Меню

Новости

Next to Normal

Анастасия Гриненко о работе на себя и музыкальном театре в Беларуси

Накануне премьеры мюзикла Next to Normal («Недалеко от нормы») в театре Геннадия Гладкова «Территория мюзикла» мы пообщались с художественным руководителем театра, режиссером Анастасией Гриненко о новой постановке и не только.

Анастасия Гриненко — режиссер-постановщик, художественный руководитель театра Геннадия Гладкова «Территория мюзикла»
«Мы хотим предложить спектакль, который считается современным для современного зрителя»

Скоро состоится премьера спектакля Next to Normal, что это за постановка?

Это лицензионный мюзикл. Такая практика у нас редка в отличие от России: все уважающие себя театры Москвы, Питера, Екатеринбурга и других городов покупают лицензии на постановку каких-то произведений. Интересно, как это примет наш зритель, потому что сама тема спектакля не очень привычна, кроме того, он очень откровенный, что тоже нехарактерно для музыкального театра: обычно там любовь, цветочки, солнце и все хорошо, то есть вопросы секса, взаимоотношений как правило не поднимаются. Приведу пример нехарактерной для музыкального театра сцены. Главная героиня сидит на приеме у доктора, он выписывает ей лекарства, а в ее фантазии звучит реклама лекарств, которая поется на мотив одной известной американской песни: в одном припеве перечисляются названия разных психотропных лекарств, а в другом на этот же веселый мотив — все побочные эффекты. И это все рифмовано, поется в очень быстром темпе, там сложное многоголосие — это очень необычно даже с точки зрения формы, а с точки зрения современной музыки это то, чего не хватает музыкальному театру, чтобы молодежь пришла и сказала: «О, это можно поставить себе в плейлист».

Сейчас мы хотим предложить спектакль, который считается современным для современного зрителя — «бродвейского» и не только. Произведение было написано в 2008 году молодыми авторами. Мюзикл стал очень успешным в разных странах мира, но его не ставили в СНГ — мы первыми сделали авторизированный перевод.

Благодаря посольству США в Беларуси в прошлом году к нам приезжал педагог по вокалу Эндрю Берн, который работал с артистами, занятыми в бродвейской версии Next to Normal. Он очень помог нам на этапе, когда мы уже заканчивали кастинг и только приступили к изучению музыкального материала.

Как Эндрю Берн оценил наших актеров?

Уровень подготовки у всех был разный. У исполнителей главных ролей Светланы Мациевской и Дмитрия Якубовича очень хорошая вокальная подготовка, они очень гибкие, и с ними мы очень быстро получали результат. Сложнее было работать с ребятами без хорошей музыкальной подготовки, но Эндрю видел в них потенциал, направлял, давал советы. У него запели даже те артисты, которые этого не ожидали — он открыл новый взгляд на вокал.

Какая роль посольства США в работе над мюзиклом?

Мы начали сотрудничать еще в 2008 году, сделали вместе несколько проектов, например, бродвейское шоу «Привет, Бродвей!», «Вестсайдскую историю», «Ночное Бродвейское шоу в музее под открытым небом». Каждый новый атташе по культуре ходил на «Вестсайдскую историю»… И когда приехал новый атташе, мы предложили сделать современную постановку, поднимающую серьезные социальные проблемы. Выбирали из нескольких произведений и остановились на Next to Normal, где у главной героини психическое заболевание — а в жизни мы все так или иначе с этим сталкиваемся, и мы в принципе не знаем, как вести себя с людьми с психическими аномалиями, как к этому относиться, можно ли с этим жить…

Министерство культуры как-то участвовало в проекте?

Да, конечно, без их ходатайства нам не разрешили бы использовать грант посольства.

Репетиция мюзикла Next to Normal

«Артист имеет право творчески реализовывать себя и работать хоть в ста театрах»

Сейчас в ваших постановках не задействованы актеры Музыкального театра. Почему?

Несколько человек по тем или иным причинам были уволены из Музыкального театра, и теперь они работают только у нас. Есть артисты, которые заняты в спектаклях обоих театров, но их мало. Мне кажется, артист имеет право творчески реализовывать себя и работать хоть в ста театрах — это его личное дело, и если он успевает, то почему бы и нет. Но руководство Музыкального театра, видимо, не очень радовалось тому, что их артисты работают и у нас. Вообще, у нас работают артисты разных театров, и никакого противостояния с другими театрами у нас не возникает.

