Меню

Новости

Этот великий и ужасный Гюстав Курбе

Семь фактов о жизни и творчестве художника

Открытая книга мирового искусства запускает новый сезон! В понедельник в «Политехнике» прошла первая сентябрьская лекция, посвященная французскому художнику-реалисту — Гюставу Курбе. Мы послушали ее и сделали для вас краткий конспект из семи фактов о жизни и творчестве живописца, которые помогут немного разобраться в его искусстве.

1. ОБОЖАЮ ТЕБЯ, ДОРОГОЙ ГЮСТАВ!

Упертый, своенравный, самонадеянный, самоуверенный — это все о Гюставе Курбе. Но качество, которое сыграло определяющую роль в его раннем творчестве, — это самовлюбленность художника. Главная и любимая модель Курбе в начале его творческого пути — он сам. Говорить о себе в третьем лице — да, признаваться себе в любви — да, да и еще раз да, восхищаться своими прекрасными блестящими темными кудрями — конечно! Он с удовольствием примерял на себя разные роли: изображал себя то байроновским героем, то раненым юношей из романтической поэмы XIX века. Но стоит признать: если бы Гюстав Курбе так себя не любил, то не было бы этих прекрасных автопортретов.

Автопортрет с черной собакой (1841). Картина, которая через два года после ее создания откроет Гюставу дверь в большое искусство

Портрет артиста. Отчаяние или отчаявшийся (1843—1845)

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами. Написанный в том же году автопортрет «Человек с трубкой» знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

Человек с трубкой (1847)

2. ПОЙДИТЕ ВОН, МСЬЕ БОДЛЕР

Близким другом Гюстава Курбе был французский поэт-символист Шарль Бодлер. Какое-то время Курбе и Бодлер даже жили вместе, но это продлилось недолго: поэт оказался уж слишком буйным соседом, и Курбе попросил его съехать. Но, несмотря на это и даже на то, что Курбе считал, что писать стихи «бесчестно» и что сама поэзия — это «потуги на аристократизм», их дружба оставалась крепкой и непоколебимой. Поэтому справа на картине Курбе «Мастерская художника» 1855 года (место, отведенное друзьям Гюстава, слева — враги) мы можем найти в уголке читающего книгу поэта.

Мастерская художника, истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни (1855)

Портрет Шарля Бодлера (1848)

3. ОТ КАРТИНЫ КУРБЕ НЕХОРОШО ПАХНЕТ

Революционная волна 1830 и 1870 годов потрясла политическую систему государства и нашла отражение во многих картинах Курбе. Художник отказался от всей рутины классики: «Долой музеи и памятники, нужно новое искусство!» Поэтому о Гюставе Курбе говорят именно как о новаторе. Он настолько повлиял на развитие живописи, что обойти стороной его фигуру просто невозможно. И дело не в его большом животе, по которому его узнавали на карикатурах (что, кстати, нисколько не обижало художника). Гюстав Курбе был первым, кто изобразил человека, занимавшегося физическим трудом, так, как в античности изображали богов — в полный рост. Это был вызов обществу. Тем более никто раньше не писал дырявые носки, и посетители, приходившие смотреть на картину Курбе, зажимали нос, повторяя, что от картины Курбе дурно пахнет.

Дробильщики камней (1849)

4. САЛОН В КУСТАХ СИРЕНИ

На Всемирную выставку 1855 года жюри не допустило картину «Похороны в Орнане» и большую композицию «Мастерская художника». В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устроил свою выставку под названием «Реализм» из тридцати девяти картин и четырех рисунков. Он выстроил себе нечто вроде полатей, откуда любил наблюдать за происходящим. Обычно, когда появлялись первые посетители, он как раз одевался. Чтобы не упустить ничего из восторгов публики, мэтр спускался во фланелевом жилете, не теряя времени на надевание рубашки. Он нес ее в руках, торжественно спускаясь по лесенке, а потом начинал обходить картины. При этом многим зрителям было слышно, как он бормотал: «Как это прекрасно! Как это удивительно! Можно обалдеть от этой красоты!»

Похороны в Орнане (1849—1850)

5. КАРТИНА, КОТОРОЙ ДОСТАЛОСЬ ОТ ХЛЫСТА НАПОЛЕОНА III, И ИМПЕРАТРИЦА ЕВГЕНИЯ

Настоящий скандал разразился в 1853 году, когда в Салоне была представлена работа Курбе «Купальщицы». За день до открытия Салона его посетил император Наполеон ІІІ. Когда он увидел эту картину, его возмущению не было предела: объемы и пропорции изображенной на ней нагой женщины выходили за рамки приличия. Разгневанный император в сердцах ударил по «Купальщицам» хлыстом, ведь такого откровенного глумления над высоким искусством французскому императору видеть еще не приходилось! В этот момент к месту происшествия подошла императрица Евгения. Перед этим она рассматривала знаменитую картину Розы Бонёр «Лошадиная ярмарка». Специалисты обратили ее внимание на то, что главное достоинство этой работы заключается в верном изображении самой красивой породы французских коней-тяжеловозов — першеронской. Увидев обнаженную купальщицу, императрица воскликнула в изумлении: «Это тоже першеронка?» И уж тут вокруг картины разразилась настоящая буря! Каждый день более 200 человек (по тем временам цифра огромная!) приходило в галерею только для того, чтобы увидеть «першеронку», которую отхлестал сам Наполеон. А художник гордился произведенным эффектом, весело замечая: «Я привел в ужас весь художественный мир».

