Накануне показа спектакля «Арктика» в рамках международного форума театрального искусства ТЕАРТ «Культпросвет» встретился с участниками театральной компании «Дас Фройляйн», чтобы поговорить о том, как обстоят дела в театральной и арт-сфере Бельгии. Читайте — и до встречи на спектакле!
В Бельгии и мы, и государство стараемся активно поддерживать интерес детей и молодежи к театру. Например, наша компания «Дас Фройляйн» ставит минимум две детские постановки в год. У молодых людей есть все шансы реализовать себя в сфере искусства: в каждом большом городе Бельгии есть школа искусств, а в Брюсселе их даже несколько. Ученики, обучаясь в таких школах, сами выбирают направление, в котором будут развиваться: хореография, театральное мастерство, визуальное искусство и так далее. Но в Бельгии, к сожалению, ощутим достаточно большой разрыв между некоторыми слоями общества, и дети из рабочих семей почти не интересуются культурой и искусством.
Государство играет большую роль в театральной среде. Наше правительство заинтересовано в продвижении театра, в том, чтобы мы были здесь и участвовали в международных фестивалях. Конечно, государство поддерживает нас и материально — наша компания полностью финансируется, — поэтому у нас все же есть некоторые обязанности по отношению к правительству. Например, мы должны создавать по три проекта каждые пять лет, и если мы нарушаем это условие, то нас могут перестать поддерживать. Но что касается выбора тем — здесь нет никаких ограничений. Мы сами выбираем проблемы или произведения, с которыми работаем. Конечно, политические темы всегда актуальны, и мы часто обращаемся к ним, но, если государство вдруг запретит нам это делать, мы сможем обвинить его в цензуре.
Театр действительно очень тесно взаимодействует с кинематографом, и с каждым годом это ощущается все сильнее. Это связано с тем, что Бельгия, в отличие от Франции или Германии, — маленькая страна. У нас не так много актеров и режиссеров, поэтому многие из них работают как в театре, так и в кино. Есть даже театральные школы, например, INSAS, где студентов обучают одновременно и театральному, и киноискусству. Что касается «Арктики», многие из актеров нашей труппы тоже снимаются в кино.
Современный театр обращается к «современным» средствам. Да, конечно, в Бельгии ставят и классические произведения, но интерпретация все же имеет место. Например, герои пьес Шекспира или Мольера могут быть одеты в современные костюмы, а действие может быть перенесено в наши дни — такой подход нравится молодежи. Наши режиссеры если и ставят такие пьесы, то стараются показать их с совершенно новой стороны. Но в основном театры ставят модернистские спектакли. И у нас, кстати, ни одна постановка не идет более десяти лет. У нас достаточно много направлений, поэтому то, какому театру вы отдадите предпочтение, зависит от вашего вкуса… Ну и, конечно, от того, сколько денег вы готовы потратить.
«Социальный театр» тоже, конечно же, существует. Иногда в пьесах отражаются те же самые проблемы, которые мы ежедневно видим в новостях. Ставятся спектакли о миграции, глобальном потеплении, экологических проблемах. Но в первую очередь людей волнуют темы семьи, любви и отношений, поэтому мы обращаемся к ним особенно часто.
«Дас Фройляйн» — независимая театральная площадка. Она была основана 10 лет назад Анн-Сессиль Вандалем. Анн-Сессиль — драматург, и цель ее компании — ставить спектакли по собственным пьесам. Конечно, компания взаимодействует и с театрами-партнерами. Часто над большими проектами работает несколько театров, поскольку один театр не обладает достаточными для этого финансовыми ресурсами, и театры-партнеры могут предоставлять для этих постановок свои площадки. «Арктика» — один из таких совместных проектов.
Мы допускаем, что в Беларуси наш спектакль могут не понять или понять не до конца. Мы были с этой постановкой во Франции, Германии. Один из наших спектаклей, Tristesses, мы показывали в Южной Корее. Но в основном наши туры проходят в Европе. В Беларуси, да и вообще в странах Восточной Европы, мы впервые. Фестивали России и Украины нас пока не приглашали. Французы и немцы хорошо приняли наш спектакль, им близка эта история, но Беларусь, Украина, Россия — это страны с другим менталитетом, другим сознанием, и мы не знаем, как ваш зритель воспримет историю, которую мы расскажем.