Меню

Новости

Франк Вёсте

Люди думают: «А, если он выиграл столько призов, наверное, он не совсем плох»

20 ноября в театре имени Горького прошел концерт франко-немецкого квартета Франка Вёсте, во время которого музыканты представили композиции из альбома Pocket Rhapsody. В интервью «Культпросвету» Франк рассказал, как меняется джаз, зачем джазовым музыкантам классическое образование и как отличается восприятие джаза в разных странах.

Мы сейчас находимся в здании театра, и в Беларуси не очень принято проводить концерты в театральных залах. Насколько для вас важна атмосфера того пространства, где вы выступаете?

В первую очередь, конечно, важен звук. Когда ты занимаешься музыкой, важно адаптироваться к акустике. Например, есть залы, созданные специально для исполнения классической музыки. В нашем случае используются ударные, инструменты с усилением звука — это сильно отличается от обычного классического оркестра. Что касается театров, то звук здесь обычно настроен на оптимальное звучание голоса — а это, конечно, не наш случай…

Но вы же выкрутитесь?

Конечно! (Смеется.)

джаз-3

Если представить, что существует иерархия видов искусства, на каком месте в этой иерархии для вас находится музыка?

Для меня все виды искусства находятся на одном уровне. Я люблю вдохновляться другими формами искусства: театром, живописью, фотографией, кино… Все это подпитывает. Художник, например, может найти вдохновение, слушая определенную музыку…

А лично вы?

Я очень люблю киномузыку, литературу…

А когда вы читаете что-то, это не складывается в какую-то мелодию?

Да-да, иногда появляется особый ритм!

Возможно, как раз именно из-за этого особого ритма у вас есть любимые писатели?

Нужно подумать, наверняка есть более «музыкальные» писатели, чем остальные… Зависит ведь еще и от того, на каком языке читаешь…

джаз-10

Если представить себе другую иерархию музыкальных жанров, на каком месте находится джаз?

Джаз для меня — это музыка, вдохновленная другими музыкальными жанрами, своего рода «плавильный котел» всех музыкальных жанров. Мне сложно сказать, что какой-то из стилей более ценный. Для меня не существует непреодолимых барьеров между разными стилями музыки.

Изначально я получил классическое музыкальное образование — и я обожаю классическую музыку, но в то же время слушаю много джаза, рока, блюза.

Джаз увлекает меня, потому что вбирает в себя влияние других стилей. Например, в джазовой гармонии очень много от классики, ритм скорее от блюза, африканской музыки, госпела… Джаз интересен для меня в первую очередь тем, что объединяет в себе абсолютно разные музыкальные формы и позволяет каждому исполнителю персонализировать свою музыку.

джаз-6

Классическое образование больше помогает или мешает джазовым музыкантам?

Мне кажется, скорее помогает. Даже джазовому музыканту нужно как минимум хорошо играть на своем инструменте. Классическое образование позволяет познакомиться с творчеством разных композиторов, выучить гармонию и прочее. Мне кажется, классическое образование очень полезно, если музыкант остается открытым для нового.

Меняется ли джаз? Влияет ли на него коммерциализация искусства, социально-политических изменения?

Да, безусловно. Джаз — это очень живая музыкальная форма, которая меняется с течением времени и, в первую очередь, под влиянием других стилей: есть музыканты, которые привносят в джаз элементы техно, электроники и прочего.

В истории джаза было много исполнителей, на музыку которых влияли социально-политические движения — их музыка была своего рода революционной. Например, Art Ensemble of Chicago создавали музыку в поддержку прав афроамериканцев.

Почему вы решили заниматься музыкой профессионально? Ведь не всегда любить музыку значит хотеть выступать на сцене…

Мне кажется, это даже не вопрос выбора. Если ты музыкант, в какой-то момент музыка становится таким страстным увлечением, что нет никакого желания заниматься чем бы то ни было другим. Что касается решения идти на сцену конечно, можно заниматься музыкой у себя дома, но наступает момент, когда хочется поделиться этой музыкой с другими.

джаз-8

Для вас комфортнее выступать в одиночку или вместе с другими музыкантами?

Мне нравится и то, и другое. Но чаще мне хочется выступать с кем-то, потому что в моей музыке довольно много импровизации. Я очень люблю вдохновляться другими музыкантами, которые находятся на сцене вместе со мной: если кто-то из них начнет играть по-другому, мне тоже нужно будет играть по-другому.

Меняется ли с течением времени ваше отношение к музыке, которую вы писали раньше? Переслушиваете ли вы свои композиции?

Нет! Никогда! (Смеется.) Конечно, иногда я могу что-то послушать, но вообще свою музыку я слушаю очень редко. Думаю, из-за того, что у меня всегда есть желание двигаться вперед. Но если и слушаю что-то из старого, то, в принципе, воспринимаю это нормально: у меня не возникает желания все переделать. 

джаз-7

Участие и победы в различных конкурсах и фестивалях дают вам больше свободы или накладывают дополнительную ответственность?

Это помогает организовывать концерты. Люди думают: «А, если он выиграл столько призов, наверное, он не совсем плох». (Смеется.) Определенно, это открывает двери.

Вам легко дается участие в конкурсах?

Конкурсы это довольно стрессовые мероприятия. Не очень приятно напрямую конкурировать с другими исполнителями. К тому же музыка это не спорт, где, условно, просто нужно бежать как можно быстрее. В музыке же все не настолько объективно. Но я участвовал и побеждал в разных конкурсах это помогло мне в карьере.

джаз-12

В каких состояниях вам проще писать музыку?

Безусловно, сильные эмоциональные состояния подталкивают к самовыражению независимо от того, испытываешь ли ты грусть или радость.

Написание музыки для меня не рутина. Я не из тех суперрациональных людей, которые каждый день утром садятся за работу и  обязательно должны что-то сочинить. Когда у меня появляется идея, я записываю ее или напеваю, а потом уже использую при создании композиций.

Часто сложно именно начать, очень важно не застопориться перед чистым листом. Главное, чтобы появилась какая-то идея дальше я смогу ее развить.

джаз-4

Отличается ли восприятие джаза в разных странах?

Да, конечно. Есть страны, где зрители в целом уже хорошо знакомы с джазом там они будут узнавать, например, под влиянием каких композиторов написана та или иная музыка.

В некоторых странах люди слушают много других стилей, и, как мне кажется, воспринимают музыку по-другому: более прямо, потому что они обязательно стараются отнести ее к какому-то жанру. Но играть интересно для любой публики и в том, и в другом случае это вызов.

Но для вас что-то из этого сложнее или просто по-разному?

Сложнее играть в стране, где джаз слушают мало нужно больше времени, чтобы расположить к себе людей. Обычно инструментальная музыка без вокала ассоциируется с классикой, а если это не классическая музыка, и на сцене нет вокалистов, зрители часто думают: «Это, конечно, хорошо, но когда же уже все начнется?»

Top