«Культпросвет» съездил на недельный отпуск к морю — и заодно посмотрел больше дюжины фестивальных новинок на восьмом международном кинофоруме, который прошел в Одессе с 14 по 22 июля.
Никогда не были фанатами красных дорожек и проходного кино, поэтому провести середину лета в прохладе одесских кинотеатров показалось нам прекрасной идеей. Демократичная цена входного квитка в 80 гривен (? 6 BYN), семь фестивальных площадок и программа сеансов, легко умещающаяся на десяти листах формата A5, — почему бы не поностальгировать по «Лістападу» в середине июля? Одно но.
Несмотря на то что Одесский фестиваль — один из самых молодых, только что состоявшийся форум прошел на удивление пышно и амбициозно. В планах организаторов — стать «главным кинофорумом Восточной Европы», и, похоже, цель вполне себе достижимая. Рассказываем почему.
Этим июлем в Одессу заглянули Изабель Юппер, Агнешка Холланд, Кристиан Петцольд, Сергей Лозница, Заза Урушадзе, Роман Бондарчук и другие яркие представители киноиндустрии. Можно было просто взять и прийти на творческую встречу со своим кумиром, за копейки попасть на мастер-класс, стать участником летней киношколы. Но «Культпросвет» избрал немного другой путь.
Фестиваль фестивалей
Мы посмотрели 15 лент, в числе которых хиты из секции аншлагов «Фестиваль фестивалей» — «По ту сторону надежды» Каурисмяки и «Роковое искушение» Копполы (за неделю до проката в Минске). Надо признаться, лауреат нынешнего Берлинале от финна с широкой фильмографией нас мало порадовал, хотя кто бы мог подумать, что все еще можно снять кино, с необычного ракурса показывающее жизнь беженцев? Так вот можно. Зато раздолье феминизма, сочная самоирония и главные блондинки Голливуда, в кровь бьющиеся за полуживое тело Колина Фаррела, — что ни на есть лучшая альтернатива принятию солнечных ванн.
В рамках «Фестиваля фестивалей» в первый день показов запустили греко-болгарский фильм «Слава», который особенно пришелся по душе минской публике еще в прошлом году. Драма драм о правде моментами смахивает на документальное кино: выборочные эпизоды сняты ручной камерой, а в центре внимания — герой, который не может не вызывать чувства сопереживания. Кристина Грозева сделала кино о том, как слава раздевает до нитки тех, кто никогда о ней не мечтал. Так что «Слава» — высказывание о чести и гуманности, пусть и из уст заики.
Главным фильмом «Фестиваля фестивалей» для редакции стала «Аритмия» — новинка Бориса Хлебникова, видного представителя новой волны российского кино. На одесском экране он премьеровал, так сказать, предисловие к «Нелюбви» — историю острого кризиса в отношениях типичной российской пары «25+», через десяток лет обещающей стать героями уже Звягинцева.
Он — врач «Скорой помощи», она — медсестра, и на фоне краха их личной жизни более буквально рушатся жизни тех, к кому так и не доехала нескорая скорая. В натуралистичности изображения подноготной врачей лента в чем-то перекликается с хитом «Кровь» бесстрашной Алины Рудницкой.
«Аритмия» драматургически совершенна — и это практически при полном отсутствии музыкальной подложки. Единственным в саундтреке становится некогда раздражающий Стрыкало, но даже его появление здесь внезапно мотивировано, а «Яхта-парус» звучит гимном темной стороны профессионалов, строящих карьеры, но ломающих свои же судьбы.
В той же секции показали фантастическую анимацию «Девочка-безручка» по мотивам братьев Гримм. Рассинхрон формы и содержания, когда неоновая картинка наводит на приятнейшую рефлексию и чилл, а контент в то же время ухищряется быть кровавым экшном, можно смело назвать прорывом в сфере анимационных фильмов. С этим были солидарны и в жюри именитых фестивалей: дебютный полный метр молодого Себастьяна Лоденбаха показали на последнем Каннском фесте в секции ACID, а еще наградили призом жюри на старейшем фестивале анимации в Анси.
Семидесятиминутная зарисовка о дружбе с дьяволом смотрится легко, хотя показывать ее детям не лучшая идея: эдакая «Игра престолов», пропущенная через кропотливый труд французских аниматоров.
ОМКФ — детям
Для маленького зрителя организаторы совместно с Children Kinofest подготовили отдельный блок «ОМКФ детям». Мы посмотрели только один фильм этой секции, снятый по первой книге из серии о Молли Мун. История про смекалистую сироту, в руки которой случайно попадает стратегическое оружие — волшебная книга гипноза, — хоть и претендует на культовость киносаги о Гарри Поттере, намекая на возможные экранизации других книг серии, при этом сильно пахнет коммерцией, грешит поднадоевшими кинотвистами и вынуждает никогда больше не пересматривать ленту.
