Меню

Новости

ТЕАРТ. Кругосветка

В первую неделю марта в Будапеште проходил венгерский шоукейс-фестиваль Duna Part 3. Цель его – показать современный венгерский театр во всех его проявлениях, включая пластические и драматические спектакли, постановки государственных театров и независимых групп

Международный театральный форум «ТЕАРТ» при поддержке ОАО «Белгазпромбанк» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» привозит на минские сцены самые яркие и разнообразные спектакли со всего мира. Отборщики фестиваля ежегодно отправляются на поиски лучших из лучших. В юбилейный пятый год форума организаторы совместно с интернет-журналом «Культпросвет» подготовили для вас серию рассказов об актуальном европейском театре. Вы сможете почувствовать атмосферу крупнейших фестивалей и будете в курсе актуальных течений, а в октябре с легкостью сориентируетесь в программе форума «ТЕАРТ-2015».

ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3

В первую неделю марта в Будапеште проходил венгерский шоукейс-фестиваль Duna Part 3. Цель его – показать современный венгерский театр во всех его проявлениях, включая пластические и драматические спектакли, постановки государственных театров и независимых групп. В программу шоукейса включено 27 представлений разных жанров как от начинающих режиссеров, так и от признанных мэтров.

Duna Part 3 – платформа кооперации и взаимодействия венгерских профессионалов и гостей со всего мира, включая арт-менеджеров, журналистов, отборщиков фестивалей, режиссеров и актеров. А интерес к венгерскому театру высок: на фестиваль приехало около ста двадцати гостей из тридцати стран. В составе многочисленной делегации из США был замечен знаменитый «невозвращенец» из СССР звезда американского балета Михаил Барышников.

«ТЕАРТ» вместе с журналом «Культпросвет» тоже не смогли остаться в стороне.

Культпросвет, фестиваль, ТЕАРТ-2015 Кругосветка,ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3, Ирина Горошко, «Петра Фон Кант» режиссер Кристы Сэкели

Фестиваль открыла постановка «Петра Фон Кант» молодого режиссера Кристы Сэкели. Это театральная адаптация фильма немецкого классика Райнера Вернера Фассбиндера. Персонажи Петры и ее любовницы Карин в театральной версии рифмуются с фильмом, но переосмысливается другая важнейшая героиня – служанка Марлен. Если у Фассбиндера она была безмолвной и безропотной почти что рабыней Петры, то в спектакле она просто делает свою работу и, так уж сложилось, живет со взбалмошной начальницей. С помощью ряда комичных сцен Сэкели лишает историю трагизма и напряжения в отношениях хозяйки и служанки и фактически эмансипирует Марлен, делая ее полноценным и сознательным субъектом действия.

Два с половиной часа зрителя держит в напряжении другой дебют – спектакль «Мария Стюарт» Ильдико Гаспар. Она взяла за основу классический текст Фридриха Шиллера о скандальной шотландско-французской королеве. На сцене пьеса превращается в настоящий психологический триллер в безупречных декорациях о противостоянии двух сильных женщин, где сидящая в заточении Мария Стюарт обладает чуть ли не большей властью, чем фактически правящая страной Елизавета.

Культпросвет, фестиваль, ТЕАРТ-2015 Кругосветка,ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3, Ирина Горошко, спектакль «Мария Стюарт», Шиллер, режиссер Ильдико Гаспар,

«Гвоздями» фестиваля и основными приманками для международной публики были спектакли уже получивших мировое признание Корнеля Мундруцо и Белы Пинтера. Корнель Мундруцо, чей фильм «Белый бог» не так давно шел в Минске, предложил публике постановку «Деменция». Действие спектакля происходит в больнице для страдающих слабоумием людей. Новый владелец здания планирует сделать на месте лечебницы заведение для порночатов, для чего нужно выгнать больных. На сцене творится полный кавардак: танцы, душераздирающие исповеди, песни, членовредительство крупным планом, нелепые сексуальные эпизоды и трюки из дешевых ужастиков. Трагичная история подается настолько остроумно, что хохочет весь зал. Это даже не смех сквозь слезы, но смех, когда слезы уже ни к чему: жизнь есть боль, она несправедлива, и выхода, в общем-то, нет. «Деменция» Мундруцо – это полная безнадега и мрак Ларса фон Триера под зажигательные песни и шуточки на грани фола в духе Эмира Кустурицы. Умение сочетать самые жесткие сюжеты с комедийными элементами – важная отличительная черта венгерского театра.

