Меню

Новости

Слово не воробей

Мат на театральных подмостках

Совсем недавно «Культпросвет» писал о ситуации с нецензурной лексикой в российском кинематографе. А как простые белорусские граждане относятся к мату с театральных подмостков и экранов телевизоров и кинотеатров? Многие отказывались с нами разговаривать, игнорировали, прятались, отмахивались руками. Пройдя все эти неприятности национальной боязни/скромности/замкнутости,  мы все же узнали что-то интересное. Читайте, комментируйте и не убегайте от нас, завидев на улице!

К мату отношусь отрицательно, конечно.

Хотя, наверное, раньше это было плохо, а теперь возможно все. Я допускаю, чтобы иногда в каких-то фильмах присутствовал мат. Или нужно его постоянно использовать? Может, и да…

Подростки ни в коем случае не должны слушать мат. Особенно те, кому не исполнилось 15 лет. В фильмах раньше говорилось, мол, «не разрешается просмотр детям до 16». А теперь этого не пишут, поэтому и плохо живем. Вот откуда все наши беды, неурядицы. Нужно либо стараться не использовать мат, либо не показывать такое искусство детям.

Я не смотрю спектакли, меня больше интересует телевидение. Новости, передача Андрея Малахова «Пусть говорят» – вот что я смотрю. Современными фильмами тоже не интересуюсь. Смотрю старые, советские. Там мат не использовался! А в теперешних – сплошные драки, мат, насилие.

Если мат предусмотрен как выразительное средство, почему бы и нет? Как показывает практика, фильмы популярнее, если в них есть нецензурная лексика. Возьмем Дмитрия Пучкова (автор многочисленных гоблинских переводов известных фильмов – прим. «Культпросвета»). На такое кино спрос огромный, оно больше скачивается.

В театры я на классические спектакли хожу, мата там не встречал.

В американском, английском кино много мата, от этого не уйдешь. В русских фильмах он тоже встречается, но их я смотрю редко.

Подростки, дети не должны слышать мат с экранов. Я даже считаю, что если он в фильме употребляется очень часто, то надо вообще ставить ограничение с 21 года, а не с 18.

Сейчас есть большая проблема со свободным доступом к фильмам в интернете. С этим мы ничего не сделаем. Родители должны следить за детьми, как-то их ограничивать.

Артхаусное кино иное, там мат используется повсеместно, особенно в русских картинах. В 18 лет я работал в музыкальном магазине продавцом, как раз попал в отдел с фильмами. Мы должны были знать свою продукцию, так что приходилось смотреть. Можно было не знать современного второсортного, третьесортного кино. А вот артхаусное смотреть требовалось обязательно. Мы хорошо знали таких режиссеров, о которых многие даже не слышали. Кшиштоф Кесьлевский, например. Это было очень жесткое кино. И многие любители приходили исключительно за ним или за классикой. Их не интересовали новые «Трансформеры». «Хочу коллекцию Федерико Феллини!» Вот покупатель спрашивает: «Как вам фильм?» И что? Будешь стоять и мямлить: «А я не видел…» Так что смотрели. В некоторых фильмах было черным-черно от мата… Концептуальное кино останется концептуальным.

Дети уже с 13 лет начинают материться. А может, и раньше. Жутко. У моей 13-летней сестры, бывает, такие словечки проскакивают! Как послушаешь… В 23 года я постеснялся прийти к маме и сказать, что у меня три татуировки. А чтобы матюгнуться при взрослых – такого и в мыслях не было! А сестра может порой совершенно спокойно. Это все влияние школы, интернета.

К использованию мата в искусстве отношусь плохо. Трудно представить, что фильмы с нецензурной лексикой будут смотреть дети.

Все матерные слова можно заменить синонимами. Я не думаю, что от этого кино станет менее правдоподобным. Если хорошо подобрать слова, можно сохранить прежний смысл.

Мат в фильмах встречаю часто. Правда, уже не вспомню, в каких именно… Наверное, его больше в зарубежных фильмах. Артхаусное кино вообще не смотрю, душа к нему не лежит. Вот в спектаклях точно не встречала мата. Обычно хожу в Купаловский, в Большой.

Мата в искусстве не стесняюсь, ведь это часть жизни. Но считаю, что использование его, как и все в нашей жизни, требует мастерства. Обязательно должна быть художественная цель, а не просто ради эффекта.

К современному кино я отношусь по-особому. Это одна из составляющих постмодернизма, поэтому в нем все может быть! Мысли могут переплетаться по-разному, доноситься до зрителей разными способами.

В спектаклях тоже, думаю, можно использовать мат. Если человек при этом живет на сцене в образе, если он настоящий, почему бы и нет? Хотя лично я не видел таких спектаклей.

Чего мы хотим от искусства, если у нас мир такой? Говорят ведь: «Какая главная беда в Беларуси и России? Не дураки и не дороги, а то, что постоянно происходит какая-то х…!»

Я против мата в искусстве. Считаю, что нецензурная лексика в публичных местах, а тем более в театре и кино, невозможна.

Если мат присутствует в искусстве, должно быть ограничение по возрасту для зрителей. Случается, замысел постановки требует нецензурной лексики. Но даже тогда должны быть только какие-то ограниченные выражения.

