Меню

Новости

Художественная практика. Январь

Евгений Данилик: «Некоторые говорят, что мы вообще не музей»

«Культпросвет» встретился с основателем музея «Страна мини», чтобы поговорить о том, как прошел первый год работы музея, и, конечно же, еще раз посмотреть на завораживающие экспонаты. И по традиции  приятный бонус — рекомендуем, какие выставки стоит посетить в январе.

photofacefun_com_1514727603
Евгений Данилик — основатель музея архитектурных миниатюр «Страна мини»

Некоторые говорят, что мы вообще не музей. Отчасти они правы, потому что экспонаты «Страны мини» не представляют исторической ценности, но если мы говорим именно с ценностной точки зрения, то экспонаты нашего музея зачастую могут дать фору каким-то артефактам: посетители могут познакомиться с самыми значимыми достопримечательностями Беларуси в одном месте. Я считаю, что появление такого объекта — это огромный плюсик стране, и это отмечают в том числе и высшие чины.

О критериях успешности работы музея

Чем бы кто ни занимался, как правило, все вертится вокруг денег — и музей не исключение: он находится в реальном здании, которое нужно отапливать и ремонтировать, в нем работают реальные люди, которые получают реальные зарплаты, платятся реальные налоги.

Некоторые белорусы говорят: «За границей многие музеи вообще бесплатные! Сделали бы и у нас то же самое. Там хорошо, а у нас как всегда». Но многие не понимают, как мы «докатились до такой жизни» и почему мы из этой парадигмы не сможем выйти в ближайшие годы: к сожалению, белорусские музеи сегодня не могут зарабатывать сами. В мире есть много кейсов, когда музеи становятся очень успешными проектами с коммерческой точки зрения. Например, МоМА в Нью-Йорке, Центр Помпиду в Париже, Британский музей в Лондоне не берут денег за вход, а музей Гуггенхайма в Бильбао для меня и вовсе является самым ярким примером, когда террористический регион превратили в туристический центр. Музей буквально спас Бильбао от краха и оживил город. За время работы музей принес 4,3 миллиарда евро в ВВП Страны Басков и создал 659 миллионов евро дополнительных налоговых поступлений для региона. Только вдумайтесь в цифру и представьте, как один объект повлиял на жизнь всего города!

4MMiniatsur

Этот пример показывает, что музей — это не обязательно якорь для экономики страны, который сидит на дотациях, а при поддержке властей и правильном подходе может быть туристической аттракцией, которая будет не просто самоокупаема, но и будет приносить дополнительные поступления в регион. Если посмотреть на их отчетность, у них все очень хорошо, и очевидно, что независимо от кризисов и прочих сложностей они будут жить и развиваться. Как они добиваются таких результатов? Просто надо понимать, что есть разные схемы монетизации. Когда сегодня речь идет об экономике музеев, считается, что в структуре музея выручка за билеты должна составлять менее 50% от общей выручки — только тогда музей будет экономически успешным. Оставшиеся 50% — это деньги от продажи сувениров, предметов искусства, кафе и оказания дополнительных услуг, которые не касаются прямой деятельности музея.

Что же происходит в белорусских музеях? Почему все так, как есть, почему как отрасль экономики музеи идут по нисходящей? Конечно, можно долго критиковать современный белорусский музей как институцию, говорить, что там скучно и неинтересно, но без понимания внутренних проблем, которые существуют на самом деле, критика будет несправедливой. Так, например, музеи имеют довольно серьезные планы по посещаемости, но при этом почти не имеют бюджета на маркетинг — как такое может быть?! И встает вопрос, каким образом это все должно существовать. Спонсоры? С этим сейчас проблемы. У нас до сих пор довольно слабо развито понятие социальной ответственности, плюс ко всему на уровне законодательства не созданы условия для того, чтобы меценаты имели налоговые льготы. И получается какой-то замкнутый круг. Выйти из него можно, только глобально меняя всю систему.

