«Открытая книга мирового искусства» продолжает устраивать творческие встречи. На прошлой неделе авторы и ведущие проекта Олег и Татьяна Ойстрах рассказывали о белорусских мастерах, которые уехали (или дошли на своих двоих) в Париж за своей мечтой — стать художником. Держите краткий конспект лекции.
Осип Цадкин. Музыкальный скульптор
Осип Цадкин — скульптор-авангардист, рисовальщик, гравер, иллюстратор, поэт и мемуарист. По матери — шотландец, по отцу — витебский еврей. Родился 14 июля 1890 года, но где — точных данных нет: или в Витебске, или в Смоленске. В 1905 году приехал в Англию, занимался на вечерних курсах в Политехнической школе, а потом — в Школе искусств и ремесел в Лондоне. Он восхищался классической и китайской скульптурой, статуями острова Пасхи, изучал коллекции Британского музея.
В 1909 году он уехал в Париж, в город, «где становятся художниками», и обосновался на Монпарнасе, в «Улее» Альфреда Буше. Уже в 1911 году его работы были выставлены в Осеннем салоне и Салоне независимых. Но Осип Цадкин не был в восторге от «Улея» и довольно скоро покинул это место, , увозя с собой в тачке все, что успел подобрать во дворе фаланстера.
Осип Цадкин дружил с Пикассо, который оказал большое влияние на творчество мастера. Но сам он позже признался: «Я не долго болел кубизмом. Это не мое направление». Цадкин жаждал новизны, авангарда, ему хотелось придумать что-то свое. Но выпукло-вогнутые поверхности, отверстия в скульптурах и рельефные рисунки на них уже были придуманы до него. Осип Цадкин наполнил свои скульптуры дыханием нового времени, он как будто «вытаскивал» из дерева саму суть, создавая музыкальные, пластичные, текучие образы. Для его произведений характерна некоторая недосказанность, только намек на образ. В 1920-м Цадкин окончательно выработал свою пластическую систему, навеянную архаикой и кубизмом, использующую выпукло-вогнутые плоскости.
Памятник разрушенному Роттердаму. «Фигура, вылепленная мною, выражала ужас и бунт, вознося руки к небу в страшном крике, который вырывался из ее смертельно раненного разрушенного тела. Что это за памятник и что он должен выразить? Он пытается вместить бесчеловечную боль, которая покарала город. Крик ужаса перед чудовищной жестокостью палачей — для того, чтобы заставить людей искупить зло, которое было совершено. Это также горький урок для будущего, для завтрашнего дня тех, кто моложе нас».
«Статуя Роттердама стала реальностью… Статуя — моя гордость, это единственная действительно современная скульптура, и она украшает общественное место. Это делает меня счастливым». Торжественное открытие монумента в Роттердаме состоялось 15 мая 1953 года.
«Я — часть Ван Гога». Осип Цадкин — автор одного из лучших памятников Винсенту Ван Гогу «Ван Гог. Пешком через поля» и памятника, посвященного братьям Ван Гогам. Эти памятники — удивительный творческий эксперимент Цадкина. Он открыл в Ван Гоге собрата по духу: одиночество, жажда познания, энергетика живописи, которую он попытался передать через скульптуру. Осип Цадкин восхищался им и, работая над скульптурными портретами художника, часто отождествлял себя с ним: «Я, — говорил он, — часть Ван Гога».
Скульптуры Осипа Цадкина украшают европейские города, одна из улиц Парижа названа в его честь, а в парижской квартире скульптора открыт музей. В столице Франции художник и похоронен — вечный покой он нашел на кладбище Монпарнас в 1967 году.
Надежда Ходасевич-Леже. Вперед, к Леже!
