Меню

Новости

Белорусский арт-рейтинг 1.0

Попытка не пытка

Текст:

Фото:

На вопрос, кто является лучшим белорусским художником, периодически пытаются ответить коллекционеры, арт-критики, кураторы, посетители музеев, чиновники, и, наконец, сами художники. Логично предположить, что лучшими должны быть те, чьи работы покупают музеи. Однако, как выяснил Алексей Толстов, имена этих художников государственная тайна.

Обсуждать достоинства конкретных работ и авторов в белорусском обществе не принято: публичных дискуссий нет, государственная пресса пишет о художниках как о покойниках: либо хорошо, либо ничего, а попытки установить хоть какие-то ориентиры в мире белорусского искусства сводятся к личным разборкам и обвинениям.

В 2011 году культуролог Максим Жбанков заявил, что «…страна живет без арта. А мы (возможные его адепты и адресаты) живем в ней как инопланетяне — в чужой среде, лишенной имен, маяков и разметки» [1]. С тем, что в стране нет арта, еще можно поспорить, а вот с отсутствием имен никак.

Этот рейтинг является попыткой установить первые ориентиры в белорусском арт-поле для публики и художественного сообщества. Мы бы также хотели, чтобы результатами рейтинга пользовались чиновники, а не гадали, чью работу приобрести в музейную коллекцию и кого показать на белорусском стенде за границей.

pexels-photo-143967

Идее белорусского арт-рейтинга уже как минимум семь лет: еще в 2010 году в рамках проекта «Радиус нуля. Онтология арт-нулевых» Руслан Вашкевич, Оксана Жгировская и Ольга Шпарага собрали группу экспертов и попытались узнать имя наиболее значимого художника нулевых, а также имя подающего надежды молодого художника. В итоге мнения экспертов разделились, и вместо двух имен они назвали 15 «основных» в алфавитном порядке [2].

Мы решили реанимировать идею кураторов «Радиуса нуля» и создать не список наиболее важных художников, а настоящий арт-рейтинг с первым, вторым и третьим местами соответственно.

Методология

Первым рейтингом в истории искусства можно считать «Жизнеописания» Джорджо Вазари. В своей книге флорентийский живописец собрал биографии более 200 авторов, которых он выбрал на основе их вклада в развитие изящных искусств. Выбор получился довольно субъективным. Так, например, в числе «лучших» Вазари упоминает самого себя, а также художников из своего родного города.

pexels-photo-189528

Чтобы не повторять ошибок Вазари и создать объективный рейтинг, мы решили воспользоваться методом экспертных оценок. Нами была выбрана панель из 35 экспертов, которые независимо друг от друга должны были ответить на два вопроса:

1. Как вы считаете, кто из художников внес наибольший вклад в развитие белорусского искусства начиная со второй половины ХХ века?

2. Кто, на ваш взгляд, является наиболее интересным белорусским художником на сегодняшний день?

Первый вопрос позволяет определить наиболее яркую фигуру в белорусском искусстве за последние 70 лет и задает временные рамки «современного белорусского искусства» как явления, а второй касается актуальных иерархий и дает возможность установить имена наиболее активных и значимых художников на сегодняшний день.

При выборе экспертов мы учитывали два критерия: опыт работы в сфере искусства и принадлежность к различным арт-лагерям или «тусовкам» [3]: государственным музеям, галереям, частным и независимым структурам. Мы планировали создать максимально репрезентативную и многогранную панель экспертов.

К сожалению, не все согласились принять участие в опросе, и на практике опрос стал больше напоминать допрос. Так, например, отказались участвовать частные галереи, Национальный центр современных искусств, представители Осеннего салона, Союза художников и Белорусской академии искусств. Свои ответы нам прислали в основном журналисты, независимые арт-критики и кураторы. Всего в опросе приняли участие 16 из 35 выбранных нами экспертов, то есть чуть меньше половины.

pexels-photo-720624

Эксперты могли называть неограниченное число художников. На роль «художника, который внес наибольший вклад в развитие современного белорусского искусства» было номинировано 30 человек, а на роль «наиболее интересного художника на сегодняшний день» 29. На первый вопрос каждый эксперт в среднем назвал по 4 имени, на второй по 3. Позиция каждого из художников определялась простой суммой голосов. Голоса экспертов довольно сильно отличались друг от друга. Никто из художников не набрал абсолютное большинство голосов, то есть более 50%.

