Меню

Новости

Мату быть?

Разбираемся в новом законе

Известные российские кинематографисты взбунтовались против федерального закона «О государственной поддержке кинематографии РФ», вступившем в силу 1 июля 2014 года. В нем указывается, что прокатное удостоверение на показ фильма не выдается, если картина содержит нецензурную брань. Тогда же вступили в силу поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии», согласно которым любой публичный показ фильма возможен только при наличии у него прокатного удостоверения. Бунт кинематографистов пока не изменил законы.

Никита Михалков, Карен Шахназаров, Сергей Мирошниченко, Федор Бондарчук, Владимир Хотиненко, Олег Табаков направили премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо с просьбой внести поправки в закон о запрете мата в художественных произведениях.

В обращении к главе Кабинета министров содержится просьба «дать поручение о внесении поправки в действующее законодательство, предусматривающей возможность выдачи прокатного удостоверения с возрастным ограничением «18+» для фильмов, которые в целях реализации художественного замысла могут содержать нецензурные выражения».

Авторы письма считают, что существующая сейчас норма закона «приводит к невозможности публичной демонстрации кинематографических произведений, обладающих высокими художественными достоинствами, но при этом реалистично демонстрирующих негативные проявления общественной жизни, включая использование героями фильмов нецензурной брани».

Правительство по поручению Дмитрия Медведева готовит законопроект о возвращении нецензурной брани в искусство.

А вот комитет Госдумы по культуре выступил против внесения поправок в закон. Председатель Станислав Говорухин заявил, что не поддерживает просьбу кинематографистов отменить запрет нецензурной лексики в кино. «Правительство может спустить в Думу проект поправок в закон. Но реакция Думы понятна – закон против мата поддержан единогласно. И комитет по культуре однозначно будет против», – сообщил Говорухин информационному агентству ТАСС.

Так что сейчас понятно лишь то, что ничего не понятно. И в кругах российской власти отношение к мату в искусстве неоднозначное.

Ситуацию в российском кинематографе для «Культпросвета» прокомментировали председатель Союза кинематографистов Беларуси Виктор Васильев и белорусский режиссер, сценарист и актер Иван Павлов.

Виктор Васильев: Мат – это плохо. Всегда нужно знать меру. Его использование в кино зависит от обстоятельств, в которых живут герои. Показывать все подряд мы не можем.

В Беларуси нет законов, не позволяющих использовать мат, но есть нигде не прописанная цензура. У нас фильм с нецензурной лексикой просто не пропустят в прокат изначально. Сейчас вопрос мата не обсуждается в белорусском кинематографическом сообществе: слишком много других проблем. Это не та точка в искусстве, которая может что-то изменить. Я бы тоже подписался под письмом российских кинематографистов. Потому что в России есть мера, а правил игры нет. А они должны быть. Надо учитывать, что фильмы с определенной лексикой следует транслировать днем, их нельзя смотреть детям. Ребенку ни к чему видеть то, что взрослый человек считает обыденным. Так мы испортим поколение. Но просто запрещать нельзя.

Иван Павлов: Что вообще считать матом? Некоторые люди и слово «жопа» к нему не относят. А для некоторых неприемлемо и простое «попа». Если в фильме болтают уголовники, они не могут обойтись без мата. Однако не надо эти разговоры делать в фильме такими же, как в жизни, чтобы были сплошные «пииииии». Но почему бы не употреблять слова, которые даже классики русской литературы использовали в своих произведениях?

Запрещать мат полностью не дело. В жизни, конечно, у меня всякое словцо может вылететь, но в кино я сам его никогда не использую. Если бы я, например, снимал фильм про уличную или армейскую жизнь, конечно, использовал бы мат. Говорят, придя на гражданку, солдат уже не может разговаривать нормальными словами… Да и на улице все слышат, как общается народ. Все зависит от порядочности режиссера, актера, которые могут довести градус мата до какого-то предела, а потом остановиться. В фильме про любовь и детей о мате не может быть и речи. Как только подобные слова появляются, ставьте ограничения, чтобы люди понимали, что зрителям в возрасте до 18 лет лучше не смотреть. Да, они слышат мат и в жизни, но не надо выводить это на экран.

Кинематографистов России я поддерживаю. Думаю, к таким людям, как Бондарчук, Михалков, Шахназаров, минимум прислушались. Сорок подписей неизвестных режиссеров не имели бы такой силы.

Российский запрет использовать мат больше бумажный. Ведь в интернете сейчас все можно найти. Вот «Левиафана» запретили к показу, а в Сети его легко посмотреть. Так что запрет напоминает страуса, который спрятал в песок только голову.

 

Top