История и традиции.
Хор начал свое возрождение в 1989 году, сразу после празднований тысячелетия крещения Руси. Празднования проходили в Даниловом монастыре, специально восстановленном для этого события. Данилов монастырь первый православный монастырь, основанный в Москве князем Даниилом, младшим сыном Александра Невского, в 1282 году.
В монастыре есть монашеский хор, он поет только по будням. По праздникам – высокопрофессиональные певцы. Так было со времен основания монастыря и эти старинные традиции наследовал наш хор.
В составе хора светские люди – все профессиональные музыканты. Заслуженные и народные артисты, лауреаты и победители международных конкурсов. Наш репертуар расцвечен разными композициями, не только церковными напевами, но и старинными романсами, народными песнями.
Правила ограничивают. Музыка – могущественный источник энергии и любви.
В современном мире надо прислушиваться к музыке и искусству разных культур, как это ни странно. На мой взгляд, музыка современных композиторов бывает угловатой, но она все равно несет в себе ценную информацию. Важно приобщиться к этому, попробовать углубиться, почувствовать и понять ее. Но не надо забывать о великом наследии наших предков – оно проверено веками.
«Славянину всегда нужна какая-то преграда для преодоления. Только в борьбе его дух закаляется»
Древняя культура была построена на общении с природой. Я говорю не о язычестве, а о старинной крюковой музыкальной системе. Вместо нот наши предки записывали напевы особыми знаками. Изображениями бытовых предметов, таких как крюк, стрела, скамейка, лодочка. Каждый предмет по-своему ассоциировался и звучал шире!
Потом появилась «нота», которая омертвила наше сознание, потянула нас к нюансам, темпам, тактам, линейкам, на которых эти ноты пишутся. В общем, нота трансформировала нашу природную силу. Наши предки были более свободными в создании.
Современные композиторы не должны избегать общения с природой и древними традициями. Потому что более богатого материала в мире не существует. Это доказано всеми музыковедами.
Белорусский экзамен.
Выступление на белорусской сцене подобно экзамену. Когда я впервые дирижировал любительским хором, в Московской консерватории, у меня тряслись коленки (смеется). Сегодня происходит примерно тоже самое. Через 30 лет творческой деятельности я смог приехать на Родину, для того чтобы сдать перед вами экзамен. Чтобы показать, чему я научился, что в меня вложили педагоги. Прежде всего педагоги, которые преподают здесь в Беларуси, в музыкальной школе при консерватории (музыкальный лицей – прим. Культпросвет). Многие из них сейчас в этом зале.
Я претерпел строгий экзамен на этой сцене, потому что такого душевного, а тем более такого полного зала, в последнее время, у нас не было! Не случайно наша программа называется «От сердца к сердцу». Мы делимся творчеством, исходящим из наших сердец, взамен получая любовь публики.