Дмитрий Тишко: Театр «На балконе» — один из старейших студенческих коллективов страны, в этом году ему исполняется уже 70 лет. На протяжении этого долгого периода им руководили такие известные режиссеры, как В. Анисенко, Б. Второв, В. Тарнаускайте. Я здесь работаю второй год и стараюсь делать все возможное, чтобы сохранить традиции, которые десятилетиями формировались в коллективе. Ну а главной целью театра как тогда, так и сейчас, думаю, была и остается возможность самовыражения и творческого развития.
Е.П.: Как бы вы определили творческую и духовную концепцию вашего театра?
Д.Т.: Конкретной задачи по воспитанию заядлого театрала лично я для себя никогда не ставил. Мне главным образом хочется сформировать у ребят эстетический вкус. Недавно я набрал новый курс из 18 человек, и все они очень талантливы, инициативны, всегда готовы поддержать любое начинание.
Е.П.: На что вы в первую очередь ориентируетесь, выбирая литературный материал для постановки?
Д.Т.: Материал, который ты берешься ставить, должен прежде всего быть актуальным, соответствующим современной действительности. В связи с этим классика — беспроигрышный вариант. А еще при выборе литературного произведения я исхожу из того, какие эмоции вызывает во мне его содержание. Если оно действительно цепляет, трогает, то я буду работать с этой пьесой дальше.
Е.П.: Каким вы видите театр будущего?
Д.Т.: Честно говоря, мне всегда сложно отвечать на этот вопрос. Сейчас столько театральных тенденций… Очень большое внимание уделяется современной драматургии. Модно ставить незаурядных Павла Пряжко и Ивана Вырыпаева. Но я считаю, что мы, наша труппа, пока не готовы к такому опыту. Что касается театрального будущего в общем, то здесь было и остается главным одно условие — театр всегда должен отвечать запросам своего времени. Иначе зрителю он будет неинтересен.
Е.П.: А что, на ваш взгляд, представляет собой идеальный театр?
Д.Т.: Идеальный театр — это руководитель, вокруг которого объединяются его единомышленники. Никогда не будет идеального театра, если в коллективе нет согласия. Актеры должны максимально доверять режиссеру, а он, в свою очередь, обязан прислушиваться к мнению труппы. Гармония — вот тот базис, на котором держится образцовый театр.
Е.П.: Как вы считаете, студенческий театр популярен только лишь в молодежной среде?
Д.Т.: Да, определенно, основную аудиторию студенческих спектаклей составляют молодые ребята, среди которых есть как сами студенты, так и школьники. Но довольно часто в зале можно заметить и людей постарше. «Тэатральны куфар», кстати, прямое доказательство того, что непрофессиональный театр интересен представителям разных возрастных групп. Я думаю, что людей привлекает именно задор, запал, с которым молодые актеры играют на сцене. Они еще только начинают свой творческий путь, они полны энтузиазма. Именно этого, на мой взгляд, не хватает профессиональным актерам.
Е.П.: Расскажите, что для вас «Тэатральны куфар»?
Д.Т.: «Куфар» для театра «На балконе» за эти двенадцать лет уже стал родным домом. На протяжении всей фестивальной недели мы буквально живем им. Занята практически вся наша труппа: одни репетируют, другие помогают организаторам, третьи участвуют в волонтерском движении.
Е.П.: А чего же вы ждете от «Тэатральнага куфара — 2015»?
Д.Т.: На сегодня это пока единственный в Беларуси фестиваль такого плана с международным статусом. Он уже не нуждается в рекламе, и об этом главным образом можно судить по числу заявок. В этом году более 60 коллективов из разных стран изъявили желание принять участие в фестивале, но приглашены были только 17 из них. Это говорит о том, что с каждым годом «Куфар» все больше и больше набирает популярность. Лично для себя мы традиционно ждем интересных знакомств и полезных связей. Надеемся, что на нас обратят внимание и пригласят поучаствовать в каком-нибудь интересном мероприятии. А после читок мы, возможно, найдем для себя интересную пьесу и попросим одного из режиссеров поставить ее в нашем «На балконе».
Е.П.: В основе спектакля «Ночь Гельвера», который вы представляете на фестивале, лежит пьеса, затрагивающая очень непростую тему, которая в условиях нашей современной реальности приобрела особую актуальность. Скажите, что послужило толчком к выбору этого материала и насколько, по-вашему, удалось реализовать замысел пьесы?
Д.Т.: Да, вы правы, пьеса очень серьезная. В ее основе непростая трагическая история. Здесь сложна и женская, и мужская роли. И нужно отдать ребятам должное: далеко не каждый профессионал сможет такое сыграть. Почему я выбрал именно эту пьесу? Потому что, как уже говорил, на тот момент она меня очень тронула. Я решил ставить ее еще до всех этих печальных событий, но и на тот момент ее содержание казалась мне актуальным. Да, она о войне, но кроме этого, здесь затрагивается и тема влияния общества на личность. А еще это пьеса о любви — как, впрочем, и все спектакли на нашем фестивале, я думаю.