Через неделю в Минске стартует третий фестиваль квир-культуры DOTYK. 11 дней, 36 мероприятий и бесконечное сияние – организаторы обещают раскрасить нашу жизнь яркими красками в новом пространстве «Столовка XYZ» на Фабрициуса, 4.
Аня Лок, Валя Говор, Богдан Хмельницкий и Сергей Касперович рассказали об эволюции фестиваля, мероприятиях, которые обязательно стоит посетить в этом году, а также передавали бесконечные благодарности волонтерке Саше.
О концепции фестиваля
Аня Лок (директорка фестиваля, программная директорка): Фокус DOTYKа этого года – солидарность и сообщество. Эти идеи мы постарались отразить и в программе, и в рекламной кампании фестиваля. Для проведения мероприятий было приглашено много партнерских и дружественных организаций и инициатив, которые специально для фестиваля создали новые либо согласились повторить свои успешные проекты.
Что касается визуального представления, блестки хорошо визуализируют нашу идею: одна блестка едва видна, в то время как их множество и разнообразие рождают сияние.
Багдан Хмяльніцкі (арт-менеджэр): Фестываль праводзіцца напрыканцы зімы, люты лічыцца шэрым месяцам, і ўвогуле, калі паглядзець навуліцу, паўсюль шэрыя будынкі, месцамі падталы снег, і гэтую шэрасць можна разбавіць нашым фестывалем. Блесткі – гэта тое, што выпускае нашу энэргію, радасць, расфарбоўвае сумны горад яскравымі колерамі.
Валя Говор (арт-директорка): Блестки – это собирательный образ: это и фан, и солидарность, и разнообразие, и множество. Они про любовь к уникальности каждого человека.
Об аудитории
Аня: Фестиваль, как каждый крупный ивент, состоит из большого количества мероприятий. В этом году у нас будет 36 событий – часть из них для ЛГБТК+ сообщества, часть – для феминистского, часть – для широкой аудитории. Мы реально оцениваем наши ресурсы и понимаем, что условный «белый гетеросексуальный мужчина среднего класса» зайдет на наш фестиваль только в том случае, если он работает на заводе, в здании которого находится Столовка XYZ, и ему будет интересно посмотреть, что же там происходит. Мы не ждем массового наплыва совсем неподготовленных зрителей. Фестиваль пройдет уже в третий раз, поэтому мы ожидаем публику, которая знает, куда и зачем она идет.
Валя: Кроме того, мы хотим привлекать арт-активистов, потребителей арт-продуктов, людей, которые интересуются правами человека.
Если получится, что к нам придут зрители, у которых есть предрассудки и стереотипы, и задумаются над какими-то вопросами, это значит, что мы достигли своей цели. Выработка лояльности к тем слоям населения, к которым часто в обществе относятся предвзято, – одна из наших целей.
Сергей Касперович (проектный менеджер): Наша цель также состоит в том, чтобы к нам могли прийти разные люди. Например, сейчас поступил запрос на обеспечение доступа в пространство для людей с инвалидностью, и мы думаем, как обустроить Столовую XYZ для них.
Багдан: Сама супольнасць дапамагае ствараць фестываль. На мінулых фестывалях мы атрымлівалі фідбэк і з улікам яго карэктавалі праграму так, каб кожны мог адчуць сябе камфортна: убачаным і пачутым.
Об эволюции фестиваля
Валя: Первый фестиваль был немного андеграундным как в организационном, так и в информационном плане. Впервые проходил DOTYK, первый год существовал MAKEOUT (прим. проект о гендере, сексуальности и особенностях их проявления в Беларуси). О вопросах гендерной и сексуальной идентичности в принципе говорили не так много. За три года ребятам удалось развить сообщество и информационное поле для него. Свой вклад вносят и «Журналисты за толерантность», которые борются за корректное освещение тематики.
Аня: Второй фестиваль делала уже более опытная команда – мы выросли как профессионалы и больше внимания уделяли организационной работе и планированию. И, конечно, большое спасибо не только команде, но и всем волонтерам, которые нам помогали и помогают.
Багдан: Аб’ектыўна за апошні час змянілася і асвятленне тэматыкі фестывалю ў медыя, тэма стала агучвацца больш галосна як у інтэрнэт-рэсурсах, так і ў сацыяльных сетках. Канешне, гэта паўплывала на колькасць людзей, якія ўжо нешта чулі пра квір, але хацелі б паглыбіць свае веды па гэтай тэме. І наш фестываль, які з’яўляецца таксама і адукацыйнай пляцоўкай, дапамагае разабрацца ў гэтым. Тым больш квір сёння – гэта модна, таму да нас у тым ліку прыходзіць шмат моладзі.