Надежда Ходасевич-Леже — российская и французская художница, живописец, график, мозаист ХХ века. Она родилась в ноябре 1904 года в белорусской деревушке Осетищи в семье обедневших дворян, чья жизнь мало чем отличалась от крестьянской жизни. В 1919 году Надежда поступила в Государственные свободные мастерские «Свомас» в Смоленске, где познакомилась с Казимиром Малевичем и, увлеченная его идеями, «заболела» супрематизмом. Малевич утверждал, что «искусство гибнет», на что молодая девушка возражала: «Как это, искусство гибнет? Я ведь только в него пришла!» Успокоила девушку статья Фернана Леже, в которой он писал, как прекрасно современное искусство.
Потом — учеба в Варшавской Академии художеств, замужество и приглашение от Фернана Леже приехать учиться в Париж. Там она завершила свое обучение, стажируясь в Академии современного искусства, возглавляемой Леже, которому очень нравилась самобытная техника рисования Нади, и вскоре он предложил ей стать его личной ассистенткой.
Надежда Ходасевич внесла большой вклад в борьбу с фашизмом, четыре года работала в Сопротивлении. Она собирала деньги для партизан, печатала листовки, вступила в Общество помощи фронту, скрывалась от гестапо и все время была на грани ареста, из-за чего жила по подложным документам. Когда кончилась война, она решила организовать аукцион картин известных французских художников, чтобы помочь советским военнопленным. Вырученные деньги были отправлены нуждающимся в СССР.
Вернувшись в Париж, Леже возобновил занятия в Академии и предложил Надежде вернуться «под его крыло». А через какое-то время после смерти жены Фернана он и Надежда поженились: «Надо же! Влюбиться в 70 лет!» — удивлялся себе Фернан Леже. После смерти художника Надежда Ходасевич-Леже создала крупнейший мемориальный музей Леже в городе Бьот.
Во времена хрущевской оттепели Надежда была одной из самых известных француженок в СССР. Она привозила в Советский Союз выставки французских художников и опекала советских артистов на европейских кинофестивалях, дружила с министром культуры Екатериной Фурцевой и во многом определила советские культурные связи того времени.
Осип Любич. Спокойствие, только спокойствие
Осип Любич — французский живописец, график, книжный иллюстратор, скульптор еврейского происхождения. Родился в Гродно в семье кузнеца. Отец поддерживал стремление сына заниматься искусством — рисованием и музыкой, склонность к которым проявилась у мальчика еще в детстве. Учился в Одесском художественном училище, где в течение четырех лет изучал не только классическую русскую живопись, но и творчество художников-передвижников. А когда Любич перебрался в Париж, то жил благодаря заказам на оформление кабаре, ресторанов и квартир.
Осип Любич обожал цирк и много времени проводил за его кулисами. Он общался с клоунами, жонглерами, акробатами, делал зарисовки. В начале 1930-х годов цирк — клоуны, танцовщики, арлекины — стал одной из главных тем его творчества.
Художника отличали скромность и спокойный характер. Любич был вдалеке от политических и социальных страстей. Ему было намного приятней писать тот поэтический мир, который окружал его как художника и человека: лица, предметы, интерьеры, пейзажи. В конце жизни Осип Любич признался: «Если мои рисунки вызовут у кого-нибудь интерес, этого уже будет достаточно».
Файбиш-Шрага Царфин. Мастер монохромной живописи
Файбиш-Шрага (Сэм) Царфин (Зарфин) — живописец, дизайнер по ткани, книжный иллюстратор, поэт. Родился в местечке Смиловичи, там же, где и его знаменитый земляк Хаим Сутин. Начальное художественное образование Царфин получил в Виленской художественной школе, куда поступил в 1913 году. В 1914 году Царфин увлекся религиозными идеями и эмигрировал в Палестину, служил в Британской армии, учился в Иерусалиме в Художественной академии Бецалель. А в 1923 году переехал в Берлин, где участвовал в выставках, работал над иллюстрациями для книжных изданий. Его наставником стал Макс Либерман, выдающийся немецкий экспрессионист, президент Берлинской Академии художеств.
