Меню

Новости

Анатолий Лелявский

95 лет со дня рождения режиссера Анатолия Лелявского

6 марта исполняется 95 лет со дня рождения Анатолия Александровича Лелявского, режиссера, драматурга, педагога, человека, которому белорусский театр кукол во многом обязан своим существованием.

Безусловно, театр кукол в Беларуси функционировал и до 1956 года, когда выпускник режиссерского факультета Ташкентского театрального института Анатолий Лелявский приехал в Минск и стал главным режиссером нынешнего Белорусского государственного театра кукол. Но именно благодаря Лелявскому он обрел свое оригинальное лицо, перестал слепо копировать произведения московских театров и начал собственные творческие поиски. В этом можно было бы усмотреть и некий парадокс, так как театр кукол в жизни Анатолия Лелявского появился «почти случайно»: постановка кукольных спектаклей была подработкой для молодого режиссера, распределившегося в Усть-Каменогорский драмтеатр. Только потом кукольное искусство привлекло большей творческой свободой.

Режиссер кукольного спектакля заранее заботится о поиске интересных, выразительных мизансцен совсем не потому, что зрителям смотреть на движущихся кукол интереснее, чем на неподвижных. И не из стремления точно передать действиями кукол все то, что в подобной сцене сделали бы актеры драматического театра. Кукла все равно лишь приблизительно передразнит человека. Режиссер ищет такие действия кукол и такое их расположение на сцене, какое было бы интересно и выразительно именно в кукольном театре, а не в каком-то другом. Где, как не в кукольном спектакле, кукла может в прямом смысле потерять голову, а потом найти ее и снова надеть себе на плечи? Или раздвоиться и соединиться вновь?

Лелявский А. Театр кукол. — Минск, 1974.

Сегодня с именем Анатолия Лелявского связывают изменения в эстетике белорусского театра кукол, отход от натурализма и утверждение своеобразия природы искусства играющей куклы, ставшее возможным также благодаря тесному сотрудничеству режиссера с такими художниками, как Леонид Быков и Алина Фомина.

Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов

Анатолий Лелявский и Алина Фомина. Фонды Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов

Вместе с ними Анатолий Лелявский поставил ряд кукольных спектаклей, которые стали классикой белорусского театра не только благодаря точно найденной форме, но и актуальности содержания, а также настоящей пробой мастерства для актеров-кукольников. Это постановки «Золушка» Т. Габбе, «Звёздный мальчик» по О. Уайльду, «По Щучьему велению» Е. Тараховской и другие.

На этих и многих других спектаклях режиссера выросло не одно поколение минчан. И сегодня родители приводят своих детей на постановки Анатолия Лелявского: неизменной популярностью пользуются его «Волшебная лампа Аладдина» Н. Гернет и «Красная шапочка» Е. Шварца, которые сохраняются в репертуаре театра уже более 30 лет.

Анатолий Лелявский активно работал и над постановками для взрослых. Благодаря ему афиша кукольного театра в Минске стабильно пополнялась вечерними спектаклями, среди которых были «Божественная комедия» И. Штока — один из первых и лучших «взрослых» спектаклей Лелявского (1971), «Прелестная Галатея» Б. Гадора-С. Дарваша, «Левша» Н. Лескова, «Клоп» В. Маяковского, «Жаворонок» Ж. Ануя, «Приключения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и др. В этих спектаклях находилось место и лирике, и юмору, и даже обращению к актуальным социально-политическим проблемам, которые, однако, никогда не были основными в работах режиссера.

Архив театра кукол (1)

«Божественная комедия» И. Штока. Архивы Белорусского государственного театра кукол

Под руководством Анатолия Лелявского театр кукол начал активно сотрудничать с отечественными драматургами: в репертуаре появилось немало постановок, которые обращались к белорусскому фольклору и истории, например, «Дед и Журавль» В. Вольского, «Серебряная табакерка» по З. Бядуле, «Баллада про белую вишню» С. Климкович.

Драматургией занимался и сам режиссер. Его «Липовички» по произведению В. Голубка были поставлены в Минске и Гродно, а к «Веселому цирку» обращались в Минске в конце 60-х годов ХХ века и в 1990-е. Поставленный в 1999 г. Алексеем Лелявским «Веселый цирк» долго не покидал афиши Белорусского государственного театра кукол.

Фонофотовид

«Приключения бравого солдата Швейка» Я. Гашека. Фонды Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов

Анатолий Лелявский внес огромный вклад в развитие искусства кукольного театра также своей педагогической деятельностью. Именно по его инициативе в Театрально-художественном институте (БГАИ) начали набирать курс актеров-кукольников, на котором преподавал сам Лелявский.

Анатолий Лелявский также является автором нескольких популярных книг, предназначенных прежде всего для детей и педагогов, «Театр кукол» (1974) и «Театр кукол в школе» (1967). В «Театре кукол» в доступной форме рассказывается об истории и специфике театра кукол, типах кукол, их механике, особенностях устройства сцены, создания декораций, актерского мастерства.

Работа кукольного актера — большой и сложный труд. От кукольника требуется, чтобы по голосу, ясности произношения, умению перевоплощаться в исполняемого персонажа он ничем не уступал актеру драматического театра, но в то же время еще и отлично владел куклой

Лелявский А. Театр кукол. — Минск, 1974.

Естественно, эти издания отражают господствующую в 60—70-е годы ХХ века эстетику, но сущность театра кукол, особенности работы актера, отраженные в ней, во многом остаются актуальными и сегодня. Именно в этом постижении самой сущности искусства играющей куклы, а также в высокой культуре и вере режиссера в свое дело, пожалуй, и заключается секрет успеха, признания как зрителями, так и профессионалами творчества Анатолия Лелявского, долголетия его спектаклей.

Человек никогда не должен терять уважение к самому себе, он должен постоянно помнить, что владеет целым рядом положительных черт, которые очевидно не свойственны его окружению или противникам. Потеря чувства собственного достоинства сразу же замечается сторонними (да и родными) и используется ими как оружие против «павшего духом», ему начинают наносить удары с особым удовольствием и жестокостью.
Человек в глазах окружающих — это то, что он думает о себе. Потому что во всех сферах важна не сама объективная правда (как ее установить? Как засвидетельствовать?), а убежденность, что именно это — есть правда (в данном случае, сегодня, в этих обстоятельствах).
Собственная внутренняя убежденность в своей правде — величайшая моральная сила человека и одно из средств воздействия на окружающих (подчиненных, учеников, незнакомцев, человеческую толпу…)

Мастацтва. — 2008. — №9.

При подготовке текста использованы материалы:

Завадская, И. Куклы и смыслы Анатолия Лелявского // СБ. — 7 февр. 2015.
Каладзінскі, М. Тэатр лялек Савецкай Беларусі. — Мінск, 1976.
Лелявский, А. Театр кукол. — Минск, 1974.
Мастацтва. — 2008. – №9.

telegram-4

Top