Меню

Новости

Михаил Панджавидзе

Я буду ставить то, что нужно публике

Современная оперная режиссура является самостоятельным видом искусства. Если драматический режиссер ставит текст, то оперный ставит музыку. Эта режиссура может передавать дух времени, а может и быстро устаревать, потому что музыка подвижна, а время стремительно. В интервью с главным режиссером белорусского театра оперы и балета Михаилом Панджавидзе — разговор о жизни, искусстве и актуальности оперы сегодня.

Вы закончили ГИТИС — один из самых престижных российских вузов. Какие предметы изучают будущие музыкальные режиссеры?

Режиссуру, мастерство актера; из прикладных наук — анализ музыкальной драматургии, специальные музыкальные предметы. Также театральные предметы — сценическое движение, танец, сценическую речь, всевозможную литературу — отечественную и зарубежную. Приходилось заниматься и техническими предметами. Когда проходили постановочное дело, изучали даже основы сопромата. По сути своей это большой гуманитарный университет. Но многие знания приобретались потом — в процессе работы.

Седая легенда Панджавидзе

«Седая легенда»

Моим первым педагогом был Виталий Михайлович Миллер, на тот момент режиссер в театре «Новая драма». Он великолепно дал нам школу первых курсов — ту, которая питает меня до сих пор. Потом он отправил меня к Матвею Абрамовичу Ошеровскому — великому мастеру, он создал одесскую оперетту, был учеником и ассистентом Немировича-Данченко. Когда этот одесский театр приезжал в Москву — билетов было не достать. Ошеровский был легендой. Он учил нас очень мощно, кропотливо.

Большой театр Панджавидзе

Репетиция оперы «Седая легенда»

Когда я поступал, вообще, была великолепная кафедра — был Георгий Павлович Ансимов, Борис Александрович Покровский, Михаил Григорьевич Дотлибов, Михаил Борисович Мордвинов, Матвей Абрамович Ошеровский, Наталья Ильинична Сац, Александр Александрович Бармак и пришел Александр Борисович Титель. И сдача диплома у меня была мощная — принимали Покровский, Ансимов, Гаудасинский, Бармак.

Седая легенда

А насчет престижности — на моих глазах, во время учебы в ГИТИСе, начало происходить ниспровержение престижности, когда на курс к Борису Покровскому был недонабор. Еще у нас был конкурс 5-6 человек на место, те, кто без музыкального образования поступал — не проходили даже по документам.

Большой театр Панджавидзе
Вы учились в Москве в сложные 1990-е годы.
Я всегда хотел в Москву, это была моя мечта. Если не в консерваторию, так хоть куда-нибудь — лишь бы в Москву. Москву я очень любил и люблю сейчас. У меня нет ощущения того, что в те годы было хуже, чем сейчас. В 1990-е люди, в основной массе, поддерживали друг друга. Людей не войной надо проверять, а миром. Когда катастрофа, голод, все сразу становится ясно — и в большинстве своем люди друг другу помогают. Видимо срабатывает инстинкт, что вместе легче выжить. А когда становится хорошо, каждый свою колбасу защищает… В 1990-е все было понятно, очень понятно и примитивно — не ты, так тебя, там враг — здесь друг. Я оказался в Москве, поступил в ГИТИС и изменилось сразу все.

Большой театр Панджавидзе

Репетиция оперы «Седая легенда»

Был 1990 год. Все, чему учили, что исповедовал — все сразу подверглось сомнению, нигилизму, цинизму. Во время учебы работал в ресторанах, в переходах. Даже целый оркестр создал. Тогда можно было услышать на улицах очень хороших музыкантов. На улицах играли практически все. А для студентов так называемая «штырка» — это было святое, через нее прошли тогда все — кто-то ради заработка, кто-то обыгрывался и получал неплохую практику. Об этом периоде можно вспоминать и говорить бесконечно. Про то, как мы играли в переходах, можно целый фильм снять. И это время я вспоминаю с огромным удовольствием.

