Меню

Новости

Классика порой навевает тоску, иногда шокирует ультрасовременной интерпретацией, а бывает забавной и нескучной, как мюзикл-оперетта «Собака на сене» театра «Территория мюзикла». «Культпросвет» отправился на премьеру и выяснил, можно ли заинтересовать современного зрителя историей, написанной более четырехсот лет назад.

Предмет
Мюзикл-оперетта «Собака на сене» Геннадия Гладкова

Режиссер – Анастасия Гриненко
Балетмейстер – Дмитрий Якубович
Сценограф – Андрей Меренков
Художник по костюмам – Юлия Бабаева
Художник по свету – Семен Давыденко

Премьера – 11 сентября 2014 года

Спектакль «Собака на сене» можно назвать рискованной авантюрой. И дело здесь не в самом материале, хорошо известном публике по одноименному фильму Яна Фрида с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским в главных ролях, а в том, как его поставить, ведь сравнения с кинолентой избежать практически невозможно. Кроме того, команда «Территории мюзикла» во главе с Анастасией Гриненко ставила мюзикл-оперетту, то есть работала в жанре, которого попросту не существует.

Какой породы в результате получилась «Собака на сене», можно разбирать долго, пытаясь усмотреть, что в ней осталось от оперетты, а что – от мюзикла, но это, наверное, не столь важно. Важно то, что спектакль состоялся. И в нем режиссер смогла реализовать свои идеи. В «Собаке на сене» ставка сделана на игру актеров, которая приближалась к драматической, и максимальную искренность чувств и их выражения.

мюзикл-оперетта

Органично выглядела в роли Дианы Илона Казакевич. Можно лишь порадоваться за артистку, занятую в Музыкальном театре в основном в ролях нежных и трогательных созданий. Ведь в новой постановке она появляется в образе своенравной и тираничной, почти инфернальной особы, в которой иногда все же проглядывает хорошо знакомая по предыдущим работам Казакевич принцесса.

Достойным партнером графини де Бельфлер выступает Теодоро Дмитрия Якубовича. Его превращение из жизнелюбивого, немного легкомысленного молодого человека, не обремененного серьезными чувствами, достойного компаньона своего слуги-пройдохи Тристана (Сергей Спруть), в героя, готового пожертвовать своими интересами ради любимой, происходит постепенно. А кульминацией перевоплощения становится вокально-хореографическая сцена, в которой адепты классики советского кинематографа обязательно узнают фрагмент музыки из фильма «Благочестивая Марта».

Если у вас есть желание увидеть любимых артистов Белорусского государственного музыкального театра в новых образах и услышать «Дивные очи», а также другие мелодии Геннадия Гладкова из хрестоматийных лент Яна Фрида, отправляйтесь за билетами. Но не стоит ждать, что перед вами предстанет театральная версия фильма. К счастью, «Собака на сене» от «Территории мюзикла» не дублирует кинематографического собрата, в чем ее большой плюс.

мюзикл-оперетта

Анастасия Гриненко вносит новизну и свежесть в интерпретацию образов второстепенных героев и интересно решает отдельные сцены спектакля. Так, темпераментный и напористый маркиз Рикардо (Шамхал Хачатурян) представлен в образе тореадора, готового в любой момент вступить в схватку, и не важно, что в роли быка всего лишь слуга Фабио (Сергей Жаров). А манерный граф Федерико, эдакая жеманница мужского пола, может, и не образец оригинальности, но благодаря яркой индивидуальности Дениса Немцова, который на подобных ролях собаку съел, впечатляет не меньше, чем его конкурент.

Сквозная тема любовной дуэли героев воплощается в комическом дуэте Дианы и Теодоро, который переходит в дуэль настоящую – один из самых запоминающихся моментов спектакля. Виртуозное владение шпагой кроме внешнего эффекта, рассчитанного на яркость постановки, добавляет еще одну черту к характеру Дианы, которая, кстати, появляется на сцене с клинком в руках уже в самом начале спектакля. Графиня, оказывается, не просто надменная аристократка, а воинствующая амазонка, чьи гордость и разум, в конце концов, смирятся перед чувством. Тогда и черное платье вдовицы красавица сменит на белое – почти венчальный наряд, а черная роза, подаренная на прощание Теодоро, превратится в белую как символ счастья взаимной любви.

мюзикл-оперетта

А спектакль, в сущности, именно о ней. Наверное, поэтому и лирические сцены получились у режиссера и артистов более удачными. Конечно, в «Собаке на сене» есть и чему улыбнуться, но комические моменты все-таки создают настроение и украшают спектакль, а не являются его основной стихией.
Вам не придется падать от смеха на пол: юмор спектакля мягкий, спокойный и добрый. И это, скорее, плюс. Ведь острые шуточки и пассажи на злободневные темы, которыми порой стараются оживить действие в классике, чаще всего не идут на пользу постановке.

Несмотря на то что спектакль прежде всего о любви, в «Собаке на сене» нет пошлости, чем любят грешить постановщики, желающие придать творениям свежести «эротизацией».

мюзикл-оперетта

Действие здесь развивается динамично, не заставляет скучать в ожидании любимой песни и не раздражает как посредственностью, так и излишней оригинальностью, которая иногда становится самоцелью режиссеров. Драматические сцены чередуются с вокальными и хореографическими номерами, а последние, как и полагается в мюзикле, за редким исключением способствуют развитию действия.
На сцене манерно раскланиваются и лихо танцуют качучу, что придает спектаклю необходимый испанский колорит, хотя тема Испании очень выразительно подана уже в лаконичной сценографии.

Красно-черный веер вместо задника и огромные согнутые шпаги остаются неизменными декорациями весь спектакль. И в этом минимализме есть свое очарование: яркий образ, сконцентрированный в нескольких элементах, всегда выглядит лучше посредственно выполненных или взятых из подбора запыленных декораций. Правда, кое-что в сценографии все-таки вызывает сомнение: она выглядит слишком драматичной для музыкального театра. Страсти на сцене, конечно, кипят нешуточные, но «Собака на сене» – это далеко не трагедия.

мюзикл-оперетта

Назвать постановку идеальной мешали и некоторые другие моменты. Стихотворный текст Лопе де Вега иногда превращался в скороговорку, уловить смысл которой было сложно. Временами не хватало спектаклю и эффектности, массовости, свойственных музыкальному театру.

Однако постановочной группе удалось добиться своих целей – преодолеть опереточные штампы и сделать живую и интересную историю, способную привлечь как зрителей зрелого возраста, так и молодую публику.

 

Top