Меню

Новости

Неэме Кунингас

Опера «Риголетто» в Большом театре под режиссерством эстонского специалиста

Неэме Кунингас – известный эстонский режиссер. Он проработал в Эстонской опере более 20 лет, 15 из них музыкальным руководителем театра. Сегодня Неэме ставит спектакли в разных странах. В прошлом сезоне во время гастролей эстонского театра минские театралы увидели его «Травиату». В нынешнем сезоне Кунингас ставит оперу «Риголетто» в качестве режиссера и художника по свету в Большом театре.

В определенной степени режиссер – интерпретатор. Но есть граница, после которой режиссер становится творцом, художником. Это вмешательство в материал обычно называют концепцией, замыслом, решением. Я ставил оперу «Риголетто» в Швеции на популярном в Европе open-air фестивале в городе Далхалла. Эстонская опера там была дважды – сначала показывали мою «Травиату». А потом специально для фестиваля мы поставили «Риголетто» – получился совместный проект Эстонского театра и фестиваля «Далхалла», с нашим оркестром, хором и приглашенными солистами из разных стран.

Потом мы поставили этот спектакль в театре Эстонии. Два разных зала: в Швеции зал на 3000 человек, очень широкая сцена на озере, в Эстонии – наоборот, камерная сцена, маленький зал. Но принцип режиссерского прочтения был одинаков и там, и там. Убежден, что это решение работает хорошо и уже доказало право на жизнь, потому что в Эстонии «Риголетто» идет восьмой год с успехом. Данная режиссерская концепция будет представлена и в Большом театре оперы и балета.

Anna Contek и Неэме Кунингас на репетиции оперы

Делать спектакль в той эпохе, в которой придумывал его композитор – самый честный подход. История интерпретации оперы «Риголетто» настолько длинна, так много раз к ней обращались: меняли эпоху, делали спектакль то пошлый, то странный, то непонятный. А, не меняя эпоху, сделать актуально – сложнее. При этом важен психологический эффект – желательно, чтобы зритель узнал ситуации, чувства, эмоции, конфликты, которые для людей и сегодня актуальны.

Неэме Кунингас на репетиции оперы

В образе Риголетто для меня важно показать, что он – не физический урод, не инвалид. А прежде всего человек с больным сознанием. Для него служба у Герцога – это работа. Он надевает рабочую одежду, ходит на работу, смешит Герцога, издевается над придворными. Мне кажется, что именно такую концепцию, подсознательно, задумывал сам Верди.

Неэме Кунингас в процессе работы над оперой

Верди, Пучини, Прокофьев, Чайковский, Мусоргский «держатся» уже более 100 лет на афишах всех уважаемых театров мира. В контексте нашего времени их произведения можно трактовать очень свежим образом, потому что партитуры гениальны, и многое весьма современно: по-прежнему существуют любовь, ревность, стремление к власти, деньгам, бывают конфликты социальные, общественные.

Джузеппе Верди и его знаменитая опера

Нормальный оперный театр должен иметь на афише такие шедевры оперного и балетного искусства как «Кармен» и «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Травиата», «Спящая красавица» и другие, потому что театр оперы и балета во всех странах, не только в Эстонии и Беларуси – в первую очередь образовательный институт. В школе изучают классику, чтобы дать основы гуманитарного образования, культуры, цивилизованности, также и в театре. А уже потом можно включать в афишу и новые, современные произведения.

Неэме Кунингас - эстонский режиссер ставит оперу

Феномен оперы, балета и вообще театра – в том, что они сильно отличаются от всего того, что ежедневно нас окружает – интернет, кино и так далее. В отличие от каких-то программ, передач или фильмов, которые я могу посмотреть потом, в любое время, музыкальный театр – это храм, в который приходят люди увидеть церемонию. На сцене столько будет спектаклей, сколько зрителей в зале, потому что каждый воспринимает по-своему. Это ли не чудо? Мы провоцируем зрителя – в хорошем смысле этого слова – стать нашим соавтором.

Фото: Декорации с репетиций над оперой

Декорации – это всего лишь кулисы, если они не служат главной идее режиссера, то не нужны. Театр бывает разный, есть роскошные бродвейские шоу, есть минималистичные спектакли лишь с табуреткой вместо декораций. Между ними лежит все остальное: возможности, желания режиссеров, актеров, постановщиков. Но даже если артист один на сцене играет, переживает любовь, ревность, другие эмоции – это уже театр. Но опера – это самый уникальный вид искусства, потому что он синтетический, в нем соединились все виды искусства. Оперный спектакль, как алмаз, играет разными гранями.

Top