Результаты

Согласно результатам опроса, наибольший вклад в развитие современного белорусского искусства внесли:

  1.         Людмила Русова (19542010) 8 голосов
  2.         Израиль Басов (19181994) 5 голосов
  3.         Игорь Кашкуревич (1957) и Артур Клинов (1965) 4 голоса

Наиболее интересными белорусскими художниками на сегодняшний день являются:

  1.         Сергей Шабохин (1984) 5 голосов
  2.         Марина Напрушкина (1981) 4 голоса
  3.         Сергей Кирющенко (1951), Руслан Вашкевич (1966), Андрей Анро (1987) 3 голоса

8 художников (Руслан Вашкевич, Наталья Залозная, Сергей Кирющенко, Анатолий Кузнецов, Игорь Савченко, Тамара Соколова, Игорь Тишин, Владимир Цеслер) были номинированы одновременно в двух категориях, но не набрали достаточного количества голосов, чтобы войти в первую тройку. В рейтинге впервые прозвучали имена нового поколения художников: Алла Савашевич, Максим Сарычев, Мария Святогор, Максим Ясинский.

pexels-photo-143971

Список экспертов:

  • Алеся Белявец, искусствовед, арт-критик, со-редакторка журнала «Мастацтва»
  • Ольга Рыбчинская, искусствовед, арт-критик, кураторка
  • Андрей Ленкевич, фотограф, куратор, организатор «Месяца фотографии» в Минске
  • Ольга Копёнкина, критик, кураторка
  • Алла Шарко, критик, кураторка, журналистка
  • Ольга Бубич, фотограф, эссеистка, преподавательница
  • Наталья Селицкая, заместитель директора по научной и просветительской работе Национального художественного музея (на момент проведения опроса в сентябре-октябре 2017)
  • Анна Карпенко, кураторка, арт-менеджерка
  • Илона Дергач, критик, кураторка, арт-менеджерка
  • Татьяна Артимович, театральный режиссер, арт-критик, со-редакторка журнала pARTisan
  • Анна Лок, кураторка, со-организаторка фестиваля DOTYK
  • Юрий Иванов, арт-критик, автор и ведущий радиопрограммы «Двое в городе» на канале «Культура»  (на момент проведения опроса в сентябре-октябре 2017)
  • Дарья Амелькович, арт-критик, журналистка газеты «Культура»
  • Антонина Стебур, куратор, арт-менеджер
  • Инна Наркевич, арт-критик, журналистка радио «Культура»
  • Ольга Шпарага, кандидат философских наук, философ, руководительница концентрации «Современное общество, этика и политика» ECLAB

pexels-photo-91137

Выводы

Какие выводы можно сделать из первого белорусского арт-рейтинга? Во-первых, его результаты показывают, что у современного белорусского искусства есть свои герои и их имена давно известны. Открытием последних лет можно считать Андрея Анро. Все остальные художники, кроме Людмилы Русовой, Израиля Басова и Игоря Кашкуревича, уже были в списке экспертов «Радиуса нуля». Возможно, о них ничего не знает мировая арт-сцена, но в Беларуси их имена наиболее значимы для локального арт-сообщества.

Во-вторых, художники рейтинга до сих пор исключены из официального культурного поля: их работы редко появляются в стенах государственных институций, о них сообщают как бы между прочим в официальных публикациях. Несмотря на высокую оценку экспертов, ни один из художников рейтинга не удостоился официального звания заслуженного деятеля искусств или ордена Франциска Скорины. Исключением является Артур Клинов, чьи работы были представлены в Национальном павильоне Республики Беларусь на 54-й Венецианской биеннале (2011), когда министром культуры был Павел Латушко. Однако в целом можно лишь повторить вывод Сергея Шабохина о том, что современное белорусское искусство до сих пор живет своей тихой партизанской жизнью, неуловимо притекающей параллельно официальной культуре [4].

В третьих, результаты рейтинга заставляют задуматься об отсутствии истории современного белорусского искусства. История, которую предлагают государственные институции, представляет собой скорее набор отдельных фактов, а не целостный нарратив. Например, в книге «Выяўленчае мастацтва Беларусі ХХ стагоддзя» Михаила Борозны о Людмиле Русовой, Израиле Басове, Игоре Кашкуревиче и Артуре Клинове написано всего лишь несколько абзацев.

pexels-photo-236526

Но память арт-сообщества также обрывочна. Никто из экспертов рейтинга не назвал имя Виталия Чернобрисова, идейного наставника целого поколения художников, включая Людмилу Русову и Игоря Кашкуревича. Пока не будет написана история современного белорусского искусства, его наиболее яркие имена рискуют просто исчезнуть, как следы на песке коллективной памяти.

В целом, как нам кажется, рейтинг показывает, что вопрос «кто лучший в современном белорусском искусстве?» не лишен смысла. Его стоит обсуждать публично, привлекая как можно более широкий круг экспертов. Нас не удивит, если кому-то результаты рейтинга покажутся спорными, так как пока, к сожалению, вместо диалога мы имеем набор враждующих друг с другом «арт-лагерей».

