Накануне проведения очередной игры «litERA Quiz» — первого литературного паб-квиза в Минске — «Культпросвет» встретился с организаторами Павлом Можейко и Дмитрием Акопяном, чтобы узнать у них: литература в пабах — это вообще нормально?
Павел, Дмитрий, расскажите, что вдохновило вас на создание литературного квиза? Или кто?
П: До проведения квизов я никогда не играл в интеллектуальные игры, а вот мои хорошие друзья давно и успешно ими занимаются. Создают так называемые «медийные», посвященные музыке и кино, паб-квизы — «Мелотрек», «Киноманьяки»… Глядя на их опыт, я решил, что тоже мог бы проводить что-то похожее для друзей.
Все началось на работе: я работаю в офисе, проектировщиком, и дни рождения у нас проходят довольно скучно, программно. И однажды я решил разнообразить свой день рождения: если хочешь что-то сделать хорошо — сделай сам. Так и провел тематический инженерный квиз, который сам и подготовил. И мне это понравилось.
А так как я очень люблю читать, задумался о том, что в Минске нет ни одного литературного квиза, хорошо если попадаются штучные вопросы по литературе в квизах другой тематики. Более того, недавно узнал, что тема литературного квиза нова и для такого большого города, как Санкт-Петербург! А ведь литература — область довольно обширная, пусть и не такая популярная в наше время, как те же кино и музыка. Снова-таки — решил начать с игр для друзей. Собирал материал, продумывал идеи, и на выходе получились две полноценные игры, которые я не торопился кому-либо показывать.
Одновременно с моей работой над материалом в клубе «Граффити» знакомые запускали квиз «smART battle», я предложил организаторам заняться редактурой литературного блока — тогда и рассказал им о своих наработках. Однако мне порекомендовали запустить самостоятельную игру, что, в общем-то, и побудило меня действовать. Совместно мы провели тестовую бесплатную игру, которая показала: спрос на мероприятия подобного рода есть. А после ко мне присоединился Дима.
Д: Добавлю, что также существует квиз под названием «Аўdzienцыя», во многом посвящённый литературе, но он проходит довольно редко и не может в одиночку удовлетворить широкие культурные запросы минчан.
Каковы критерии отбора литературы для написания вопросов?
П: Мы стараемся вообще не трогать «проходную», бульварную прозу, если только это не сделает вопрос интересным…
Д: Донцовой у нас нет…
П: Да, Донцову и однообразные фэнтезийные и криминальные серии мы не используем. Стараемся посвящать вопросы литературе разных жанров: это и фантастика, и детективы, и классика, и драматургия, и даже документалистика. К тому же у нас есть вопросы, касающиеся не только литературы, но и книги как объекта, издательского дела.
П: И стараемся брать лучшее. К счастью, «лучшего» этого довольно много, поэтому есть где «разгуляться». Но нужно учитывать, что формат паб-квиза — упрощенный вариант серьезных интеллектуальных игр (таких, например, как «Что? Где? Когда?»), и я называю это форматом «среза». То есть мы берем какую-то тему и собираем вопросы под нее. Вопросы каждого из 9 туров у нас объединены неким общим принципом. Так, например, мы можем задать подряд 7 вопросов в виде фрагментов реально существующих обложек.
Какие еще туры есть в вашем квизе? Они постоянные или меняются в каждой игре?
П: Каждый раз мы стараемся представить 2-3 тура с новой идеей и механикой. Сами вопросы по содержанию бывают графическими, текстовыми, тематическими, смешанными… Я не могу сейчас перечислить все, но есть программные — например, «Ребусы». Мы берем название книги и задаем его графическим ребусом. Это может быть одна картинка, комбинация иллюстраций или даже математический пример, но все они каким-то образом должны «говорить» о названии. А вверху для подсказки указываем инициалы автора — «Л.Б.» или «И.К.», например. Иногда участники выдают очень интересные идеи, которые не приходят к нам в голову при составлении вопросов!
У нас присутствуют вопросы, отсылающие в рамках литературы к другим видам искусства: изобразительному, кино, театру и т.д.
Есть туры, в которых на вопросы можно ответить только при помощи логики, есть и вопросы на чистое знание. Так, в предпоследнем туре мы традиционно показываем фотографии писателей, но теперь мы его модернизировали: сейчас он скорее «фототекстовый», то есть текст — подсказка к фотографии, а фотография — к тексту.
Встречаются у нас и тематические туры, полностью посвященные, например, издательскому делу. Вопросы там касаются необычных изданий и тиражей, специфических типографских терминов. Сюда же можно отнести тур литературных портретов или тур, посвященный жанрам. В целом, в каждой игре у нас несколько туров завязаны непосредственно на работу с текстом литературного источника.
Кстати, после игры мы всегда проводим анализ каждого вопроса на процент правильных ответов. Это позволяет увидеть, какой получилось игра: сложной или легкой, нужно ли «закручивать гайки» или наоборот. Успешной мы считаем игру, в которой было дано от 50 до 70% верных ответов. При таких показателях играется весело, но в то же время не все легко, есть возможность узнать что-то новое. Потому что, как правило, запоминаются те вопросы, на которые ты сам не ответил.
Какое место занимает белорусская литература в квизе?
