Меню

Новости

ГогольFest

К насыщенной программе со спектаклями, перформансами, кино, литературой и лекциями присоединилась команда белорусских художников

С 13 по 22 сентября в Киеве, на территории завода на Выдубичах, прошел фестиваль «ГогольFest». К насыщенной программе со спектаклями, перформансами, кино, литературой и лекциями присоединилась команда белорусских художников. Павел Войницкий и Костя Мужев поделились своими впечатлениями с КУЛЬТПРОСВЕТом.

Как вы попали в список участников фестиваля?

К.М.: Мне позвонил Паша и предложил присоединиться к программе. Хорошо, что есть такие люди как Паша.

Гогольфест. Куратор Павел Войницкий

То есть вы, Павел, выступили куратором?

П.В.: Да, мне пришлось, хотя я не люблю модное словцо «куратор» и связанную с данным родом деятельности работу. Это очень серьезный труд, ответственность, нервы. Куратор должен контролировать весь процесс от транспорта до сценария: бороться с форс-мажором, сглаживать кризисные моменты, следить чтобы действия происходили одно за другим, включалась музыка, авторы появлялись в нужном месте и в нужном виде – это нелегко. Мне проще сделать произведение как художнику, нежели как куратору организовывать проект. Но все получилось – мы добрались до Киева и счастливо вернулись обратно — у нас завязались знакомства и появились новые контакты для творческих коммуникаций. Ну и в целом, примкнули к культовому событию, каковым является «ГогольFest«.

Гогольфест. Фотоотчет Евгении Мужевой

Гогольфест. Фотоотчет Евгении Мужевой

Расскажите о фестивальной атмосфере.

П.В.: На фестивале в Киеве очень веселая, в меру безбашенная атмосфера. Все происходило в полузаброшенном экспериментально-механическом заводе. Причем, в каких-то помещениях еще работали рабочие: пилили, шлифовали, отливали металлические детали. Когда открывались цеха, были видны настоящие внутренности завода, откуда на гогольфестовские толпы тусующихся хипстеров бросались совсем неодобрительные взгляды пролетариев. Все остальное пространство завода на время фестиваля было отдано художникам и музыкантам, актерам и поэтам под театральные постановки, концерты, выставки, граффити и так далее, нон-стоп с утра до ночи. Чувствовалось, что ты находишься в середине чего-то большого, захватывающего. Как будто попадаешь в водоворот, только это позитивный водоворот, тебя несет и это приятно.

Гогольфест. Фотоотчет Евгении Мужевой

К.М.: Огромный завод, масштабные пространства и такие же проекты. В каких-то цехах еще работали люди, а вокруг ГогольFest: то там, то тут как бы случайно разбросаны скульптуры и ржавые артефакты. В одном помещении построен театр, представляете себе? В этом же зале художник выцарапывает работу «Космонавты отменили будущее!» на капоте новой машины, которая тоже является частью Fest-а. К качеству исполнения есть, конечно, вопросы, но это хотя бы похоже на современное искусство. Во всяком случае, это действие заводит и возбуждает мысль.

Гогольфест. Фотоотчет Евгении Мужевой

Что вы показывали?

П.В.: Мы сделали программу перформансов, под общим названием penAtra(C)tion. PenAtra(С)tion – оксюморон, придуманный Ильей Сином – замечательным литератором и перформером, неизменным участником нашей программы. Это гибрид английских слов «проникновение» и «аттракция», что, собственно имеет прямое отношение к специфике перформанса, который подразумевает проникновение художника вовнутрь себя и вынесение наружу, даже выворачивание, личности на зрителя. Впервые программа была показана на IV Московской биеннале современного искусства в 2011 году. Тогда стояла задача представить интернациональной публике уникальное явление в современной белорусской культуре – перформанс, арт-перформанс.

Гогольфест. Фотоотчет Евгении Мужевой

В Москве выступили самые отчаянные и «живые» из немногочисленных отечественных авторов, работающих в этом жанре. С тех пор программа состоялась несколько раз на различных площадках – состав участников и содержание варьировались. Нынешняя, четвертая по счету, рenAtra(С)tion – откалиброванное/отрежиссированное и захватывающее действо, в котором принимают участие, на мой взгляд, наиболее интересные белорусские перформеры. На ГогольFestе программа включала пять отдельных авторских выступлений – Ольги Роговой, Юрася Борисевича, Владимира Банкера, группы «Экзарцыстычны Gesamtkunstwerk» (в составе Ильи Сина, Евгения Рогозина и Павла Войницкого) и, разумеется, Константина Мужева.

