Расскажите о вашем театре.
Станислав Голодницкий (Камерный драматический театр): Камерному драматическому театру уже восемнадцать лет. Он был основан в 1998 году Борисом и Ольгой Голодницкими — талантливыми режиссерами и художниками, – а также моими родителями. Как вы понимаете, это в некотором роде семейный театр. В труппе состоит 22 артиста — это молодые люди, которые имеют актерское образование, то есть являются профессиональными актерами. Мы много гастролируем, участвуем в различных фестивалях. В общем, не стоим на месте, постоянно развиваемся.
Андрей Савченко (Мастерская Николая Кириченко): Акцёры, што ігралі ў гэтай п’есе, гэта студэнты трэцяга курса спецыяльнасці «Акцёры драматычнага тэатра і кіно» Беларускай дзяржаўнай акадэміі мастацтваў, што займаюцца ў Майстэрні Мікалая Кірычэнкі, народнага артыста Беларусі. Гэты праект нарадзіўся з маленькага ўрывачка, які маёй увазе прапанавалi самі студэнты. Ну, а для мяне, канечне, Быкаў — гэта вельмі значная фігура, таму я з вялікім задавальненнем у гэта ўключыўся.
Айварс Икшелис (Валкский городской театр): Наш театр был основан в 1871 году в городе Валга-Валка, по середине которого проходит латвийско-эстонская граница. Мы находимся в его латвийской части. В труппе театра сейчас работает 20 актеров — это в большинстве своем люди 30-35 лет. Да, для студенческого фестиваля мы немного староваты, но все же мы очень рады быть здесь.
Что вы предпочитаете: классическую драматургию или современную?
С.Г.: Я люблю работать и с тем и с другим. Но в репертуаре все же больше постановок по современным пьесам.
А.С.: Насамрэч важна і тое і другое. Для мяне класіка — гэта база, а сучасная драматургія – гэта магчымасць даклікацца да сучасных людзей. І таму, безумоўна, займацца чымсьці адным гэта у некаторым сэнсе самагубства. Трэба шукаць нешта цікавае і там і там, бо толькі такім чынам можна сапраўды вырасці ў прафесійным плане.
А.И.: Мне очень сложно выбирать между классикой и современной драматургией. Я, наверное, из тех режиссеров, которые верят в то, что если тебе суждено поставить какую-то пьесу, то она сама тебя найдет. Звучит немного мистично, но это правда. Дело в том, что когда ты знакомишься с материалом, то у тебя должно появиться желание непременно поделиться своими переживаниями с актерами и зрителем. Поэтому я не могу ставить то, что меня не цепляет, от чего у меня не болит душа.
Вы равняетесь на кого-то из режиссеров, актеров?
С.Г.: Меня вдохновляет Константин Хабенский.
А.С.: Я раўняюся на сваіх настаўнікаў — Лідзію Манакову (гэта мая матуля), Іллю Львовіча Кургана, прафесара, знакамітага дыктара беларускага радыё, Мікалая Кірычэнку і, безумоўна, на Сяргея Тарасюка. Гэта менавіта тыя людзі, якія мяне натхняюць і да заўваг якіх я заўсёды прыслухваюся.
А.И.: В первую очередь это мой наставник Анатолий Васильев, который основал в Москве Школу драматического искусства. Я считаю, что мне до него предстоит еще очень долго расти. Но именно его идеи, его понимание театра я ношу в себе и стараюсь передать моим актерам.
Поделитесь своими планами на будущее.
С.Г.: По возвращении домой мы начинаем подготовку к постановке «Чайка» по Чехову. Надеемся представить спектакль на суд зрителя уже в марте следующего года. Быть может, если нас снова пригласят, то мы привезем его и в Минск.
А.С.: Мы плануем зараз пачаць працу над сацыяльным і ў той жа час культурным праектам пра людзей з абмежаванымі магчымасцямі. На пачатку наступнага года спадзяемся яго зрабіць. Таксама у мяне ёсць яшчэ адна задума, якая пакуль крыху замарожана, але я абавязкова займуся яе рэалізацыяй. Гэта будзе вербацім з такой працоўнай назвай «Самаідэнтыфікацыя. Беларусы. Міфы». Планую зрабіць гэты спектакль з удзелам ужо прафесійных акцёраў.
А.И.: Знаете, я немного суеверный человек, поэтому говорить наперед не хочу. Но недавно я вернулся из Софии, откуда привез очень интересную пьесу, с которой мы уже начали работать. Может, когда-нибудь и Минск ее увидит. А ее стоит увидеть, поверьте мне.
Чего бы вы хотели пожелать «Тэатральнаму Куфару»?
С.Г.: Дальнейшего процветания!
А.С.: Жадаю фестывалю павышэння арганізацыйнага ўзроўня і як мага большай колькасцi таленавітых удзельнікаў. Канечне, мерапрыемства ўжо праходзіць на высокім узроўні, бо за дванаццаць гадоў яго існавання быў напрацаваны добры вопыт. Але я лічу, што ўсё гэта можна яшчэ i палепшыць.
А.И.: Я знаком с этим фестивалем уже довольно давно, поскольку когда-то был здесь в качестве члена жюри. Меня радует, что он проводится на достаточно высоком уровне. И не важно, кто играет на сцене: школьники, студенты или профессиональные актеры, — все мы здесь сплачиваемся, дружим, налаживаем культурные связи. Фестиваль должен держаться, несмотря на все финансовые и организационные проблемы, потому что он действительно несет очень важную миссию.