Театр «Лялька» Витебск
Режиссер: Юрий Пахомов
Провинциальный актер Владимир Сергеевич Белов, сменивший 17 театров в надежде сыграть вожделенную роль Хлестакова, брошенный возлюбленной, отправившейся в поисках лучшей жизни в Голливуд, в полуподвальном помещении-гримерке исповедуется лохматой Жучке, изливая на нее и зрителя поток своих воспоминаний, разочарований и надежд.
Сценография, куклы и костюмы Анны и Александра Сидоровых создают атмосферу беспросветности существования героя, находящегося на грани. Трагически смешон и неудачлив Белов (Александр Маханьков – прим. Культпросвет) даже в попытках суицида.
Хронический фантазер и мечтатель Белов, несмотря на осознание реальности, все же бывает счастлив. Но эти редкие моменты связаны исключительно с его воспоминаниями о детстве и надеждами на будущее. Потому что в настоящем у него нет денег, а самая блестящая роль – Морковка на новогодней елке. И как не пытается Белов сбежать в прошлое или будущее реальность упорно настигает его.
Своеобразные наплывы воспоминаний и мечтаний актера создают клиповую форму постановки, где соседствует игра живым планом, куклой и предметом; музыка Сен-Санса и рэп-читка; путешествие к морю на игрушечном паровозе и страшный нацистский крематорий.
В этом смешении фантазии и реальности, форм и приемов, соединилось и большое количество тем: подобострастного отношения к ненавидимому начальству, нереализованных амбиций и возможностей, пустоты и беспросветности жизни, в которой люди удивительно быстро становятся «серыми и скучными».
Но печальная история Белова оставляет зрителю надежду в финале. Ведь мечта актера не просто успех или деньги, и даже не роль Хлестакова, а настоящий высокохудожественный Театр. Преображенный этой мечтой, невзрачный актер-неудачник в рваной тельняшке превращается в Великого Немого и уходит за своей мечтой туда, где для него вспыхнут огни большого города.