20 ноября в театре имени Горького прошел концерт франко-немецкого квартета Франка Вёсте, во время которого музыканты представили композиции из альбома Pocket Rhapsody. В интервью «Культпросвету» Франк рассказал, как меняется джаз, зачем джазовым музыкантам классическое образование и как отличается восприятие джаза в разных странах.
Мы сейчас находимся в здании театра, и в Беларуси не очень принято проводить концерты в театральных залах. Насколько для вас важна атмосфера того пространства, где вы выступаете?
В первую очередь, конечно, важен звук. Когда ты занимаешься музыкой, важно адаптироваться к акустике. Например, есть залы, созданные специально для исполнения классической музыки. В нашем случае используются ударные, инструменты с усилением звука — это сильно отличается от обычного классического оркестра. Что касается театров, то звук здесь обычно настроен на оптимальное звучание голоса — а это, конечно, не наш случай…
Но вы же выкрутитесь?
Конечно! (Смеется.)
Если представить, что существует иерархия видов искусства, на каком месте в этой иерархии для вас находится музыка?
Для меня все виды искусства находятся на одном уровне. Я люблю вдохновляться другими формами искусства: театром, живописью, фотографией, кино… Все это подпитывает. Художник, например, может найти вдохновение, слушая определенную музыку…
А лично вы?
Я очень люблю киномузыку, литературу…
А когда вы читаете что-то, это не складывается в какую-то мелодию?
Да-да, иногда появляется особый ритм!
Возможно, как раз именно из-за этого особого ритма у вас есть любимые писатели?
Нужно подумать, наверняка есть более «музыкальные» писатели, чем остальные… Зависит ведь еще и от того, на каком языке читаешь…
Если представить себе другую иерархию — музыкальных жанров, на каком месте находится джаз?
Джаз для меня — это музыка, вдохновленная другими музыкальными жанрами, своего рода «плавильный котел» всех музыкальных жанров. Мне сложно сказать, что какой-то из стилей более ценный. Для меня не существует непреодолимых барьеров между разными стилями музыки.
Изначально я получил классическое музыкальное образование — и я обожаю классическую музыку, но в то же время слушаю много джаза, рока, блюза.
Джаз увлекает меня, потому что вбирает в себя влияние других стилей. Например, в джазовой гармонии очень много от классики, ритм скорее от блюза, африканской музыки, госпела… Джаз интересен для меня в первую очередь тем, что объединяет в себе абсолютно разные музыкальные формы и позволяет каждому исполнителю персонализировать свою музыку.
Классическое образование больше помогает или мешает джазовым музыкантам?
Мне кажется, скорее помогает. Даже джазовому музыканту нужно как минимум хорошо играть на своем инструменте. Классическое образование позволяет познакомиться с творчеством разных композиторов, выучить гармонию и прочее. Мне кажется, классическое образование очень полезно, если музыкант остается открытым для нового.
Меняется ли джаз? Влияет ли на него коммерциализация искусства, социально-политических изменения?
Да, безусловно. Джаз — это очень живая музыкальная форма, которая меняется с течением времени и, в первую очередь, под влиянием других стилей: есть музыканты, которые привносят в джаз элементы техно, электроники и прочего.
В истории джаза было много исполнителей, на музыку которых влияли социально-политические движения — их музыка была своего рода революционной. Например, Art Ensemble of Chicago создавали музыку в поддержку прав афроамериканцев.
Почему вы решили заниматься музыкой профессионально? Ведь не всегда любить музыку значит хотеть выступать на сцене…
Мне кажется, это даже не вопрос выбора. Если ты музыкант, в какой-то момент музыка становится таким страстным увлечением, что нет никакого желания заниматься чем бы то ни было другим. Что касается решения идти на сцену — конечно, можно заниматься музыкой у себя дома, но наступает момент, когда хочется поделиться этой музыкой с другими.
Для вас комфортнее выступать в одиночку или вместе с другими музыкантами?
Мне нравится и то, и другое. Но чаще мне хочется выступать с кем-то, потому что в моей музыке довольно много импровизации. Я очень люблю вдохновляться другими музыкантами, которые находятся на сцене вместе со мной: если кто-то из них начнет играть по-другому, мне тоже нужно будет играть по-другому.
Меняется ли с течением времени ваше отношение к музыке, которую вы писали раньше? Переслушиваете ли вы свои композиции?
Нет! Никогда! (Смеется.) Конечно, иногда я могу что-то послушать, но вообще свою музыку я слушаю очень редко. Думаю, из-за того, что у меня всегда есть желание двигаться вперед. Но если и слушаю что-то из старого, то, в принципе, воспринимаю это нормально: у меня не возникает желания все переделать.
Участие и победы в различных конкурсах и фестивалях дают вам больше свободы или накладывают дополнительную ответственность?
Это помогает организовывать концерты. Люди думают: «А, если он выиграл столько призов, наверное, он не совсем плох». (Смеется.) Определенно, это открывает двери.
Вам легко дается участие в конкурсах?
Конкурсы — это довольно стрессовые мероприятия. Не очень приятно напрямую конкурировать с другими исполнителями. К тому же музыка — это не спорт, где, условно, просто нужно бежать как можно быстрее. В музыке же все не настолько объективно. Но я участвовал и побеждал в разных конкурсах — это помогло мне в карьере.
В каких состояниях вам проще писать музыку?
Безусловно, сильные эмоциональные состояния подталкивают к самовыражению — независимо от того, испытываешь ли ты грусть или радость.
Написание музыки для меня не рутина. Я не из тех суперрациональных людей, которые каждый день утром садятся за работу и обязательно должны что-то сочинить. Когда у меня появляется идея, я записываю ее или напеваю, а потом уже использую при создании композиций.
Часто сложно именно начать, очень важно не застопориться перед чистым листом. Главное, чтобы появилась какая-то идея — дальше я смогу ее развить.
Отличается ли восприятие джаза в разных странах?
Да, конечно. Есть страны, где зрители в целом уже хорошо знакомы с джазом — там они будут узнавать, например, под влиянием каких композиторов написана та или иная музыка.
В некоторых странах люди слушают много других стилей, и, как мне кажется, воспринимают музыку по-другому: более прямо, потому что они обязательно стараются отнести ее к какому-то жанру. Но играть интересно для любой публики — и в том, и в другом случае это вызов.
Но для вас что-то из этого сложнее или просто по-разному?
Сложнее играть в стране, где джаз слушают мало — нужно больше времени, чтобы расположить к себе людей. Обычно инструментальная музыка без вокала ассоциируется с классикой, а если это не классическая музыка, и на сцене нет вокалистов, зрители часто думают: «Это, конечно, хорошо, но когда же уже все начнется?»