Гогольфест. Фотоотчет Евгении Мужевой

К.М.: Открылась программа моим перформансом под названием АssTOчеRTИLA (Шантаж любовью), публика увидела его впервые. Действие перформанса состоит из двух частей. В первой – герой в черном пространстве, покрыт черной краской. Современная ситуация белорусского существования: не выпячивайся, будь скромным, тихим, молчаливым – черным на черном. А потом на экране появляется яркая визуальная нарезка. Визуальный взрыв, словно ты съездил за границу, расширил восприятие, стал ярче, свободнее. Герой не выдерживает и окунается в мир цвета, обливая себя красками. AssTOчеRTИLA!

Гогольфест. Фотоотчет Евгении Мужевой

Где проходил показ белорусской программы?

П.В.: Нам отдали целый «Кинотеатр» – огромный цех, перепрофилированный в кинозал, где на большом экране демонстрировалось фестивальное кино, а также проходили лекции и презентации зарубежных гостей. РenAtra(C)tion увидело множество зрителей, которые в Беларуси вряд ли собрались бы в таком количестве.

Гогольфест. Фоотчет Евгении Мужевой

Были ли сложности с организацией?

П.В.: ГогольFest проходил не в первый раз, поэтому организация во многом была отработана: по таймингу, по насыщенности действия, по контрапунктам, – хотя люди в структурных подразделениях меняются каждый год. Нас предупреждали, что элемент импровизации – «фишка» ГогольFestа – и она, действительно, имела место быть. Но совершенно не отражалась на качестве – даже не смотря на то, что нам не удалось посмотреть все пространства фестиваля, все было достойно.

Гогольфест. Фотоотчет Евении Мужевой

К.М.: В перформансах я часто использую краску, поэтому на фестивалях от меня шарахаются и просят не прикасаться к предметам (смеется). На ГогольFest-е ничего подобного не было, и организаторы, и зрители были позитивно настроены. Это лучшая организация какую я видел, по сравнению не только с Минском, но и Москвой. Впервые за всю историю моих перфомансов мне предоставили душ.

Гогольфест. Фотоотчет Евении Мужевой

П.В.: Когда зритель эмоционально восклицает «Ах!» или в ужасе отскакивает в сторону – значит, его удалось зацепить, а это успех. Я был внутри действия, поэтому выступление посмотрел целиком только после фестиваля, но по фотографиям, видеозаписям и отзывам очевидцев понял, что все получилось. А из всей фестивальной программы видел лишь малую толику происходящего. В Киеве у нас было всего четыре дня: два дня на подготовку, потом выступление и один день на арт-центры и галереи. Ибо такое место как, например, PinchukArtCentre требует отдельного визита, ведь в Беларуси нет (и, наверное, никогда не будет) подобной площадки для знакомства с самыми современными тенденциями мирового искусства.

Гогольфест. Фотоотчет Евении Мужевой

К.М.: Искусство должно удивлять и ставить вопрос перед зрителем, как это сделано? Арт-объект – это предмет, который хочется купить, им хочется обладать, чувствовать страсть, с которой этот предмет сделан. А в Минске пока можно только послушать рассказ об искусстве. Одни выставляют непонятно что, а другие выставляют фотки этого непонятно что. Какой-то журнал «Огонек». Даже если случится пожар, никто не расстроится – напечатают еще наклеек. Только в чем их ценность? Кто захочет купить полиэтиленовый пакетик, на котором нарисован шариковой ручкой атомный взрыв?

Гогольфест. Фотоотчет Евении Мужевой

В следующем году будете участвовать?

П.В.: Почему нет? Нам понравилось и мы, надеюсь, не разочаровали организаторов. Впрочем, кроме ГогольFest-а в Украине происходит множество культурных событий и вполне вероятно, что мы примем в них участие в ближайшем будущем.

Больше фото тут.

Теги:
Top