П: Стараемся, конечно, где возможно ее использовать — мы о ней знаем и помним, у нас есть интересующаяся белорусскоязычная аудитория. Но есть ряд ограничивающих моментов: например, в белорусских издательствах книг с интересными обложками, во-первых, не так много, во-вторых они в основном представляют собой серийные издания.
Д: И экранизируют белорусских авторов не так часто, много вопросов не насобираешь.
П: Да, можно пересчитать по пальцам, и половина из них будет по произведениям Быкова и Короткевича, хотя они, конечно, того стоят. Но мы обязательно обращаем на нее внимание! Как правило, из 7-8 вопросов в туре мы оставляем 2-3 вопроса на белорусскую литературу, если находится интересный материал.
Как проходит отбор команд? Они сами выходят на вас или вы привлекаете?
П: Происходит двусторонний процесс: и нас кто-то ищет, и мы стараемся делать рассылки. Мы не сторонники агрессивной рекламы и никому не платим, чтобы это бесконечно мелькало в социальных сетях. У нас не те бюджеты и в корне другое видение паб-квиза. Сейчас это движение набирает популярность, участвуют все больше команд, и, конечно, это не может нас не радовать…
Д: …но при этом так сложно отказаться от камерной уютной атмосферы небольшого паба. В общем, нас одолевают противоречивые чувства: с одной стороны, хочется, чтобы о нас узнавало все больше людей, а с другой — сохранить эту литературную душевность.
И все же: существуют критерии при отборе команд?
П: Критериев нет, мы рады видеть всех!
Д: Кто первый успеет зарегистрироваться.
П: Отбор происходит естественный. Кто-то пришел — не понравилось — ушел, а кому-то понравилось, он вернется и позовет друзей.
Д: Кстати, те команды, которые были с нами на самых первых играх, ходят до сих пор. Это, вероятно, лучший показатель качества квиза.
Сколько команд вы готовы принять на одну игру?
П: На данный момент у нас есть определенная целевая аудитория, которая составляет 10-15 команд по 6 человек, пусть и не всегда они собираются полным составом — для конкуренции хватает!
Д: И в тоже время у всех есть шансы на победу. Потому что приходишь на «МозгоБойню» — а там 60 команд, так что даже блестящая игра не всегда гарантирует место в первой десятке. А у нас возможно все.
Помимо того, что квиз — литературный, у него есть еще какие-то особенности?
П: Отличаемся, наверное, подарками. Возможно, покажется банальным, но каждой выигравшей команде мы дарим… книгу! Стараемся подбирать разную литературу: по стоимости, качеству издания, содержанию, жанру. А вообще, набор подарков у нас всегда одинаковый: книга, шампанское, коробка конфет и диплом с названием команды и призовым местом.
П: Еще одна особенность нашего квиза — это музыка. Мы слушаем джаз! Я часто хожу на квизы, и на многих мне мешает гремящая отвлекающая музыка. Сам я люблю «живую» музыку — джаз, блюз, рок, рок-н-ролл. Может, поэтому на наших играх играет фоновая музыка в исполнении известных джазовых музыкантов 60-70 гг. прошлого столетия — мне показалось, что микс из литературы и джаза очень удачно сработает.
Кто занимается организацией и пишет вопросы к викторине?
П: Все делаем сами: пишем вопросы, закупаем подарки, распечатываем бланки для ответов команд. В роли ведущих выступаем также мы с Димой: или поочередно, или, например, я первый день, а он второй игровой день. Мы заинтересованы все делать самостоятельно. Так мы обеспечим себе контроль за игрой и прямую связь с нашей аудиторией.
И последний вопрос: насколько этично совмещение формата паб-квиза и литературы? Можно ли обращаться к памяти, например, того же Льва Николаевича за бокалом пива? Или это такая трансформация восприятия книги в нынешнем веке и попытка привлечь внимание к литературе хотя бы в таком, мягко говоря, развлекательном формате?
П: Прежде всего, каждый должен ответить для себя на вопрос, является ли для него литература эдакой «священной коровой»? Если, по его мнению, она маяк клубной элитарности и эстетства, божество, служить которому должно лишь в смокинге, говоря полушепотом и смотря сквозь позолоченное пенсне на тексты Джойса, Гессе, Шекспира и Толстого, то атмосфера разрисованного граффити паба в любом случае покажется оскорбительной, и алкоголь тут ни при чем.
Но если мы уберем из паб-квиза собственно паб (читай — неформальную обстановку), начнем проводить лекции и обсуждать игру светотени в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре», то квиз рискует превратиться в еще один книжный клуб.
Ну и, наконец, о Толстом за бокалом пенного. Давайте будем честными, ведь куда лучше обращаться за бокалом к милым стихам Асадова, занимательным рассказам Чапека, искрометной сатире Ильфа и Петрова, нежели предаваться политическим спорам об очередной ангажированной пропагандистской передовице. Если застольные сплетни будут хоть иногда вытесняться разговорами о литературе, от этого потеряют разве что сами сплетни.
Мы считаем, что книги уместны везде: в барах и пиццериях, в общественном транспорте, на пикнике, в приемных, в тюрьмах и казармах, у подушки, в туалетах, наконец, и, конечно, на наших столах, но при том условии, что они делают нас умнее, радостнее, глубже и добрее, помогают пережить трудные минуты, найти ответы на вопросы или просто разнообразить скучный быт.
Читайте!