Спектаклей матерных я никогда не видела. В театр хожу больше на классику.

Телевизор редко смотрю, но обычно в фильмах только «пи» – и все. И лучше пусть будет это «пи», его вполне достаточно, чтобы все было понятно.

Мы растили детей, да и нас родители растили без матов. Это дико, неприятно, когда молодой человек или девушка матерятся. Мы воспитаны на старых традициях, поэтому не можем такого понять. Разве красиво? А в фильмах это хуже всего. Смотришь и думаешь: где мы растем, где мы живем?..

Конечно, не фильмы и спектакли виноваты в том, что современная молодежь ругается. Это реклама в первую очередь. Всеобщая распущенность, которая идет из-за границы.

Искусство может изменить ситуацию, ни минуты в этом не сомневаюсь. Фильмы, спектакли должны показывать все хорошее, что было раньше. Как росли мы, старшее поколение, какие были праздники, как уважали старших. Теперь ничего такого нет. Если и есть, то мизер.

К мату в искусстве отношусь отрицательно. Это деревенская логика мышления.

Часто в интернете нахожу фильмы с матом. Конечно, не перестаю их смотреть, просто слова эти мимо ушей пропускаю. Если фильм интересный, почему бы его не загрузить?

Если кино с матами, надо детей отстранять. Мы фильмы смотрим обычно поздно вечером, дети уже в это время спят.

В театр я не хожу.

Каждому свое, кому-то может нравиться мат в искусстве. Поэтому запрещать его нельзя. Мат был, есть и будет. Испокон веков, его не искоренить никак.

Это не влияние Запада – просто мы, славяне, такие. Иначе жить не можем.

Я считаю, что мат не должен использоваться, когда кино смотрит большое количество людей. Особенно когда маленькие дети.

В принципе, можно ограничить по возрасту доступ к фильмам. Пойдет. Чтобы дети не сталкивались с матом. Потому что они берут пример со взрослых и так же начинают себя вести.

Перед тем как смотреть фильм, я не узнаю, есть там мат или нет. Если мне друзья порекомендуют или в интернете найду интересные отзывы, посмотрю обязательно. Если там будет мат, что поделать…

Фильм, состоящий полностью из мата, может быть, и посмотрел бы. Но, наверное, чисто из любопытства, из эксперимента.

В театре мат должен использоваться тоже с ограничением по возрасту. Если честно, я уже давно не ходил в театр.

Ольга: Мы против мата.

Анастасия: Часто он неуместен, а люди употребляют его очень часто, причем в местах, где его вообще быть не должно. Но случается, что только матом можно что-то описать.

Ольга: Мат – это непроизвольное самовыражение. Но в спектаклях его быть не должно.

Анастасия: Использование мата зависит от авторов. Для выражения определенной мысли, возможно, он и нужен. Хотя надо быть аккуратным.

Ольга: Сейчас каждый второй фильм – с матом.

Анастасия: Кино «запикивают», но все равно понятно, что там говорят. Дети смотрят, поэтому пусть лучше так, чем мат. На возрастные ограничения сейчас никто не смотрит. В России везде их ставят, и все равно это ни к чему не приводит. Сейчас на мультике «Ну, погоди!» есть ограничение «18+» только из-за того, что волк курит и пьет.

Ольга: Да, а канал «НТВ» с убийствами – «16+».

Анастасия: В этом нет никакой логики…

Ольга: Когда курят, это плохо. А убийства – хорошо, смотрите ради бога. Мы привыкли к большому количеству мата.

Анастасия: Comedy Club раньше тоже на одном мате строился. Сейчас стал более культурным. И стало намного лучше, интереснее смотреть.

Я против мата, потому что дети будут его слушать. К тому же он мне ухо режет.

Даже если в фильмах ставят возрастное ограничение, не хотелось бы, чтобы там был мат.

В спектаклях мата не встречала.

Нет смысла не пускать в прокат фильмы с нецензурной лексикой. Пускай смотрят, если кому-то интересно, почему бы и нет? Я просто не буду смотреть, если знаю, что там мат.

Проблема в том, что у нас мало внимания уделяется молодежи. Как мы детей воспитываем? Вот у нас очень порядочная семья, поэтому и мат не выносим.

В советских фильмах только могли сказать: «Едрыть твое коромысло!» Так это же было интересно! Послушаешь – и смеешься, даже на заметку какое-то словцо возьмешь. А грубости не было…

Мат в современном искусстве – процесс закономерный. Раньше было четкое разделение на высокий и низкий стиль в искусстве. В эпоху формирования массовой культуры эта грань стирается. Она уже давно исчезла. Поэтому мы и наблюдаем такое взаимопроникновение высокого и низкого стилей. От этого никуда не денешься. Какие бы мы моральные и нравственные цензы ни давали, процесс остановить сложно.

Искусство, полностью состоящее из мата, – это в какой-то момент смешно. Всерьез воспринимать его невозможно.

Насчет детей и мата – сложный вопрос. Я как-то задумывался о нем и пока ничего не решил. У ребенка свои развлечения, своя культура. В любом случае он рано или поздно столкнется с реальностью. Предотвратить это невозможно. Нужно грамотно выстраивать баланс между тем, чтобы ограждать ребенка от мата, и тем, чтобы он знал, к чему быть готовым.

Top