Может быть, нужна какая-то платформа для диалога музыкальных театров?

Вообще, нужна платформа, где все театры могли бы коммуницировать, это общая беда. Музыкальный театр — это несколько другой театр, это не драма. Сейчас получается, что в сфере музыкального театра у нас работают только Музыкальный и Большой театр. Эта сфера не очень заполнена, поэтому, возможно, они считают не очень нужным с кем бы то ни было что-либо обсуждать. Они своего рода монополисты: опера должна быть вот такая, а музкомедия такая.

Какие шаги вы сами делаете для того, чтобы этот диалог начался?

Диалог интересен, когда есть что обсуждать. В данном случае у нас очень разные взгляды на жизнь, на театр. Музыкальному театру 45 лет, у него есть история и традиции: декларируется, что артисты должны быть из классической оперетты, из консерватории, а остальное приложится. У нас другая декларация: мы хотим, чтобы театр был живым. Для нас сейчас более интересно поднимать проблемы музыкального театра, изучать его, налаживать взаимодействие с театральными критиками, чтобы они приходили на спектакли, обсуждали, высказывали свое мнение, чтоб шел обмен информацией, чтобы приезжали люди из других стран… Наверное, это более конструктивно.

К вам часто приходят работать выпускники Академии? Как вы оцениваете их уровень?

Академия сейчас находится в сложной ситуации, поскольку у них нет театрального зала. И отсутствие практики чувствуется у всех. Когда ты играешь в аудитории — это один способ существования, а когда выходишь на сцену — это совершенно другое, это дает возможность быстро развиваться.

Сейчас у нас больше артистов драмы, и это хорошо, потому что они драматически интересны, они больше подготовлены, чем выпускники музыкальных курсов, но в то же время у них нет достаточной вокальной подготовки…

Репетиция мюзикла Next to Normal

«Либо мы сами что-то делаем, либо сидим до пенсии и грустим»

Вы работали в Академии искусств и Музыкальном театре, сейчас не работаете, грант вы получаете от посольства США, то есть с Министерством культуры никак не связаны. Вам настолько сложно находиться в рамках каких-либо государственных структур?

Как человек, рожденный в Советском Союзе, могу сказать, что у нас заложен план: заканчиваешь институт, получаешь работу. Если работаешь хорошо, ты успешный человек, государство дает тебе пенсию и т.д. И мы до сих пор живем в этих стандартах, нам сложно выйти из этого «обеспеченного» состояния, потому что дальше — неизвестность. Но когда ты выходишь за рамки, понимаешь, что ты можешь делать то, что хочешь, и осознаешь, зачем ты это делаешь.

Привлечь зрителя в новый театр гораздо сложнее, чем в Музыкальный театр: когда я работала там, на половину моих спектаклей не было даже афиши — зачем делать афишу, если все равно будет аншлаг. Сейчас мы отвечаем за все, но в результате у нас другая жизнь. И так живет полмира. Когда мы были в Каунасе, артисты говорили нам: «Ой, у вас частный театр, как здорово!» А здесь наоборот: «Вы что, идиоты? Что за шарашкина контора?» Это витает в воздухе: если что-то частное, значит, это все несерьезно, государственное — знак качества. Но время идет, все развивается, а государство ведет те культурные институции, которые достались в наследство от Советского Союза. Новые театры не создаются, потому что экономическая ситуация такая, что хоть бы существующие не закрылись. Поэтому мы либо сами что-то делаем, либо сидим до пенсии и грустим, что мы тут родились, либо уезжаем. Вариантов не так уж и много.

Репетиция мюзикла Next to Normal

Окупаются ли постановки и можно ли зарабатывать театром?

Это самый сложный момент. Естественно, мы еле сводим концы с концами. С одной стороны, ты вроде где-то заработал, а потом раз — и спад зрителя, и все уходит на аренду и зарплаты. Зарплаты небольшие — мы еще не доросли до стандартных белорусских «попиццот». На гастролях артисты зарабатывают больше, но это бывает не так часто. Сейчас все наши артисты подрабатывают, потому что, как говорится, одним театром сыт не будешь.

Спасибо за разговор. Приглашайте всех на новый спектакль.

Премьера Next to Normal на следующий день после Дня театра, поэтому мы делаем подарок и себе, и зрителям: вы точно не видели такого раньше в Минске. К нам даже делегация из Москвы собирается, потому что это большое событие. Количество показов ограничено лицензией, поэтому не пропустите!

telegram-4

Top