Объявленная в разгар экономического кризиса идея проведения «Года культуры» со стороны казалась неудачной затеей, граничившей с безрассудством. Так и получилось. Государству, погруженному в изобретение новых налогов, явно было не до вопросов искусства. Бизнес, которому по закону делегировали почетную миссию меценатства, тоже считал каждую копейку. Просевшая прибыль заставила потуже затянуть пояса даже бывалых спонсоров, а культурная среда развивалась скорее не благодаря, а вопреки.
Финансовое голодание в итоге превратило благие намерения «Года культуры» в неистовый фарс, когда даже к республиканским творческим коллективам вроде «Хорошек» или «Песняров» чиновники стали присматриваться с позиции соответствия коммерческой привлекательности.
Переболел этими тенденциями и белорусский кинематограф. Недостроенный до сих пор «Беларусьфильм» настроили генерировать контент для телевидения, параллельно занявшись оптимизацией его штатного состава. Да так лихо, что чуть не лишили старейшего документального подразделения – студии «Летопись». Турбулентно складывалась судьба международного фестиваля «Лістапад» – средств на проведение форума его администрация добивалась чуть ли не боем.
Зато существующие без госдотаций кинематографисты и арт-менеджеры радовали своей активностью, которая с каждым годом приносит все больше плодов. «Культпросвет» вспоминает, что существенного произошло в сфере национального кино за последние 365 дней.
«Партизанфильм» из последних сил
Целый год некогда уважаемая киноплощадка страны только и занималась тем, что генерировала бульварные инфоповоды для СМИ. Сперва коллектив «Беларусьфильма» нещадно «оптимизировали»: одних работников сокращали, с другими просто не продлевали контракт. Затем творческие подразделения, в которые входит также студия «Летопись», пытались ликвидировать, объединив их в единое целое. Слияния не произошло – публичное обсуждение в масс-медиа возможных изменений на время помогло сохранить старую структуру нацстудии. Еще не уволенные сотрудники сопротивлялись неизбежным переменам как могли – строчили гневные анонимки в адрес Администрации президента.
Помимо нелицеприятных скандалов похвастаться «Беларусьфильму» оказалось особенно и нечем. Сериал про монтажников-высотников «Держись за облака», который готовили для продажи на российское телевидение, так до конца и не сняли – проект сейчас заморожен. С многострадальной картиной «Следы на воде» вышла чехарда – фильм отобрали у белорусского режиссера Андрея Голубева («Чаклун и Румба») и доверили снимать известному Егору Кончаловскому («Антикиллер»), но из-за возникших разногласий постановщиком оказался Александр Анисимов (дебют «Невероятное перемещение»). По словам гендиректора «Беларусьфильма» Игоря Поршнева, картина появится в кино весной 2017 года.
Также анонсирован релиз альманаха дебютных работ выпускников Академии искусств, конкурс заявок на который по неясным причинам дважды повторялся. Присовокупим сюда объективно не слишком удачно прошедший в кинотеатрах показ полнометражной версии телефильма «Государственная граница 2».
Получается совсем не густо. Для национальной студии, на содержание которой государство тратит бюджетные средства, нынешний сезон оказался на редкость провальным. Неудачи можно списать на продолжающуюся вот уже десять лет реконструкцию «Беларусьфильма», но, кажется, корень всех бед кроется в неэффективном менеджменте и продвижении готовых картин. Большинство из них, а речь идет в первую очередь об анимации и документалистике, до массового зрителя так и не доходят. И эту проблему надо решать.
Курейчик, Лаврецкий и все-все-все
Пальму первенства у забуксовавшего госкино в лице «Беларусьфильма» перехватила хаотично развивающаяся среда независимых авторов. Тренд наметился в прошлом году и утвердился в этом, благодаря многочисленным заявкам, поступившим на местные фестивали. В основном, конечно, речь идет о короткометражных работах, поднимающих разнообразный спектр тем: от персонального одиночества («ДвадцатьШестнадцать») до фиксации современной мифологии (проект «Хронотопь»). Большая часть картин снимается авторами за собственные средства, хотя начали появляться успешные примеры белорусского кинокраудфандинга – первопроходцем стала мелодрама Кирилла Галицкого «Называйте это как хотите», собравшая более 7 тыс. рублей на постпродакшн звука.