Основной конкурс
Бывает же, что посмотришь три фильма из двенадцати — и удачно наткнешься на:
— Гран-при кинофорума. «Король бельгийцев» — колоритное роуд-муви по коварным красотам Балкан, политизированная одиссея о короле, который никак не доберется до своей короны. Питер Бросенс и Джессика Вудворт, больше известные как документалисты, взялись за эту, кстати, ничуть не пошлую комедию, сделав ставку на концентрированную ироничность и простоту киноязыка. Не прогадали.
— «Нового Тарковского» — так абсолютно серьезно называют Юрия Речинского, режиссера украино-австрийской картины «Январь-Март», показанной одновременно и в международном, и в национальном конкурсе. Кино рассказывает две параллельные истории о распаде личности и распаде семьи. Оно шумное, красное, тошнотворное, странное — и безупречно красивое. «Я пытался передать некие состояния, которые, на мой взгляд, являются ценным и, к сожалению, неизбежным опытом человеческой жизни», — на Q&A поделился автор картины. Чтобы вы понимали, «Культпросвет» посмотрел этот кинотлен дважды.
— Литовско-французскую драму об украинской и не только войне. «Иней» — самый холодный фильм основного конкурса — в Одессе ждали особенно горячо. На экране разворачивается немногословная история миловидного литовца, которому поручено необычное задание — перевезти гуманитарную помощь на войну в Украину: юноша без задней мысли соглашается, чем обрекает груз, себя и свою половину на верную смерть. Шарунас Бартас, апологет независимого литовского кино, избегает пафосных перипетий, свойственных антивоенной классике, и создает качественно новое кино, припорошенное кровавым снегом и пленяющее обаятельной улыбкой звездной Ванессы Паради в скромной роли. Музыки нет, только интершум дорог и импровизированная симфония войны.
Документальное
Нынешний одесский фестиваль сложно назвать богатым на документальные новинки. Мы сделали ставки на «Ничевуд» Сони Кронлунд — и остались довольны выбором. Оптика Сони обращается к Салиму Шахину — пожалуй, самому популярному режиссеру Афганистана. Он отшучивается: «Есть Голливуд, есть Болливуд. А у нас Ничевуд: не просто малобюджетное — совершенно безбюджетное кино». Тем не менее Шахин снял 114 (пусть и наивных) фильмов за свой счет, привлекая членов семьи и знакомых. Кино вдохновляющее, откровенное, честное: о нескончаемом энтузиазме и верной службе мечте детства.
Сериалы!
В этом году копилка ОМКФ пополнилась новой секцией — «Сериалы». Идея вот в чем: на широком экране показывают два первых эпизода сериалов из пяти стран мира. «Культпросвет» посмотрел датский «Взятие в заложники» — и уже активно мониторит торрент-трекеры в ожидании других серий о заложниках в копенгагенском метро. Кстати, на фестах с именем такой формат практикуют давно.
К тому же
В секциях «Специальные показы» и «Международная ретроспектива» на всякий случай показали не лучший фильм Тарантино из далекого 1997 года («Джеки Браун»), режиссерскую версию «Чужого», «Мандарины» Зазы Урушадзе и «Ученика» Серебренникова — а мало ли кто не смотрел.
В «Гала-премьерах» зазвездил Роберт Паттинсон — после съемок в «Хорошем времени» его можно насовсем оправдать за амплуа в «Сумерках». Но в первую очередь новая драма братьев Сэфди — самая зрительская в их фильмографии — запомнилась саундтреком: его тепло приняли и в Каннах. Криминальное кино Сэфди напичкано амфетаминами, барбитарутами и психологизмами в попытке оправдать природу грабителя с наполеоновскими планами, сводящимися к классическому «ни поездов, ни самолетов».
И еще несколько фактов, которые вам наверняка будет интересно узнать:
- русскоязычные фильмы в Одессе показывают с украинскими субтитрами, а перед каждым сеансом солидарно хлопают Олегу Сенцову;
- у фестиваля довольно компактная география: топовое кино крутят в двух кинотеатрах. Это фестивальный комплекс «Родина» и Фестивальный дворец, то есть Театр музкомедии, который на время феста переквалифицировался в эпицентр основного конкурса;
- интересная инициатива — бесплатные показы на Потемкинской лестнице: представьте, тысячи одесситов и гостей собираются на ступеньках с пледами и чаем, чтобы посмотреть жемчужины немого кинематографа в сопровождении оркестра — с прекрасным видом на море. Мы попали на показ «Дамского счастья» по мотивам Эмиля Золя: наивно, но красиво и свежо;
- похожие сеансы проводятся и в «Зеленом театре» — это такой FSP, проходящий не в одни выходные года, а ежедневно. Там крутят кино, продают уличную еду и бесконечно релаксируют.
Но самый главный плюс Одесского кинофестиваля — в календарных сроках: он проходит в июле, после проведения Берлинале и Каннского форума, так что у отборщиков есть основательные ориентиры, какое свежее кино можно и нужно смотреть. Если резюмировать, ОМКФ — своевременный обзор нового фестивального кино без шенгена, сумасшедших трат и английского разговорника.