Почему вы переехали жить в Швецию?
Изначально я уехала в Швецию учиться. В 2003 году в Минске на фестивале «Открытый формат» я встретила шведскую художницу и хореографа Су-Ен. Она предложила принять участие в серии шведских проектов и мастер-классах. А уже с 2005 по 2009 год я была ее ученицей и танцором. В 2010 году я переехала жить в Швецию постоянно, и главной причиной моего переезда была и до сих пор является работа.
Существует ли разница между пластическими искусствами Беларуси и Швеции?
Конечно существует. В Беларуси, например, нет ни одной площадки современного танца. Я не имею в виду какой-то определенный стиль или направление – движение вообще. В одном Стокгольме таких площадок как минимум 6, и это площадки, которые узко специализируются на современном танце, движении, перформансе. Плюс огромное количество других мест, не учитывая Королевскую оперу, балет и другие театры, где можно увидеть более традиционные формы. Есть Музей танца и библиотека имени Карины Ари, где собраны и постоянно обновляются материалы: книги, видео о танце, хореографах. Есть, в конце концов, образовательные учреждения, что тоже очень важно.
Статистика не покажет нам, в чем именно разница между пластическими искусствами в двух странах. Но она показывает нам, что в данной ситуации даже странно сравнивать – в одной стране есть база, платформа, идет тяжелая работа, да, в условиях жесткой конкуренции, да в борьбе за выживание, но она есть. А в другой стране работа скорее похожа на подпольную деятельность, тоже в борьбе за выживание, но это выживание происходит в иной плоскости.
Следите ли вы за развитием пластических искусств Беларуси?
Да, но скорее, как за фактом. Из белорусских театров и групп хорошо знаю лишь работу театра ИнЖест. Спектакли ИнЖеста видела, когда была ученицей Вячеслава Иноземцева и жила в Беларуси, и когда приезжала из Швеции лишь время от времени. За годы моего отсутствия многое произошло, возникли новые группы, театры. Кто-то из них работает профессионально, кто-то только-только начинает. Я не видела работ, но слежу за тем, что происходит, читая об этом в интернете.
На сколько важно для художника развиваться под руководством профессионалов в среде себе подобных?
Развиваться «под руководством профессионалов» и «в среде себе подобных»– это два разных понятия.
Встретить на своем пути кого-то, чья работа для тебя является неким ориентиром, авторитетом, кого-то, кому ты доверяешь, кто тебя слышит, кого слышишь ты – это момент удачи, стечения обстоятельств, это роскошь, в конце концов, которая может случиться, а может и не случиться.
Конечно, чем богаче и разнообразнее культурная жизнь там, где ты живешь и работаешь, тем лучше. Мы все знаем, к чему приводит изоляция. Хотя сегодня есть интернет и, будучи интересующимся человеком, в нем многое можно узнать и увидеть. Но, конечно, глобальная сеть не заменит встречу с другими авторами и их работой»лицом к лицу».
На сколько важно внимание государственных институций для развития пластического искусства?
Поддержка государственных институций для развития любой формы искусства – это безусловно важно. Хотя вопрос этот сложный. Я смотрю на государство, как на родителя, который с одной стороны несет ответственность за страну, с другой стороны, разные государства в разные времена имеют разные приоритеты, как и родители. Важно, чтобы в обществе была как государственная поддержка, так и частные инициативы. Я считаю, что самые эффективные перемены – это те, которые происходят внутри. Государство для меня – это внешний фактор. Все мы, кто является частью его,– внутренний. Хотя, конечно, все мы знаем, как сложно жить художнику в стране, где государственная поддержка и финансирование культуры практически отсутствует.
Существует ли для вас разница между понятиями креативных индустрий и искусством?
Мне кажется, разница между этими двумя понятиями такая же, как между религией и Богом или религиозными институтами и Богом. Креативные индустрии – это форма, которая включает в себя все возможные проявления творческой деятельности. Эта деятельность может быть искусством, а может им не быть.
Как пластические искусства влияют на зрителя? На какую реакцию вы рассчитываете при выступлении?
Пластические искусства влияют на зрителя так же, как и все другие формы искусства лишь с той разницей, что различные формы требуют включения разных форм восприятия и по-разному задействуют органы чувств человека.
Работая, я никогда не рассчитываю на какую-то конкретную реакцию зрителя. Зритель – это случайный набор собравшихся людей, и реакция, как правило, зависит от того, кто пришел, заранее знать и предугадать это невозможно.
Что вас привлекает в буто? Почему вы решили его освоить?
Я долго искала форму, в которой я бы хотела работать. Я занималась танцем с 7 лет, закончила хореографическую школу в Гомеле. После окончания школы продолжать заниматься танцем я не хотела, думала о режиссуре, но понимала, что драматическим театром я не смогу заниматься. Так это продолжалось какое-то количество лет, и уже будучи на экономическом факультете ЕГУ в Минске, увидела спектакль «Елка у» театра ИнЖест. Эта работа полностью перевернула мой мир, я была потрясена и уже во время спектакля понимала, что это та форма, которой я хочу обучаться, и с которой я хочу работать. Это было мгновенное узнавание, встреча с чем-то, что я долго искала и ждала.
Способен ли исполнитель-художник влиять на структуру буто или он должен придерживаться строгих рамок?
Опять же, как и в любой форме, здесь есть и то, и другое, и техника, и голос автора.
Что важно в буто?
Как и в других формах здесь важно качество авторского высказывания.
Важна ли физическая подготовка в пластических искусствах? И можно ли, на ваш взгляд, считать тело отображением внутреннего мира человека?
Тело – это инструмент выражения, поэтому, конечно, физическая работа не просто важна, она неизбежна. Можно говорить о двух типах тел, если отвечать на вопрос об отображении внутреннего мира человека, это тело человека в каждодневной жизни, и тело художника, выходящего на сцену, или тело художника, использующего его в целях художественного высказывания.
Как появилась идея провести мастер-класс по буто в Минске? И довольны ли вы результатом?
Провести мастер-класс в Минске меня пригласила Татьяна Артимович (Платформа перформативных практик «зЕрне»). Я была очень рада приглашению приехать в Минск с работой, и результатом я очень довольна. В Беларуси многие интересуются телесностью, способом выражения посредством тела, танцем буто, пластикой, поэтому встречи такого типа очень важны.
фото: ziernie-performa
автор: Ольга Апиненко, Культпросвет
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.
Использование и копирование материала без активной ссылки на ресурс запрещено.
Все права защищены.