29MMiniatsur

Если говорить о показателях эффективности «Страны мини», то это деньги: окупается музей или нет. Сейчас борьба идет за то, чтобы музей был не дотационным, потому что этот год мы закрываем с существенным минусом. Я даже предположить не мог, насколько долго могут раскачиваться некоторые вещи — белорусский бизнес все еще довольно консервативен. В следующем году, надеюсь, музей будет сам зарабатывать на развитие экспозиции. Моя идеальная цель — чтобы музей стал абсолютно самодостаточной структурой и жил по своим внутренним правилам на уровне экосистемы.

Конечно, у музея есть миссия, и это очень важно, но если не будет реальных финансовых показателей, не будет и миссии. Ключевой показатель эффективности — это та дельта, которая образуется в виде прибыли за месяц. Либо не образуется. Она складывается из показателей по разным направлениям: посещение экспозиции, продажа сувениров и подарков, ивенты, кафе, скоро добавятся еще продажи туров и экскурсий.

О команде

За год работы команда поменялась практически полностью, и тот единственный сотрудник, который пришел к нам из музейной сферы, тоже ушел. Почему это произошло? Я очень долго искал ответ на этот вопрос, консультировался у гуру эйчаров и получил такую обратную связь: во-первых, я по своей натуре перфекционист — не все выдерживают темп, я с этим борюсь, найти копии себя невозможно, да и неправильно. Во-вторых, есть позиции, которым свойственно выгорание, например, экскурсоводы. Для них существует очень четкий регламент, в котором прописано все: начиная от того, как мы встречаем посетителя, заканчивая тем, как прощаемся. И эта планка, в сравнении с другими музеями, на порядок выше. Базовые ожидания от соискателей — человек должен хотеть что-то делать, развиваться. К примеру, у нас сейчас зарплата экскурсовода выше рынка на 80%. И, казалось бы, почему у нас нет очереди из соискателей из других музеев? Может, не знают?! Есть два барьера: нужно знать английский и много работать, причем головой и на результат, а не просто отбывать рабочий день.

21MMiniatsur

Некоторые люди уходили, потому что был определенный разрыв «ожидание-реальность» — и я, кстати, до сих пор не знаю, что с этим делать. В музее и вокруг музея происходит много событий, и со стороны все выглядит очень позитивно: мы получаем премии, участвуем в телешоу, даем интервью и так далее. Люди видят это и думают, что у нас тут постоянный праздник, веселье. На самом деле мы все время решаем кучу вопросов: какие-то неподъемные, какие-то архинеподъемные, но самое главное — мы много работаем, очень много. И вот когда неподготовленный человек попадает в такую среду, его парализует. Первый месяц — это период выживания новичков в плане ценностей и эффективности, когда человек понимает, вписывается ли он в нашу структуру. Банальный пример: ребенок бросил бумажку в зале, или кто-то из посетителей оставил стаканчик с водой. У нас нет кастовой системы, когда все должна убирать уборщица. Проходя мимо, экскурсовод выбросит это в мусорку. Я это делаю регулярно, мне не зазорно. Второй момент — это количество работы. Сейчас я вижу, что не в любой коммерческой структуре люди работают столько, сколько у нас. И человек, который приходит  в ожидании фана и праздника, но тут же видит реальную картину, оказывается в шоке. В финальной части собеседования я даже отговариваю соискателей, потому что придется работать на самом деле много. Если мы строим действительно ключевую аттракцию для Минска в краткосрочной перспективе и визитную карточку Беларуси в долгосрочной, то нам надо соответствовать и вкладываться в это.

О посетителях

С самого начала мы четко определили две целевки: не только туристы, но и сами белорусы. Дело в том, что белорусы плохо знают свою страну. А если ты не знаешь, что есть у тебя в стране, то что ты можешь нести в мир? Мы сами промоутеры своей страны, и если за границей мы будем хорошо отзываться о Беларуси, то к нам захотят приехать. А если ныть, говорить, что нам тяжко, нам ничего не дают делать… вы сами понимаете.

Я, например, поездив и пожив, могу четко и уверенно сказать, что я люблю Беларусь и это действительно классная страна, здесь действительно хорошо. Многие могут сказать, что лучше там, там и там. А был ли ты там? А жил ли ты там? Если ты приехал туда как турист и провел там неделю, то это другая история.