Об обеспечении безопасности
Аня: Безопасность – одна из приоритетных для нас тем.
Багдан: Мы добра ўсведамляем розныя патэнцыйныя небяспекі: з тэхнічнага і інфармацыйнага боку, з боку некаторых наведавальнікаў. Таму перад фестывалямі праводзім інструктажы для каманды і валанцёраў, імкнемся зрабіць сабе падушку бяспекі. Некаторыя мерапрыемствы накіраваны на абмен досведам паміж нашым фестывалем і замежнымі, і на такіх дыскусіях мы абмяркоўваем агульныя праблемы і шукаем шляхі іх вырашэння.
Валя: Важным для нас является и желание анонимности наших посетителей. В прошлом году мы предлагали тем, кто не хочет быть на фотографиях, повязывать ленты определенного цвета, и просили фотографов обращать на это внимание. В этом году съемка будет разрешена только для аккредитованных фотографов. И, естественно, мы будем предупреждать посетителей о съемке на мероприятиях и информировать об обозначениях для тех, кто не хочет быть на снимках. На панорамные снимки люди, конечно, все равно могут попасть.
О взаимодействии с государственными институциями
Сергей: Часто мы сами пытаемся выйти на общение с государством – взаимодействовать нужно со всеми. И государственными учреждениями зачастую не против сотрудничества – все зависит от того, насколько нейтрален контент, который мы предлагаем.
Аня: У нас был прекрасный опыт сотрудничества с НЦСИ (Национальный центр современного искусства – прим. Культпросвет) на проспекте Независимости – в сентябре мы проводили там выставку, посвященную американскому и европейскому авангарду. Все прошло хорошо, там даже проводили школьные экскурсии, но и контент был довольно невинный.
Мини-гайд от организаторов
Багдан: Адначасова з адкрыццем самога фестывалю адчыніцца выстава «Мы (не) адныя» / «We are (not) alone». Гэта будзе вельмі цікава, тым больш з улікам таго, што мы граем з новай прасторай экс-сталоўкі, дзе захавалася шмат памяшканняў: кухня, халодны цэх, грузавыя ліфты, – гэта ўсе займальна з пункту гледжання куратарства.
Сергей: Я бы посоветовал обратить внимание на короткометражную анимационную программу. Это шведские фильмы, они очень разные по технике исполнения: есть и кукольная анимация, и рисованная, и компьютерная, а также по тематике: драмы, комедии, истории любви.
Валя: Для меня особенно важны документальные фильмы, которые в этом году составляют значительную часть кинопрограммы.
Мы покажем фильмы «Превращаясь в Энн-Кристин» о священнике, который совершает операцию по коррекции пола, «Грешник в Мекке» о религиозном мусульманине-гее, совершающем свой духовный путь к колыбели ислама, «Сонита» об афганской девушке, которая вместо того, чтобы хотеть выйти замуж за навязанного ей жениха, читает рэп и снимает клипы. Фильмом открытия станет лента «Кто теперь меня полюбит?» –картина о гомосексуале из религиозной иудейской семьи, который после каминг-аута уезжает жить в Лондон. Там он ведет счастливую жизнь, поет в гей-хоре, а потом узнает, что он ВИЧ-положительный, и, конечно, в такой ситуации ему хочется быть ближе к семье, своим корням, чувствовать поддержку.
Мне кажется, что документальные фильмы важны, потому что они вызывают эмпатию, рассказывают истории не каких-то абстрактных персонажей, а реальных людей.
Аня: В этом году мы ввели новый формат встреч – художественный «ужин». Мы пригласили Глеба Напреенко, редактора журнала «Разногласия» (спецпроект Colta.ru), 11-й выпуск которого как раз был о квир-культуре в широком ее понимании. Создатели исследовали разные аспектык вир, от городского пространства и странной, но очень прогрессивной музыки 90-х до правового регулирования отношений между полами. Нам кажется, что это мероприятие будет интересно в первую очередь журналистам, тем, кто занимается культурной аналитикой.
Багдан: Таксама я хачу звярнуць увагу на менскі квір-шпацыр, які праводзіцца сумесна з MAKEOUT. Ён адбудзецца цягам дзвюх субот, мы звернем увагу на падзеі, якія адбываліся ў горадзе напрыканцы 90-х-пачатку 2000-х, і месцы, звязаныя с супольнасцю. Мы будзем разам даследваць гарадскую прастору, вяртаць згубленную памяць прапрадстаўнікоў кам’юніці і ўпісваць яе ў гарадскі кантэкст нанова.
Аня: Приходите на открытие в 24 февраля в 19.00, это будет очень вдохновляюще (смеется).
Подробная программа фестиваля DOTYK.