Наиболее значимые фигуры современного белорусского искусства

Людмила Русова (1954—2010)

Художница, автор первого перформанса в Беларуси. В 1980-е участвовала в неформальных объединениях «Плюралис», «Форма». Вместе с Игорем Кашкуревичем является автором культового перфоманса «Воскрешение Казимира Малевича» (1988). Одна из лучших работ перфоманс «После» (1997). С конца 1970-х и до самой своей смерти художница была активной участницей неофициальной арт-сцены.

Израиль Басов (1918—1994)

Художник. Со времен формирования неофициальной арт-сцены 1980-х жизнь Басова рассматривается как пример духовного мужества. При жизни у художника не было ни одной персональной выставки, так как его произведения не соответствовали канонам соцреализма. В 1996 году при поддержке фонда Сороса посмертно состоялась персональная выставка Басова в Национальном художественном музее.

Игорь Кашкуревич (род. 1957)

Работает в станковой графике, живописи, занимается перформансами, инсталляциями и скульптурой. В 1980-е участвовал в неформальных объединениях «Плюралис», «Форма». Работал в тандеме с Людмилой Русовой. В 1994 благодаря Кашкуревичу галерея «Шестая линия» продолжила свое существование после отъезда заграницу ее основателей Игоря Ермакова и Алеся Эротича.

Артур Клинов (род. 1965)

Художник, фотограф, писатель, издатель, активный участник неформальной арт-сцены 80-х. Сегодня Клинов больше известен как основатель и главный редактор журнала pARTisan, который выходит с 2002 года. В 1999 году совместно с Виктором Петровым и Денисом Романовским организовал международный фестиваль перформанса «Новинки». В 2011 году представлял Беларусь на Венецианской биеннале. Автор книг «Путеводитель по городу солнца» (2008), «Шалом» (2011), «Шклатара» (2013).
2UVPC7BHW8

Наиболее интересные белорусские художники на сегодняшний день

Сергей Шабохин (род. 1984)

Художник, куратор, критик, основатель и главный редактор портала artaktivist.org, сооснователь и главный редактор энциклопедии современного искусства KALEKTAR. В своих работах художник исследует роль коллекций, архивов, механизмы создания параллельных историй, а также феномен страха в белорусском обществе. За творчество и активную деятельность Шабохина причисляют к лидерам поколения молодых белорусских художников периода первой половины 2010-х годов.

Марина Напрушкина (род. 1981)

Художница, активистка. Создательница «Института будущего», образовательной платформы на стыке политики, искусства и феминизма. Известна своими произведениями, реагирующими на различные общественно-политические проблемы. Среди наиболее важных для Беларуси проектов художницы можно назвать «Президентскую платформу» (2007), «Офис антипропаганды» (2011), хэппенинг «Создай парк» (2013).

Сергей Кирющенко (род. 1951)

Художник. Один из создателей и руководителей творческого объединения «Немига-17». Создает абстрактные работы, в которых при помощи фигуры решетки исследует плоскость живописной поверхности. Сегодня больше известен как активный участник белорусского искусства, поддерживающий молодых художников и развивающий концепцию музея современного искусства.

Руслан Вашкевич (род. 1966)

Художник, куратор. В 2009 году вместе с Лизаветой Михальчук выступил куратором проекта «Белорусский павильон 53-й Венецианской биеннале». В 2012 году стал одним из кураторов (вместе с Ольгой Шпарагой и Оксаной Жгировской) большого исследовательского проекта «Радиус Нуля. Онтология арт-нулевых». Одна из центральных проблем, которую затрагивает в своих произведениях художник, — это проблема взгляда, оптики, зрения.

Андрей Анро (род. 1987)

Самый молодой художник рейтинга. С 2013 года Анро создает серию работ The Lost, в качестве материала для которой используются портреты без вести пропавших. Чуть позже художник начинает работать над серией портретов Face in Shadow, в которой он исследует черты человека в политике, героя нашего времени. Известен также как автор книги «21 стакан. Истории Йогеша, записанные Анро» (2014).

Исследование проведено при участии Анны Самарской.

[1] Максим Жбанков, NO STYLE. Белкульт между Вудстоком и «Дажынкамі», Вильнюс: ЕГУ, 2013, с 122 — 123.

[2] Радиус нуля. Онтология арт-нулевых. Минск 2000-2010, Под ред. О.Жгировской, О.Шпараги, Р.Вашкевича, Минск: И.П. Логвинов, 2013, с 516.

[3] О «тусовке» как явлении пост-советской арт-сцены см. Виктор Мизиано, «Культурные противоречия тусовки», Художественный журнал №34, 2001.

[4] Сергей Шабохин, «Регенерация в партизанских условиях», Художественный журнал, № 83, 2011.

telegram

Top