Концепция фестиваля соответствовала правилу, согласно которому на протяжении трех дней зрители знакомились сначала с фильмами, а потом с их героями. Не зря фест назвали «Белым зеркалом»: из экрана-зеркала персонажи картин спускались прямо на сцену.
В первый день показывали два абсолютно разных фильма. Организаторы, казалось, объединили необъединяемое. Сначала состоялся таперский показ легендарного «Путешествия на Луну» Жоржа Мельеса, который озвучивали «Грёзы Пафнутия». Музыка, сливаясь с видеорядом, давала какое-то странное ощущение счастья и вдохновения, а цвета казались слишком яркими, но при этом очень органичными, будто видео окунули в фотофильтр LSD. Второй фильм – «Наш винил весит тонну» Джеффа Бродвэя, лента про андерграундный американский лейбл StonesThrow и западную культуру винила. На протяжении всего хронометража ожидалась какая-то встряска, сумасшествие, и в конце это вылилось в информацию, которая заставила почувствовать причастность к этой культуре, выход за грани реальности и рамки системы. Люди, которые смотрели фильм в зале, были готовы слушать не только песни музыкантов, но и их интервью. Однако как могут герои ленты сойти с экрана, ведь вряд ли организаторы привезли Канье Уэста, Tyler, The Creator или Flying Lotus? Оказалось, что фильм рассказывает не о музыкантах как таковых, а о людях, которые вместо ланча тратят деньги на виниловую пластинку. Вполне возможно, что на «Белом зеркале» кто-то поступил так же: весь день в Studio 67 бушевал виниловый маркет, на котором были представлены московский магазин DIGRecordsStore (ребята привезли в Минск 250 кг винила) и единственный в Беларуси longplay.by.
Владелец магазина longplay.by Николай: Сейчас происходит ренессанс виниловой, аналоговой музыки. Это популярно во всем мире. Молодежь очень интересуется этими вещами, можно купить пластинку с любой музыкой, которая нравится. Нормальные диджеи сегодня тоже работают с винилом. Я сейчас единственный владелец магазина винила в Беларуси, но могу сказать, что это скорее хобби. Мне хотелось заполнить пробел в Минске, где не было ни единого магазина (к примеру, в Вильнюсе их пять, а может, даже больше). Винила с каждым годом становится все меньше, а пластинки, которые выпускаются сейчас, это совсем не то. Как бизнес свое занятие я не рассматриваю.
Около полуночи настоящей вишенкой на торте стала вечеринка от Delay Sound System и DIG. Первый день фестиваля закрыли диджей-сеты Chinavat, FatSlut и Greengoo.
В самом начале второго дня, ради которого, казалось бы, пришли даже те, кто и не собирался, обнаружилась нехватка мест для желающих увидеть «Виденье рая Ли Скретча Перри» Фолькера Шаннера, который сам привез свое кино в Минск.
«Этот фильм мы снимали 15 лет, но только сейчас стали его показывать. Он рассказывает не столько о жизни, сколько об искусстве Ли Перри, о том, как он своим способом мышления изменил мир», – поясняет Шаннер.
На экране появляется сам Ли Скретч Перри и говорит: «До того как стать человеком, я был рыбой». Он безумец, творец снов, дух и искра регги, художник, бунтарь. Он – Великий Возмутитель. Ли Перри положил начало революции в музыке, которая длится до сих пор. Он сам революция, и это его виденье рая. Будучи бунтарем духа, он говорит, что «ганджа должна быть бесплатной, а сигареты нужно запретить». Он считает, что Бога нужно развлекать.
В этом фильме – весь Перри. Это история о том, как он любит Ямайку, как взял под крыло Боба Марли, как писал «не музыку, а чувства», как слова дают ему силу управлять Вселенной. Этот почти 80-летний дедушка не собирается останавливаться, ведь «в искусстве – величие».
Много Ли Перри не бывает, но пока зрители ждали его прилета в Минск, площадку захватили Fire&Ash, Gips, ProkopJr&Klaxons Brass и DUBRovah, которые подготовили публику к выступлению Великого Возмутителя.
Перри вышел на сцену с видом 20-летнего музыканта: в сверкающей кепке, с перстнями на руках, крашеной бородой и своим невероятно эпатажным микрофоном.
«Musicdon’tlie», – скажет он, и начнется то, ради чего все и собрались. Ли Перри уже сто лет в обед, и кто не успел его увидеть в Беларуси, тот опоздал. Конечно, нельзя сравнивать его выступление на «Белом зеркале» с теми, что были, скажем, 20 лет назад. И все же услышать изобретателя даба вживую, услышать «откровение регги» можно даже сейчас, когда дедушке уже за 80. Потому что музыка все еще обладает им.
Режиссер Шаннер, рассказывая о фильме, больше говорил о самом Перри: «Судьи нашей жизни – это мы. Мы выбираем. Проблемы существуют, только если мы позволяем им существовать. Важная вещь – не бояться». Великий Возмутитель – судья своей жизни. Он называет себя царем, Ноем в ковчеге и Ноем в искусстве. Вот зачем зрители сюда и пришли – чтобы увидеть величие человека, который однажды сжег дотла свою студию.
Последний день – это всегда какое-то послевкусие. Как легкий десерт, которого хочется, но немного. Именно таким и получился день группы «НОМ» с выставкой работ Копейкина и нон-стоп показами в импровизированном кинозале. Все, немного уставшие, но по-прежнему желающие прикоснуться к искусству, смотрели фильм Кагадеева и Копейкина «Звездный ворс». Сказать, что это кино не для всех, – ничего не сказать.
«Звездный ворс» – это смешно и страшно, странно и иногда жутко. В такие моменты радуешься, что живешь не в 2221 году, как герои этого кино. Поистине звездный состав (любимые Михалок и Шнуров, Немцов в роли президента), капля абсурда и много хорошей музыки – вот залог успеха таких кинолент.
Разогревшись теплом «Звездного ворса», зрители попали на концерт «НОМ», которым и завершился фестиваль. Это была вакханалия, это был спектакль, это была игра. Можно было не понимать, что происходило на сцене, но не проникнуться этим – нельзя.
Пресс-атташе «Белого зеркала» Денис Клевитский: Любой фестиваль с насыщенной и разнообразной программой – это ярчайший опыт, развлекательный и образовательный одновременно. Чем больше такого в городе случается, тем больше поводов для встреч друзей и единомышленников. Три дня «Белого зеркала» – это очень плотная и концентрированная программа, которая цепляет самых разных любителей кино и музыки. Лето закончилось самым настоящим событием. Такой обоймой мероприятий столица редко балует.
Подводя итог, можно сказать, что какими бы ни были прогнозы, сколько бы людей на мероприятии ни ожидалось, фестиваль свое взял, а зрители свое получили. Это была уютная креативная зона, пространство для неравнодушных, активных и интересующихся. Фестиваль отметился отличным качеством, но при этом выглядел очень андерграундно.