На этой неделе в Висбадене завершился фестиваль GoEast, посвященный кино из Восточной Европы. В игровую конкурсную программу вошли десять картин из Латвии, Казахстана, Польши, Словакии, России, Чехии, Румынии, Украины и Боснии и Герцеговины.
Фестиваль проходит уже в шестнадцатый раз, но несмотря на масштабную рекламу на улицах города и в целом организацию на высоком профессиональном уровне, во внутренней тусовке несколько раз приходилось услышать циничное мнение, что местным жителям фестиваль вообще не интересен. На практике же выходит так, что конкурсные показы в красивом ретрокинотеатре Caligari на 400 мест оказываются практически полностью заполненными, притом что на фестиваль в этом году приехало около 300 гостей (из которых две трети — немцы). Параллельно с конкурсными показами проходят ретроспективы и повторы вчерашних фильмов в двух других кинотеатрах. Внеконкурсное и ретроспективное кино в худшем случае собирает несколько десятков человек, что, вообще говоря, не меньше, чем аналогичные показы на фестивале «Лiстапад» в Минске, который раз в семь крупнее Висбадена.
Исторически сложилось так, что в Висбадене живет и отдыхает много русских еще с тех времен, когда дворянство приезжало сюда лечиться на горячих источниках, а Фёдор Достоевский играл в казино, которое, впрочем, работает и до сих пор. Сейчас на механическом фуникулере можно подняться на холм Нероберг, где располагается большая православная церковь святой Елизаветы и русское кладбище с множеством знаменитых захоронений. В таком контексте неудивительно, что в рамках кинофестиваля прошел один из поэтических вечеров Russian Poetry Jam, который две русские девушки уже несколько месяцев проводят в соседнем от Висбадена Франкфурте. Само мероприятие практически не отличается как по формату, так и стихотворениями от поэтических вечеров, которые раньше проходили в баре «ДК» в Минске. В первый раз в Висбадене вечер собрал до предела забитый зал русскоязычной публики. Как на вечере поэзии, так и на кинопоказах некоторые зрители признавались, что ради такого события специально приехали из соседних городов.
Едва ли не самыми интересными фильмами в основном конкурсе оказались два польских триллера — нашумевший в этому году на «Сандэнсе» «Соблазн» Агнешки Смочиньской и прошлогодний «Красный паук» Марцина Кошалки. Первый из них — это яркая жанровая смесь из диснеевского мюзикла, долановской ретромелодрамы и кровавого слэшера, рассказывающая про двух русалок в Варшаве 80-х годов. Спасаясь от скуки, сестры-русалки по имени Злота и Сребрна с помощью гипноза устраиваются петь и танцевать стриптиз в ночной клуб. Девушки наслаждаются красивой городской жизнью, живя в квартире вместе с тремя музыкантами из группы, причем наивная Сребрна отчаянно влюбляется в красивого басиста. В одной западающей в память сцене в начале фильма сестры разговаривают на телепатическом языке, похожем на пение китов: одна предлагает другой уплыть в Америку, как только им станет скучно в Польше. Но в отличие от свободолюбивого человека-амфибии Венсана из одноименного французского фильма 2014 года, вместо Америки сестры надолго застревают в надоедливой польской мелодраме. При этом саспенс, возникающий в фильме хотя бы из-за жутких клыков русалок, появляющихся в кадре в первой половине, себя совершенно не оправдывает. Кино деградирует в фарс, который, как можно предположить, относительно забавно читался на бумаге в оригинальном сценарии Роберта Болесто, но при переносе на экран растерял всяческое обаяние и драйв, который несомненно присутствовал в начале картины.
«Красный паук», наоборот, начинается медленно и банально. В Кракове 1967 года молодой студент и городской чемпион по прыжкам в воду Карел становится свидетелем убийства ребенка на ярмарке. Карел начинает подолгу следить за убийцей — ветеринаром среднего возраста в очках, как у Андрея Чикатило, но не спешит сдавать его полиции, желая узнать маньяка поближе. Заигрывая с саспенсом и даже перекликаясь названием с «Красным драконом», фильм все-таки не выходит из жанрового поля исследования характеров; впрочем, два главных героя и их необычные отношения действительно способны вызывать интерес. В отличие от хаотичного «Соблазна», сценарий «Красного паука» может похвастаться логичностью и даже оригинальностью. Однако режиссуре, местами погрязающей в банальной телевизионщине, категорически не хватает чувства юмора — все-таки речь идет о весьма забавной по своей сути истории.
Своими изъянами и удачами эти два польских фильма дополняют друг друга. Интересно заметить, что даже такой частичной удачности достаточно, чтобы несовершенное кино оказалось способным заинтересовать фестивальных отборщиков и зрителей, которые непременно простят любые огрехи в обмен на оригинальность.