Отчаянные энтузиасты замахнулись и на полный метр, главными героями которого чаще всего становится молодежь. Победитель прошлогоднего Национального конкурса «Лістапад» Никита Лаврецкий в этом году показал романтическую комедию «Любовь и партнерство». Драма взросления «Граф в Апельсинах» Влады Сеньковой попала на Московский кинофестиваль и немецкий Котбус, а также шла в ограниченном прокате.
К слову о прокате. Маркером перемен в кинопроизводстве стало желание белорусских авторов превратить свое хобби в некое подобие бизнеса. Первые результативные шаги в данном направлении сделал набивший руку на российских комедиях Андрей Курейчик. Его картина «Гараш» в начале года продемонстрировала неплохой результат по части сборов – впервые в истории национального кино независимый проект вышел хотя бы на условную самоокупаемость. Авторы решили закрепить результат с новой картиной «Партизанфильм», выбрав для премьеры самое удачное время – канун Нового года.
Драйв Курейчика и его команды единомышленников мотивировал других режиссеров-дебютантов попробовать свои силы в коммерческом кино. В ноябре-декабре в столичных кинотеатрах появились сразу два фильма: «Разум» Евгения Куренчанина и «Видеорегистратор» Филиппа Лагонды. Художественная ценность этих картин пока не выдерживает критики, но сам тренд заслуживает внимания.
Не дремала и, пожалуй, главная надежда отечественного кинематографа – документалистика. Картины Андрея Кутилы («25»), Дмитрия Махомета («Ты сюда больше не вернешься»), Руслана Федотова и Александры Кулак («Саламанка») горячо обсуждались не только экспертным сообществом, но и простыми зрителями.
Фестивальный успех, впрочем, не спасал от безденежья. Финансовый источник кинопроизводства в Беларуси всего один – Республиканский конкурс кинопроектов Министерства Культуры, гранты которого в силу причин чаще всего достаются «Беларусьфильму». Отдельные независимые документалисты снимали свои картины с помощью польского телеканала «Белсат», но из-за запущенных преобразований польской медиасреды скоро и это окно возможностей может закрыться.
Пока государство номинально бездействует, авторов поддерживают частные инициативы. Команда фестиваля «Паўночнае ззянне» в Академии искусств провела обучающий питчинг для режиссеров-документалистов, а в рамках индустриальной платформы «Лістапада» прошел полноценный питчинг сценариев для международного проекта B2BDOC. Цель этих мероприятий – научить режиссеров продвигать собственный креатив за рубежом, где он имеет существенно больше шансов на реализацию.
Страсти в кинопрокате и фестивальная волна
В конце августа по неясным до конца причинам не продлили контракт с руководителем «Киновидеопроката» Василием Коктышем. Именно при нем произошло техническое переоснащение кинотеатров цифровыми проекторами, появился проект независимого кино Сinemascope, независимые режиссеры могли организовывать показы своих картин и пр. Многочисленные заслуги и солидный управленческий опыт Коктыша не спасли – кресло генерального директора предприятия по решению Мингорисполкома занял бывший секретарь «БРСМ» Юрий Чечукевич, не имеющий опыта работы в дистрибьюции и кинопрокате. Какой окажется стратегия его управления, узнаем в 2017 году.
Пока чиновники делили вакантные места, столичная интеллигенция действовала. Оживление независимых режиссеров спровоцировало зеркальную реакцию у арт-менеджеров. За год фестивальный ландшафт страны ощутимо преобразился. Без драм не обошлось – кризис не пощадил фестиваль христианских фильмов Magnificat и заставил оргкомитет «Лістапада» поломать голову над поиском новых спонсоров взамен основного – Белорусской калийной компании.
Нашлись люди, организовавшие фестивали за счет собственных средств. Так, к ставшим традиционными событиям (Smartfilm, Cinema Perpetuum mobile, Bulbamovie и т.д.) присоединились бойкие новички: международные форумы «Фестиваль имени Тотошки» и Kinosmena, кинопоказы «Белкинолето», онлайн-фестиваль белорусской документалистики Belarusdocs. Инициативы получились интересными и порой неоднозначными в вопросах отбора картин-участников и организации судейства, но уже сам факт их появления вселяет оптимизм в будущее белорусской киносреды.