейчас плохие. Они просто разные. Сейчас у ребят проблема такая: они мало читают до поступления. А ведь хорошая серьезная литература – это плодородная почва. Допустим, вы хотите вырастить розы, а вместо земли камни, песок, глина. Какие тут цветы? А вот если почва хорошая, то растение будет замечательное. Сейчас ребята стали более раскрепощенными. Только в ту ли сторону они раскрепощаются? Ходят вразвалочку, мол, у меня нет никаких комплексов, грубо себя ведут. В театре раскрепощенность должна быть все же иного рода.
Как и раньше, ребята стремятся к прекрасному. Вот симпатичный молодой человек поступает к нам. К старшим курсам он становится красивым. Значит, он развивается. Если внешне стал хуже, что-то с ним происходит не то. Я люблю всех своих студентов. А раз люблю, не могу сказать, что они плохие. Я не умею любить плохих.
– Вы столько лет преподаете. Как удается вкладывать душу в стольких людей? Есть ли отдача?
– Она происходит, когда я вижу, что у ребят что-то получается. Или когда тебе вдруг звонят. На днях мне набрала одна актриса из Москвы, моя выпускница, которая буквально пару месяцев назад получила звание заслуженной артистки России: «Лидия Алексеевна, поздравляю вас с Первым сентября!» Или вот приехала ко мне Катя Купченко, тоже из Москвы, чтобы показать дочку. Радость! В этом году премию «ТЭФИ» получили сразу двое моих учеников. Это тоже отдача. Я счастлива, когда всё хорошо у моих близких и учеников.
– Какая совместная работа со студентами вам больше всего запомнилась?
– Постановка «Тутти-фрутти» – первый пластический спектакль в Минске (и, я думаю, не только в этом городе). Это была смелая и интересная мысль. Я подумала, что без слов можно сделать выразительный спектакль. Его я хотела поставить вместе с преподавателем сценического движения моей подругой Людмилой Семашко. Но… она успела только подготовить студентов. Людмила Георгиевна ушла из жизни. Тогда я позвала преподавать сценическое движение ее ученика. Он говорит мне: «Я не знаю, что делать, у меня не было подобного опыта!» А я ему: «Будем ставить пластический спектакль! Ребята уже подготовленные и по пластике, и по мастерству актера». Началась работа, накапливался материал, который необходимо было осмыслить. Требовалось найти единый стержень, сюжет и… превратить в спектакль. Что мы вместе и сделали! Постановка имела огромный успех. Мы возили ее на разные форумы, даже в Египет на Всемирный фестиваль экспериментальных театров. Это потом уже пошла мода на пластические спектакли. Сейчас смотрю подобные постановки – они все похожи друг на друга по эстетике. Можно представить, как их оформят, какие темы задействуют.
– Обычно эксперимент связывают с молодыми специалистами… Почему вы решили взяться за это дело?
– Я не доверяю слову «эксперимент» в искусстве. Сделают что-то невнятное и объявляют: у нас эксперимент. Этим словом часто прикрывается пустота. Много шифров, знаков, а в принципе пирожок без начинки. Я не ученый, мы не в лаборатории. У меня не было задачи экспериментировать, я понимала, что должна помочь ребятам приобрести профессию. Были только экспериментальные упражнения. Нет, все равно не хочется употреблять это слово. Единственное, что было от эксперимента, – риск. Все ребята придумывали характеры, этюды-сценки. А потом из этих пазлов необходимо было создать целостную картину. «Тутти-фрутти» рожден совместным творчеством под единым художественным руководством. Это был классический пример студийности!
– Как находите время на научную деятельность?
– Не считаю, что занимаюсь ею. Я ведь не сижу в лабораториях, библиотеках, ничего не исследую – просто не хватает на это времени. Другое дело, что я разрабатываю новые методики преподавания. Но это как происходит? Есть идея, и ты со студентами пытаешься ее реализовать, а потом уже пишешь об этом.
– Что особенного в ваших методах преподавания?
– Одна студентка мне сказала: «Для меня очень важным был урок, когда вы задали нам вопрос: «Какое человеческое качество вы считаете самым главным?» И я ответила: «Совесть!» И вы сказали: «Вот!» Студентке за все четыре года обучения больше всего запомнилось занятие, когда мы говорили о нравственности. Это входит в метод? Конечно! Просто владеть ремеслом недостаточно. Всегда остаются вопросы: что дальше? во имя чего?
Я работаю с французскими молодыми актерами. Они приносят мне этюды, я говорю: «Ну да, есть это на белом свете. Но вы только констатируете факт. А где ваша точка зрения?» И они начинают что-то переделывать. Это тоже входит в метод: ты помогаешь студенту переосмысливать – и появляются содержательность, гуманный посыл. Мы должны не только петь «От улыбки станет всем светлей». Нужно знать, что от улыбки действительно станет всем светлей.
А сюжеты разные. Как-то у французов был такой. Узкая улочка. Два дома стоят друг напротив друга. Выходит человек на балкон, хочет отдохнуть. А на противоположном появляется другой, чтобы спрыгнуть и покончить с собой. Первый изумлен: «Что вы делаете? Остановитесь!» Второй отвечает: «Что ты мне мешаешь?» Первый растерялся и запустил в самоубийцу чем-то, что попалось под руку. В результате он его переключил на другое состояние, сорвал «мероприятие». А ведь изначально эти парни показывали мне этюд о том, как человек прыгает с балкона. Я даже не сочувствовала. Чтобы я могла переживать, должна быть предыстория, а ее не было. Конечный этюд «Самоубийство» получился гомерически смешным: герои подружились, забыли об одиночестве.
– Возможно ли семейное счастье, если ты серьезно занимаешься театром?
– Как раз тогда семейное счастье особенно вероятно, ведь театр изучает человека. Ты становишься психологически образованнее, умеешь собою управлять. Иногда можешь повести себя импульсивно и обидеть человека, но оцениваешь потом свое поведение, исправляешься. Всегда интересно, когда человек культурно обогащен. Только глуповатые мужья говорят: «Ты должна быть дома, за порог ни ногой!» Отведите такого супруга в театр, пусть он тоже найдет там себе применение.
– А ваш муж кем работает?
– Художником, режиссером и педагогом. У нас творческая семья, и это настоящее счастье. У нас много общего.
– Вы привносите в повседневную жизнь что-то от театра?
– Никогда к этому не стремилась специально. Но, пожалуй, в оформлении интерьера дома есть элементы театра. В квартире много различных фигурок: японские самураи, китайские солдатики, какие-то клоуны… Мне очень нравятся музыкальные инструменты, и они тоже присутствуют в интерьере. Вот на кухне в данный момент ничего театрального нет, но в прошлой квартире обои были с изображением кирпичиков зеленоватого цвета, не под самый потолок. Муж вырезал из них силуэты замков, средневековых домиков, а в бойницах и окнах поместил обитателей – горожан и рыцарей. Больше всего люблю именно ту кухню. Вот это был театр!