Культпросвет, фестиваль, ТЕАРТ-2015 Кругосветка,ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3, Ирина Горошко, режиссер Корнела Мундруцо спектакль Деменция

Бела Пинтер не особо церемонится со зрителем. В самом начале спектакля «Наши секреты» мы узнаем, что главный герой мучается от сексуального влечения к семилетней девочке. Педофилия – одна из немногочисленных табуированных тем, оставшихся в современном театре, поэтому даже самый подготовленный зритель может испытать шок. Не единожды звучащая со сцены фраза «Член – это беспощадный диктатор» словно оправдывает педофила и взывает к сочувствию, никак при этом не отрицая чудовищности его порывов. Место действия спектакля – коммунистическая Венгрия 1980-х, герои играют в фолк-группе, и постановка полна музыкальных отступлений и забавных несуразиц. Параллельно с попытками разобраться в природе перверсивного сексуального желания Пинтер высмеивает советские реалии и явно критикует падкость людей на сконструированные властями идеалы.

Культпросвет, фестиваль, ТЕАРТ-2015 Кругосветка,ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3, Ирина Горошко, спектакль «Наши секреты» режиссер Бела Пинтер

Однозначное одобрение критиков получил спектакль «Тетрадь» режиссера Тшабы Хорвата по роману швейцарской писательницы венгерского происхождения Аготы Кристоф. Минималистичная сценография прекрасно сочетается с нарочито примитивным языком романа. «Тетрадь» – физический театр в лучшем его проявлении. Тела актеров транслируют параллельный вербальному нарратив, который то совпадает с тем, что мы слышим, то обгоняет слова, то вносит новые смыслы в проговариваемый и отображаемый на экране субтитров текст.

Культпросвет, фестиваль, ТЕАРТ-2015 Кругосветка,ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3, Ирина Горошко, спектакль «Тетрадь» режиссера Тшабы Хорвата по роману швейцарской писательницы Аготы Кристоф

Любопытный сайт-специфик-проект «Прогулка – Urban Fate Tourism» представил режиссер Мартин Боросс. Зрительские кресла спектакля – автобусные сиденья, для саундтрека и текста – наушники, декорации – спальный район Будапешта, а сцена – тротуар. На обычном автобусе публика отправляется на экскурсию по городу, которая оказывается экскурсом в жизнь персонажа, размышления и воспоминания которого мы слышим в наушниках. Он в последний раз едет по Будапешту, и его прошлое, мысли, сны и мечты буквально оживают на улицах города. Спектакль делает поразительное: сначала настраивает зрителя на специфический театральный регистр восприятия, а потом заставляет смотреть на абсолютно привычные вещи. Так частью постановки становятся не только актеры, но и соседи по креслам автобуса, а также все то, что мы привыкли называть реальностью. Надевая на зрителя «очки» персонажа, предлагая посмотреть на мир глазами другого человека, спектакль провоцирует то, что французский философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр называл тошнотой. Это сильнейшее переживание реальности, всамделишности собственного существования и всего, что происходит вокруг. Urban Fate Tourism – это возможность настоящего выхода за рамки обыденного, «фонового» восприятия жизни.

Культпросвет, фестиваль, ТЕАРТ-2015 Кругосветка,ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3, Ирина Горошко, сайд-специфик-проект «Прогулка – Urban Fate Tourism» режиссер Мартин Боросс

Завершил шоукейс Duna Part 3 спектакль Арпада Шиллинга «Лузер», самое прямолинейное, политичное и саркастичное высказывание фестиваля. Лузер – сам режиссер, который пытается бороться с несправедливыми государственными условиями, но в результате теряет все, а взамен получает бутафорскую награду «за вклад в культуру». От Шиллинга достается не только официальным властям, но и «независимым» европейским донорам. На примере создания ангажированного псевдофеминистского спектакля режиссер показывает, как тонка грань между защитой прав угнетенной группы и эксплуатацией ее представителей для создания приносящего дивиденды «правозащитного» дискурса. В спектакле предсказуемо не обходится без зажигательной музыки и развеселых танцев.

Культпросвет, фестиваль, ТЕАРТ-2015 Кругосветка,ФЕСТИВАЛЬ ВЕНГЕРСКОГО ТЕАТРА DUNA PART 3, Ирина Горошко, спектакль Арпада Шиллинга «Лузер»

Duna Part 3 показал важность организации шоукейс-фестивалей в отдельных странах для презентации локальных продуктов международной публике. На заключительной дискуссии с участием критиков из разных стран часто звучал тезис о том, что в Венгрии, с ее нынешними экономическими и политическими проблемами, парадоксальным образом развивается невероятно прогрессивный, талантливый и свободный театр. Режиссеры не боятся указывать на самые больные точки современного общества, но при этом не ударяются в занудство и назидательность, а создают качественные зрительские продукты. Благодаря Duna Part 3, многие спектакли фестиваля начнут свое путешествие по разным странам. «ТЕАРТ» тоже взял на заметку несколько самых любопытных постановок.

Top