Идея лаборатории «Gorod.doc» появилась у Центра белорусской драматургии после мастер-класса российского драматурга Любови Мульменко. Она поделилась опытом российских драматургов, которые ездили по провинциальным городам страны и создавали вместе с актерами истории о городах в формате документального театра.
«Бобруйский фестиваль еще года два назад предложил нам сотрудничество, и лабораторию «Gorod.doc» мы уже тогда заявляли, но по разным причинам сам фестиваль не состоялся. Думаю, что узнать, что такое Бобруйск, будет интересно и жителям города, и нам, минчанам», — рассказывает Виктория Белякова,редактор ЦБД, специалист по реализации проектов Центра экспериментальной режиссуры. Теперь в Бобруйск отправляется целая команда. Центр белорусской драматургии поделится знаниями о документальном театре с бобруйскими актерами, которые и будут воплощать вербатим. «Мы едем в театр, у актеров которого нет опыта такой работы. Поэтому наша задача — заразить актеров на осуществление этой идеи. Первая наша встреча предполагает не только разъяснение нового формата, но и агитацию за его воплощение, демонстрацию способов, которыми это можно сделать», — поясняет Александр Марченко, руководитель ЦБД.
В результате, бобруйские актеры выйдут в люди и пообщаются с жителями города. Правда, пока неизвестно, с какого ракурса будет раскрыт образ Бобруйска. Возможно, город покажут с помощью легенд, а возможно, через бытовые городские истории. В процессе лаборатории участники выберут тему-универсал, интересную всем. Сделать из собранного материала эскиз текста актерам поможет команда драматургов — Дмитрий Богославский, Виктор Крассовский и Сергей Анцелевич. За сценическое воплощение документального спектакля возьмутся молодые режиссеры, которые уже успеют представить на фестивале свои читки.
Что же получится в итоге, рассказал Александр Марченко: «Получится набросок будущего спектакля. Мы не говорим о том, что должны сдать историю под ключ. Мы надеемся, что актеры пойдут в городское пространство, найдут интересных персонажей. Авторы вместе с актерами сделают эскиз текста, который ляжет в основу спектакля. Дальше, если этот набросок в первом исполнении будет интересен театру Бобруйска, они смогут сделать спектакль, развив его дополнительными режиссерскими средствами».
О том, чтобы продолжить проект в дальнейшем и охватить другие города Беларуси, организаторы пока не думали. Но Александр Марченко отмечает открытость технологии вербатима, к которой по желанию может обратиться любой театр самостоятельно: «Методологию можно почерпнуть даже из интернета. В статьях есть описание опыта актеров Херманиса, которые занимались этим, создавая свои спектакли. Есть много интервью той же Любови Мульменко, есть записи на ютюбе. «Алконовеллы», например, которые шли в Театр.doc. Все доступно!»