Как хормейстер, я работаю над второй постановкой этой оперы на сцене Большого театра. Опера «Риголетто» не настолько сложна для хора по тесситуре, наполнению или сложности пения, как «Летучий голландец» Вагнера, но она очень выразительна по тону, подтексту второго и третьего планов. Очень важен штрих, зачастую острый и рваный ритм, поэтому, если хор будет вялой ни на что не реагирующей массой исполнителей, спектакль не получится.
Поскольку Герцог Мантуанский по сюжету практически постоянно находится в окружении придворных – хор сопровождает солиста, исполняющего партию герцога, почти во всех сценах. Для артистов хора в спектакле ставится много интересных задач, не только вокальных – им не достаточно просто петь – необходимо петь «с отношением».
«Короля делает свита»: извращенно-циничного герцога окружает такая же свита, отражающая характер хозяина, занимающаяся такими же авантюрами. Все придворные очень зависимы от герцога, но при этом каждый из них сам себе на уме. В спектакле очень важен подтекст, а значит актерское мастерство – взгляды, интонации, реакции, при этом горделивая осанка, каждый поворот головы, движение – как в эпоху Ренессанса.
Небольшие партии пажа, графини Чепрано, офицера – режиссер отдал артистам хора. В нашем хоре есть очень сильные голоса, которые могут проявить себя в этом спектакле как солисты.