Купальщицы (1853)

Кстати, в 2011 году из-за откровенной картины Гюстава Курбе «Происхождение мира» (1866) на фейсбук подали в суд. Учитель Фредерик Дюран подал иск на компанию за ограничение свободы выражения, после того как фейсбук деактивировал учетную запись с изображением картины «без предупреждения или оправдания» за нарушение запрета на обнаженные образы. На что Дюран заявил, что статус классического произведения искусства должен был остановить цензоров. Так фейсбук «влетел» на 20 000 евро.

6. НАТЮРМОРТЫ И ПЕЙЗАЖИ

В жизни Гюстава Курбе были два периода, когда он писал и натюрморты. В 1862—1863 годах он создал целую серию картин, включающую в себя, в частности, «Натюрморт с яблоками и гранатами» и «Натюрморт с цветами». В этих натюрмортах отчетливо прослеживается влияние голландской живописи XVII века. Позже, во время тюремного заключения в 1871 году, Курбе за неимением человеческой натуры писал вазы с фруктами, которые ему приносили сестры. На этих натюрмортах в качестве места создания вызывающе указана тюрьма. Незаурядность и мощь — вот чего не могли простить ему его враги. Как писал критик Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

Натюрморт с яблоками и гранатами (1871)

Натюрморт с цветами (1863)

Курбе был автором замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы: густые леса с их дикими обитателями, водопады, горы. Он часто писал морские пейзажи, и они ему превосходно удавались. Однажды в лесу он работал вместе с художником Камилем Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил: «Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу».

Порыв ветра (1859)

Залив и отвесные скалы берега (1869)

Ему удавались и лесные чащи, населенные оленями, косулями, он хорошо знал и любил лес. Натура была манией Гюстава Курбе. Но понимал он это слово довольно своеобразно. Чтобы работать с этой натурой, он, например, устроил у себя специальную мастерскую. Там, чтобы рисовать все как в жизни, он однажды привязал теленка и писал его, не выходя из мастерской. Для пущей правдоподобности он набросал на пол сена и даже навоза. И приговаривал: «Мою мастерскую от природы не отличишь! Тут есть все — даже живые телята».

Лиса на снегу (1860)

А теперь признайтесь, только честно: поверите ли вы, что автор картины «Похороны в Орнане» и автор этих потрясающих пейзажей и натюрмортов — один человек? Тем не менее это так.

7. ПАРИЖСКАЯ КОММУНА И ИСТОРИЯ ВАНДОМСКОЙ КОЛОННЫ

Правительство пыталось привлечь художника на свою сторону, вручив ему орден Почетного легиона в 1865 году. Но Курбе отклонил пожалованный ему орден и написал министру изящных искусств Морису Ришару: «Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную на монархических принципах». Во время недолгого правления Парижской коммуны Курбе много сделал для спасения музеев от разграбления, но на его совести — один довольно странный поступок. На Вандомской площади в Париже стояла колонна — копия знаменитой колонны Траяна, — поставленная в ознаменование военных побед Франции. У коммунаров эта колонна прочно ассоциировалась с кровавым императорским режимом. Поэтому одним из первых решений коммуны было снести колонну. Курбе был целиком «за»: «Мы сделаем доброе дело. Быть может, тогда подружки новобранцев не будут мочить слезами столько платочков». Но когда колонну валили, Курбе затосковал: «Падая, она раздавит меня, вот увидите». И он оказался прав. После падения коммуны ему припомнили колонну, стали называть «бандитом», и в конце концов суд обвинил его в разрушении памятников. Курбе пришлось отсидеть несколько месяцев в тюрьме, а потом до самой смерти скрываться в Швейцарии от выплаты гигантского штрафа размером свыше 300 000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время коммуны.

Разрушение Вандомской колонны

Когда Курбе спрашивали, уважает ли он старых мастеров и кого из них он считает своим «учителем», он высокомерно отвечал: «Я не желаю быть ничьим подражателем. Я не классицист, не академист, не романтик, я представитель своего направления в живописи. Я — курбетист!»

Сегодня можно сделать удивительный вывод, что по многим параметрам Гюстав Курбе абсолютно современный художник. Когда видишь его картины, хочется сказать: «Здравствуйте, господин Курбе! Оставайтесь с нами!»

Встреча («Здравствуйте, господин Курбе!») (1854)

Кстати, мы уже готовили конспекты лекции: если вам нравится такой формат, здесь, например, можно почитать про живопись Эдуарда Мане в интерпретации Виктора Мартиновича.

Top