Большой театр Панджавидзе
Выпускаются все полные творческого вдохновения и готовые горы перевернуть.
У нас не было вдохновения. Мы жили уже не вдохновленные ничем, в очень тяжелые годы. Распределения не было, диплом не давал никаких обязательств. Многие уезжали в провинцию — искали там работу. Многие вообще бросали профессию, потому что тогда была нищенская зарплата. Мне повезло.

Севильский цирюльник Панджавидзе

«Севильский цирюльник»

Я вышел после защиты диплома в ГИТИСе, смотрю, висит объявление: «Большой театр объявляет набор в стажерскую группу по специальности режиссер и дирижер». Я и пошел. И сразу поступил — взяли в театр, полтора года отстажировался, потом взяли в штат — сказали, хорошо работаю. Прошло полгода — отправили в Италию, нужно было «Бориса Годунова» везти. Мне нужно было сделать редакцию спектакля, который ставил Баратов — осуществить совместную постановку Большого театра и театра Верди в городе Триест. Огромный спектакль — солисты и декорации — из Большого театра, остальное итальянское. Когда вернулся в Москву, назначили руководителем режиссерской группы Большого театра.

Большой театр Панджавидзе
Вы осуществили много интересных постановок в различных театрах. Самые знаковые из них?
Безусловно, знаковая для меня вещь — спектакль «Любовь поэта», который я поставил в Казани. Там я выработал свой почерк, там я состоялся, спектакль был награжден государственной премией Республики Татарстан и получил «Золотую маску». «Русалка» в Царицынской опере — отсюда начались эксперименты с проекциями и спецэффектами. Первая проба пера — астраханские спектакли — «Паяцы» например — абсолютно авторский спектакль.

Большой театр Панджавидзе

«Турандот»

Потом была «Царская невеста» — декорации из Большого театра, а режиссура моя. Получился спектакль, похожий на исторические фильмы. Конечно же казанская «Чио-Чио-Сан» и «Лючия ди Ламмермур» и новосибирская «Иоланта». Знаковое событие опера «Набукко», поставленная в нашем театре. Белорусская «Тоска», надеюсь, станет предтечей тех спектаклей, которые выработают наш стиль и наш почерк психологического театра в опере.

Набукко Панджавидзе

«Набукко»

Что бы вы хотели поставить?
Публика хочет иметь популярные и качественные названия. И я буду ставить то, что нужно публике. Но если бы меня спросили, что бы я хотел поставить еще, у меня было бы много других названий, например, «Саломея» Рихарда Штрауса, «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел» Сергея Прокофьева. Это не очень популярные произведения, потому что весьма сложная музыка.

Большой театр Панджавидзе

«Севильский цирюльник»

Театр должен воспитывать или развлекать? Современная оперная режиссура имеет сегодня больше художественных и технических средств и возможностей, чем, скажем, 100 лет назад. Что важное вы стремитесь сказать своим зрителям?

Театр — это воспитательный и образовательный институт. Я много чего хочу сказать, мне важно, чтобы люди смеялись и плакали. Если они смеются и плачут — они не уйдут равнодушными. Если они не будут равнодушными, у них все будет хорошо в этой жизни, они додумаются сами. Люди очень умные, зрителю часто просто не хватает времени, чтобы на что-то посмотреть другими глазами.

Большой театр Панджавидзе

«Севильский цирюльник»

Глобальная проблема сегодня — то, что идет наигрыш, подмена искусства переживания искусством представления переживания, мы научились изображать все — начинаем путать действие и движение, кривляние и образ. Получается псевдо и фальшиво. Все забывают в наше время — для того чтобы хорошо играть, надо все время формировать себя как личность, а не заниматься в первую очередь карьерными делами. К сожалению, это стало повсеместным — карьера превыше всего. Не важно, какой ценой и какого качества, главный эквивалент — деньги, слава, аплодисменты, статьи, выступления на престижных площадках. Весь букет за якобы произведение искусства. В настоящем театре на сцене должно быть все правдиво, хоть в жизни все, к сожалению, фальшиво. Это личностная профессия.

Top