Через год он попал в Париж, где встретил Хаима Сутина, который оказал значительное влияние на начальное творчество Царфина. Позднее творчество Царфина — индивидуально. Художник ищет и находит себя в борьбе красок, противодействии и столкновении мощной энергетики цвета и полутонов. Он мастер монохромной живописи, много экспериментирует с красками и добивается эффекта «внутреннего свечения» в своих картинах. «Рисунок вторичен, первична живопись и цвет», — говорил художник.
Интересен также тот факт, что с 1925 года он делал эскизы тканей для домов высокой моды, в частности для модного дома Ольги Олби.
Во время Второй мировой войны бесследно исчезли около трехсот живописных и графических произведений Файбиша-Шраги Царфина, созданных художником до 1940 года, и небольшая коллекция работ его друзей. В 2012 году дочь живописца Лилиан Дюлак-Царфин передала в дар Национальному художественному музею Республики Беларусь две работы своего отца — «Лес» и «Светлый неф».
Пинхус Кремень. Пешком через Париж
Пинхус Кремень родился в местечке Желудок Лидского уезда Виленской губернии в семье ремесленника-кустаря. Начальное художественное образование Кремень получил в Виленской художественной школе, где учился в 1909—1912 годах. Кроме живописи, он занимался скульптурой и графикой, но после того, как ему подсказали, что живопись дается ему лучше, сосредоточился только на ней.
О Пинхусе Кремене вспоминают как о застенчивом и замкнутом в себе человеке. Но несмотря на это, в 1912 году он нелегально пересек французскую границу с тремя рублями в кармане и дошел пешком до «Улея», где жил и работал несколько лет.
Большое влияние на формирование Кременя-живописца оказала творческая среда, в которой он находился, и, конечно же, его тесное общение с Хаимом Сутиным. Но не только с ним. Еще и с Амедео Модильяни, Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Андре Дереном, Фернаном Леже и другими художниками-авангардистами. На всем протяжении творчества Кремень писал пейзажи, портреты, натюрморты и ню в динамичной манере, стилистически близкой экспрессионизму.
Михаил Кикоин. Из коммерсанта в «принцы живописи»
Михаил (Мишель) Кикоин родился в Гомеле в семье банковского служащего. Учился в коммерческом училище и в рисовальной школе Я. М. Кругера в Минске, где и подружился с Хаимом Сутиным. В 1908 году Михаил вместе с новым другом поступил в художественную школу в Вильно, там они встретили третьего «мушкетера» — Пинхуса Кременя. В 1912 году Кикоин перебрался в Париж, где спустя семь лет была организована его первая персональная выставка.
Первые большие деньги художник смог заработать, продав чужую картину. Михаил Кикоин с женой и детьми жили бедно. Они участвовали в лотереях, розыгрышах и как-то выиграли целый бочонок вина. Хозяйка дома, где они снимали квартиру, разрешила им расчистить подвал и поставить туда свой выигрыш. В этом подвале под хламом они нашли картину Анри Руссо «Карнавальная ночь», которую продали, а на вырученные деньги, как вспоминал сам художник, «жили, не нуждаясь ни в чем, три зимы».
На творчество Кикоина оказала большое влияние живопись — кого бы вы думали? — Хаима Сутина. Подвижные мазки, деформирующееся пространство, причудливые пейзажи с «падающими» домами и деревьями… у кого-то мы это уже видели. Художник творчески переосмыслил уроки, полученные и от И. Левитана, П. Сезанна, К. Писсарро, Рембрандта и других европейских мастеров, благодаря чему сумел создать свой поэтический живописный мир.
Михаил Кикоин за полвека написал около двух с половиной тысяч картин. За мягкую цветовую гамму и старательно продуманную композицию Вальдемар Жорж, один из крупнейших французских художественных критиков ХХ века, в своей статье 1950 года, посвященной творчеству художника, писал: «Кикоин заслуживает быть возведенным в ранг принцев живописи».
Кстати, мы уже готовили конспекты лекции: если вам нравится такой формат, здесь, например, можно почитать про живопись Эдуарда Мане в интерпретации Виктора Мартиновича, а здесь — о Гюставе Курбе.