40MMiniatsur

Сейчас мы глобально сфокусированы на ликбезе среди белорусов: чтобы они узнавали о наших достопримечательностях, ехали и смотрели их вживую и чтобы потом им было что рассказать иностранцам или просто своим друзьям и близким. И это работает. Так, например, 20% посетителей музея — это «возвратники», то есть те, кто уже когда-то были у нас, а потом возвращаются либо с семьей, либо с друзьями, либо друзьями-иностранцами — всегда ведь возникает вопрос, что показать и куда сводить последних. А сейчас думать не надо: есть «Страна мини», где тебе устроят обзорную экскурсию по всей Беларуси за час, плюс ко всему прямо здесь можно купить сувениры и подарки. С нового года мы введем еще и туры, экскурсии. И я могу утверждать, что у нас собран лучший ассортимент сувениров для туристов в Минске — более 1000 наименований от 83 народных мастеров и поставщиков. Когда заходишь в основную массу музеев, видишь, что, во-первых, под сувенирку выделено какое-то абсолютно неприглядное пространство: посетителю неудобно выбирать, стоят огромные тумбы, иногда даже без подсветки, про мерчендайзинг вообще никто не слышал… И вот если в этих тумбах поменять сувенирку на колбасу, то ничего не изменится — как будто магазинный прилавок. А ведь у нас есть музеи, у которых проходимость более двухсот тысяч человек в год, это потрясающе. Представьте, какой у них потенциал в плане продаж.

Для привлечения и «возвращения» посетителей мы также будем активно использовать event-площадку. Сейчас мы готовим 8 мастер-классов, которые будут проходить по расписанию: некоторые из них будут ориентированы на школьников, другие — на семьи, например, в выходные можно будет провести время вместе: прийти и нарисовать герб семьи.

35MMiniatsur

О музейной сфере

Если говорить в целом про музейную экосистему в Беларуси, то для ее нормального функционирования нужны глобальные решения. Важно создать правила игры, которые выходят за рамки музейной сферы, даже за рамки министерства культуры. Есть компании, у которых есть деньги, они готовы помогать, но у нас даже законодательная база еще не готова. «Страна мини», например, сейчас на общей системе налогообложения. Сравнивая с тем же ПВТ, это как одни спортсмены бегут в шортиках и маечках, а другие в средневековых доспехах: тут НДС позвякивает, там налог на прибыль постукивает, дребезжит ФСЗН. Хотя очевидно, что мы делаем полезное дело на государственном уровне.

Музейной сфере нужны декреты, которые будут стимулировать поддержку со стороны коммерческих структур. Чтобы кто-то кого-то поддержал, нужны специальные условия и льготы — есть мировая практика, даже изобретать ничего не нужно. В рамках самой музейной отрасли и культуры в целом нужны директивы, которые поспособствуют развитию культуры и правильному взвешенному патриотизму, хотя бы точечная поддержка.

Bez-imeni-3-1024x56-880x48

Azgur school

Музей-мастерская З.И. Азгура / до 27.01.2018

Каждую субботу в рамках музейно-образовательного проекта Azgur school в музее-мастерской З.И. Азгура известный белорусский скульптор и фотохудожник Евгений Колчев будет проводить мастер-классы по лепке из глины.

Вандроўкі ў мінулае. Free Walking Tours

Это образовательный благотворительный проект, посвященный пешим экскурсиям по Минску. В рамках проекта каждые выходные января можно посетить разные экскурсии, каждая из которых откроет вам новую страницу истории города.

Выставка PF-фотографий «Вне времени»

«Кніжная Шафа» / 27.12.2017—03.02.2018

Книжно-выставочное пространство «Кніжная Шафа» представляет ретроперспективную выставку PF-фотографий прежних лет из коллекций В. Парфенка, Н. Евмененко, С. Кожемякина и А. Ильина.

«PF» — это поздравительная открытка или фотография к Новому году,  которая выпускается ограниченным тиражом, поэтому выделяется своей уникальностью и коллекционной ценностью.

Письма из Венеции

Кинотеатр «Центральный» / до 7.01.2018

Никто не может остаться равнодушным к Венеции. «Письма из Венеции» — это признание в любви Италии и Венеции на языке каллиграфии.

telegram

Top