Меню

Новости

«Фауст. Сны»

Несмотря на значительность проблематики, спектакль не превращается в простую читку текста или тяжеловесное морализаторство. В нем хватает юмора и иронии, в чем огромная заслуга сцен с участием Мефистофеля

Текст:

Фото:

Гродненский областной театр кукол для людей знающих – бренд. Стоит только назвать имя главного режиссера театра Олега Жюгжды, номинированного на «Золотую маску» в этом году, и упомянуть, что на последней Национальной театральной премии театр увез в Гродно основную часть наград.
Гродненский областной театр кукол

Режиссер: Олег Жюгжда

«Фауст. Сны» – последняя работа театра. И как в случае с известной сегодня, пожалуй, всем «Пиковой дамой», спектакль не является простой инсценировкой «Фауста» Гете, а создается «по мотивам». Режиссер и автор инсценировки Олег Жюгжда использует трагедию как отправную точку для своих рассуждений о человеке, его природе и поисках добра и зла, привлекая материалы Кристофера Марло, Ганса Сакса и «Немецкой народной книги».

Сам Фауст (Александр Шелкоплясов – прим. Культпросвет) в данном случае – скорее частность, полулегендарная-полуреальная личность, с которой связано огромное количество мифов.

Все эти легенды-мифы, а также исторические сведения о реальном докторе Фаусте время от времени зачитывает из его «личного дела» зрителю Мефистофель. Этими «читками» иногда прерывается действие, создавая необходимые переходы между различными эпизодами трагедии Гете.

«Фауст. Сны» – последняя работа театра. И как в случае с известной сегодня, пожалуй, всем «Пиковой дамой», спектакль не является простой инсценировкой «Фауста» Гете, а создается «по мотивам». Режиссер и автор инсценировки Олег Жюгжда использует трагедию как отправную точку для своих рассуждений о человеке, его природе и поисках добра и зла

Режиссер, раскрывая основные проблемы Фауста, исследует природу человека, предел его возможностей и стремлений. Ученик Фауста, а может быть и современный исследователь, все также бьется над тайной бытия, пытаясь получить гомункула, а на проекционном экране в это время возникает ядерный гриб (компьютерная графика и анимация – Даниил Жюгжда – прим. Культпросвет). Результат исканий очевиден.

Несмотря на значительность проблематики, спектакль не превращается в простую читку текста или тяжеловесное морализаторство. В нем хватает юмора и иронии, в чем огромная заслуга сцен с участием Мефистофеля (исполнительница роли Лариса Микулич – прим. Культпросвет).

В постановке радует использование специфических средств кукольного театра наряду с игрой живым планом. Хорошо работает компактная, простая и обладающая значительным игровым потенциалом сценография Александра Сильвановича, а немного угловатые и грустные куклы создают мистическую атмосферу.

В спектакле активно используется графика и приемы театра теней, что позволяет режиссеру избежать схематизма или натурализма в изображении значимых сцен и персонажей. Так решена сцена дуэли Валентина и Фауста, вальпургиевой ночи, вызова Фаустом духов перед императором Максимилианом. Да и образ Бога, в отличие от реальных, осязаемых Гретхен, Фауста, Мефистофеля решен как проекция неба на экран.

Возможно, спектаклю гродненцев немного не хватает целостности, которая придет со временем, но «Фауст», безусловно, постановка значимая и интересная как своей формой и актерскими работами, так и содержанием.

Top