27 июля в Национальном центре современных искусств состоится показ танцевального перформанса «Белорусское море» – документальной национальной трагикомедии о мечтах и реальности, трансформации и взаимодействии этих двух «состояний». Об идее и процессе создания постановки, личной ответственности и необходимости ее на себя брать «Культпросвет» поговорил с Ириной Широкой, постановщицей и хореографкой «Белорусского моря».
Ирина Широкая – создательница и руководительница SKYLINE DANCE THEATRE
«Белорусское море». Откуда возникла тема перформанса? Что стало основным импульсом для начала работы – образ, ощущение, мысль, событие?
Преамбула создания «Белорусского моря» была в невозможности уехать зимой отдохнуть куда-нибудь, где тепло и солнечно. Эта навязчивая идея поселилась в голове, и каждый раз я возвращалась к мечтаниям и грезам по этому поводу. Нет, по сути, можно было приложить некое усилие и осуществить желаемое, но состояние «жалеть себя и оставаться в зоне комфорта» перевесило образ «моря». Проанализировав эту ситуацию, я осознала, что поступаю таким образом довольно часто, и стала проводить опросы в направлении своей мысли. Оказалось, что проблема общенациональная (если не общечеловеческая). И «ждуны» неспроста появились именно сейчас.
К тому моменту, как ты начала работу с исполнителями, в твоей голове уже жила сформированная идея? Или это было скорее направление мысли, которое в процессе «исследования» конкретизировалось?
В случае «Белорусского моря» идея сформировалась довольно четко: в первую очередь, она решается за счет пространства, исполнители же являются некими «мыслительными» проводниками. Я не могу сказать, что в этой работе была глубокая лабораторная проработка задач, как, например, в «Коммуне», но и «обнуленными» исполнителей не назовешь.
Премьера перформанса состоялась около полугода назад в рамках Вечера современной хореографии «Теплообмен». Пережила ли работа какие-то трансформации за прошедшее полугодие?
Каждый раз возвращаясь к проекту, мы заново исследуем задачу и стараемся углубить наше взаимоотношение с проблематикой перформанса, поэтому изменения определенно есть, «Белорусское море» становится глубже и шире, от каких-то решений я отказываюсь, где-то возникают новые.
«Документальная национальная трагикомедия» – серьезное определение со многими смыслами. Чем обусловлен выбор?
Я решила присвоить работе жанр трагикомедии, потому как – «и больно, и смешно», а национальной и документальной работа стала, потому как, на мой взгляд, белорусам присуща та самая категория «ожидания» и некая «инфантильность».
«Уехать бы, отдохнуть бы, научиться бы, сделать бы…» – как ты поступаешь со всеми этими внутренними «бы»?
Я – белоруска, и мне также свойственны эти качества. Сложно судить, но, наверное, все кроется в образовании и воспитании, в готовности брать ответственность за свою личную жизнь и не ждать, что кто-то подарит тебе реализованные мечты на блюдечке с голубой каемочкой. Нашла ли для себя решение – скорее нет, чем да: способность замечать за собой «белорусское море» и анализировать причинно-следственность – это уже успех!
Напомним: посмотреть перформанс «Белорусское море» можно 27 июля в НЦСИ в 19:00. Билеты в кассе, бронирование – тут.